Человек и электроприборы

Разделы: Физика, Технология


Цель урока:

  • изучить литературу по данной теме;
  • изучить материалы интернет-сайтов;
  • подготовить сообщения;
  • провести эксперименты;
  • сделать выводы;
  • составить рекомендации.

Оборудование:

  • подборка литературы;
  • ресурсы интернет – сайтов;
  • электробытовые приборы. Телевизор, холодильник, фен, компьютер, системный блок компьютера, радиоприемник, моб. телефон;
  • кабинет информатики;
  • лабораторный набор для электролиза;
  • демонстрационная магнитная стрелка.

Данный урок проводится в два этапа: подготовительный и итоговый.

На подготовительном – готовится необходимая документация (рефераты, сообщения, презентации, видеоклипы и т.д.). На данном этапе ученики изучают литературу и накапливают материл (самостоятельно – по выбранной теме из предложенных). В 11 классе при изучении темы “НТП и экология” на уроках технологии; в 9 классе – “Электромагнитные колебания и волны” на уроках физики.

Итоговый:

Ход урока

Оргмомент:

  • видеоклип – “Катаклизмы” (приложение 1) в этот момент ученики выбирают тему (распределяются по группам, интересам), при условии, что в группе будут ребята и 9 и 11 классов. Материал по темам заранее разложен на столах (На урок приглашаем желающих учителей и предлагаем им присоединиться к какой-то группе детей).
  • начало урока, сообщение цели данного урока.

Учитель:

Мы живем в мире, где правят бал электромагнитные волны. Спектр излучения охватывает большой диапазон длин волн: от радиоволн длиной сотни метров до жесткого космического излучения с длиной волны 10-12м.

В процессе жизнедеятельности человек постоянно находится в зоне действия электромагнитного поля (ЭМП) Земли. Такое поле, называемое фоном, считается нормальным и не наносит здоровью людей никакого вреда.

Но в нашу жизнь прочно вошли различные "умные" машины (компьютеры, сотовые телефоны, микроволновые печи, телевизоры), которые создают свой фон ЭМ поля. Что они принесли человеку? Пользу или вред?

Широкие исследования о влиянии электромагнитного излучения на здоровье человека в мире были начаты еще в 60 годы прошлого столетия. Был накоплен большой клинический материал о неблагоприятном воздействии магнитных и электромагнитных полей. Уже в то время было предложено ввести новые заболевания “Радиоволновая болезнь” или “Хроническое поражение микроволнами”. В дальнейшем, Российскими учеными было установлено, что наиболее чувствительной к воздействию электромагнитных полей является нервная система человека. Результаты проведенных работ были использованы при разработке санитарных нормативных документов в России.

В последние годы количество приборов, использующих электричество, увеличилось в тысячи раз. Теперь электроника, без которой мы уже не можем обойтись, сопровождает нас круглосуточно как на работе, так и на отдыхе. Телевизоры, микроволновые печи, мобильные телефоны, компьютеры с одной стороны помогают нам, а с другой – они несут невидимую, но верную угрозу нашему здоровью – электромагнитный смог – совокупность ЭМ излучений от созданных человеком приборов и устройств. На данный момент во всем мире передовыми научными центрами проводятся исследования влияния электромагнитных полей на организм человека. Полученные факты заставили Всемирную Организацию Здравоохранения признать угрозу влияния электромагнитных полей основной для здоровья и жизни человека. Вот некоторые из них:

У 10-летнего ребенка негативные изменения в крови и моче появляются через 15-20 минут после начала работы на компьютере, у 16-летнего – через 30-40 минут, а у взрослого человека – через 2 часа, приближая состав их крови к крови онкобольных. При этом, негативные изменения происходят также в иммунной, эндокринной и центральной нервной системах.

По сравнению с любой другой бытовой или офисной техникой, мобильный телефон более вреден, т.к. создает в момент разговора мощный поток электромагнитных излучений, направленных непосредственно в голову. Поэтому в США, которая первой обзавелась мобильными телефонами, сегодня зафиксирован рекордный всплеск рака головного мозга.

Эксперт Комитета по экологии Госдумы Российской Федерации, кандидат физико-математических наук А.Ю.Сомов научно доказал, что из 32-х проверенных им сотовых телефонов ни один не соответствует заявленным критериям безопасности.

У рабочих, в чьи обязанности входит непосредственная работа с электроинструментом, после пяти лет работы начинаются необратимые изменения в работе сердечно – сосудистой системы.

Фрагмент видеофильма (приложение 2)

Поэтому изучение влияния электромагнитного излучения на организм человека я считаю очень актуальным в настоящий момент.

Но прежде чем мы начнем что-то делать, давайте подумаем, каким образом можно определить наличие ЭМ излучения? Да и что это такое вообще? Может просто выдумки пессимистов?

Итак: ЭМ излучение – это … да, правильно, это наличие и распространение ЭМ поля посредством ЭМ волны. Это мы знаем благодаря работам Фарадея, Максвелла и Герца.

А источником и носителем ЭМ поля и волны является любой электробытовой прибор.

Так при помощи чего мы можем определить наличие ЭМ поля и излучения?

Да, для этого нужен прибор – индикатор, который и поможет нам. У нас в школе есть такой прибор? Нет. А что мы можем использовать? Замечательно, давайте будем использовать магнитную стрелку (компас), но с её помощью мы только подтвердим наличие поля, а измерить точно его интенсивность мы не можем.

У нас достаточно много работы, поэтому нам придется разделиться на группы, чтобы ответить на все вопросы нашего урока.

Работа по группам: (группы исследователей 1-2-3 и аналитиков 4-5-6).

Задание 1 группе:

Изучить материалы по вопросу: “Воздействие электромагнитного излучения на организм человека” (приложение 3). Составить свои рекомендации.

Провести эксперимент – “Взаимодействие электромагнитных полей радиоприемника и мобильного телефона”.

Поднести работающий телефон к работающему радиоприемнику:

  • Наблюдать эффект;
  • Помещая различные материалы в пространство между приемником и телефоном, наблюдать эффект (бумага, стекло, картон, кожа, металлические пластинки);
  • Наблюдать эффект в зависимости от расстояния между телефоном и радиоприемником;
  • перемещая телефон вдоль стены здания на улице, а приемник внутри помещения, наблюдать взаимодействие;
  • Записать выводы.

Задание 2 группе: Изучить материалы по вопросу: “Механизм воздействия ЭМИ на организм человека. Способы защиты” (приложение 4)

Провести эксперимент: “Зависимость интенсивности ЭМП от расстояния до электроприбора”. Составить рекомендации по безопасному пользованию прибором

  • Поднося магнитную стрелку к электроприборам (телевизор, фен, электробритва, монитор компьютера, системный блок компьютера, мобильный телефон) определить наличие ЭМ излучения (по отклонению магнитной стрелки) и определить расстояние, на котором стрелка не реагирует на излучение.
  • Сделайте выводы и составьте рекомендации.

Задание 3 группе: Изучить материалы по вопросу: “Человек в мире электроприборов”.

(Приложение 5)

Провести эксперимент: “Взаимодействие ЭМ поля мобильного телефона и физиологического раствора в кювете лабораторного набора для электролиза”

  • Собрать лабораторный набор для электролиза (в качестве источника используется батарейка напряжением 4,5В), заполнить кювету подогретым до 35-360С физраствором;
  • Замкнуть эл. цепь, наблюдать образование концентрических окружностей вокруг одного из электродов;
  • Поднести к кювете (как можно ближе) два моб. телефона, включенных в режим связи;
  • Через некоторое время наблюдать слабые неравномерные отклонения от концентрических окружностей в жидкости;
  • Сделайте выводы и составьте рекомендации.

Задание 4 группе: Изучить материалы по вопросу: “Защита от ЭМ излучения”. (Приложение 6) Рекомендации СанПин (приложение 7).

  • Описать способы защиты;
  • Составить рекомендации.

Задание 5 группе: Изучить материалы интернет – сайтов по вопросу: “Приборы для измерения уровня электромагнитного излучения” (приложение 8).

  • Составить краткий рассказ.

Задание 6 группе: Изучить материалы интернет – сайтов по вопросу: “Благоприятное влияние электромагнитного излучения на организм человека”.

  • Составить краткий рассказ;
  • Проанализировать выводы предыдущих групп участников, обобщить рекомендации по защите человека от неблагоприятного ЭМ излучения.

Дети Подведение итогов:

После завершения работы групп (40-50 мин), каждая группа озвучивает свои результаты

(5-7 мин), участники 6-й группы (аналитики) обобщают и суммируют выводы.

Выводы:

  1. ЭМИ излучение электробытовых приборов действительно существует и обнаруживается простейшим индикатором – магнитной стрелкой (компасом)
  2. При приближении к прибору ЭМИ усиливается;
  3. Расстояние, при котором наблюдается действие ЭМП равно примерно 40-50см, при уменьшении его начинает реагировать магнитная стрелка, в радиоприемнике возникают помехи (при контакте с моб тел).
  4. При проверке взаимодействия телефона и радиоприемника в том случае, когда телефон находился снаружи здания, было выявлено следующее:
    • Помех не наблюдается там, где сплошная кирпичная стена толщиной 50-60см. и где установлены окна из металлопластика;
    • В местах установки деревянных оконных блоков возникают слабые помехи при работе радиоприемника.
  5. ЭМИ обнаружилось у всех исследуемых приборов – в меньшей степени у ЖК экрана монитора компьютера, в большей степени – у задней панели системного блока компьютера, у мобильного телефона, у фена;
  6. При одновременной работе всех компьютеров в кабинете информатики не нашлось точки, в которой бы магнитная стрелка показывала правильное направление (на север);
  7. Заметное ЭМИ обнаружилось и у электропровода, свернутого в кольцо;
  8. При взаимодействии моб телефонов и физраствора обнаружились легкие изменения в потоке жидкости – можно предположить о подобных изменениях в потоке крови головного мозга при телефонном разговоре;
  9. Документов, описывающих благоприятное воздействие ЭМИ на человека, не найдено. ЭМП создает избыточный поток положительно заряженных ионов, действующих негативно на человека. В настоящее время только один прибор создает поток отрицательно заряженных ионов, благоприятно воздействующих на организм человека – “Люстра Чижевского” в различных модификациях;
  10. Основные способы защиты от ЭМИ – это ограничение времени работы с электроприборами (дети 10-12 лет – 15-20мин; 13-16 лет – до 40мин; 17-18 лет до 60мин с перерывом; взрослому человеку до2часов с перерывом); защита расстоянием, использование металлизированных экранов; использование строительных материалов, армированных металлизированными сетками (металлизированные ткани, фольгированные изоляционные материалы – “Изолон”).
  11. В настоящее время созданы различные приспособления и приборы (Leifcart, прибор “фотон-1), предназначенные для защиты от ЭМИ и ЭМП
  12. Уже сегодня имеются приборы, определяющие уровень ЭМП и интенсивность ЭМИ, однако в школах таких приборов не имеется, так как уровень ЭМП и ЭМИ считается безопасным, хотя мы считаем, что это не так.

Окончание урока:

После выступления групп делаем общий вывод:

  • Отказаться от благ цивилизации мы не сможем;
  • Нужно научиться правильно ими пользоваться.
  • Нужно отказаться от того, что можно заменить безопасными вещами.
  • Охраняя свое здоровье, мы сохраняем окружающий нас мир.

Заключение:

Видеоклип – заставка “Красота” (приложение 9) Обмен мнениями, комментарии, дальнейшие планы.

Учитель:

“Всем большое спасибо за проделанную работу и понимание важности этой работы. Я надеюсь, что в этом вопросе вы теперь достаточно осведомлены. Если кто-то захочет изучить эту проблему глубже, будем продолжать вместе”.

Примечание:

  • на данном уроке мы работали в аудитории, где не используются постоянно электроприборы, кроме освещения. При подготовке к уроку решили ограничиться использованием телевизора для демонстрации видеоклипов, а приборы необходимые для экспериментов, находились в аудитории рядом. Одна группа работала в кабинете информатики.
  • Видеоклипы “Катаклизмы” и Красота” для урока подготовили ученики 9 класса Коротков М. и 11 класса – Калинина М.

Материалы интернет-сайтов, используемые для подготовки урока:

  1. www.knoved.ru
  2. www.studzona.com
  3. www.sputnikls.narod.ru
  4. grachev.distudu.ru
  5. www.shungit.spb.ru
  6. video.mail.ru
  7. yutube.com
  8. а также адреса сайтов и литература, указанные в работах учащихся.

Приложения (за приложениями не вошедшими в данный архив, просьба обращаться к автору)