"Разрешите представиться – Маяковский"

Разделы: Литература


1-й урок “О времени и о себе”. Ролевая игра “Пресс-конференция”.

Цель: познакомить с художественным миром писателя, помочь увидеть незаурядность творческой личности.

2-й урок “Я – поэт, этим и интересен” (Тема поэта и поэзии в лирике В.Маяковского).

Цель: дать представление о месте и роли этой темы в лирике В. Маяковского.

Задачи: целенаправленно использовать имеющиеся у учащихся знания, шире задействовать возможности каждого ученика, обеспечить разноуровневое учение и, опираясь на склонности и способности учащихся, удовлетворить их образовательные потребности, глубоко изучить материал по теме “Лирика В.Маяковского”.

(Занятие построено в рамках технологии “Развитие критического мышления ” и “ИОМ”.)

На занятии реализованы следующие приемы:
– Ролевая игра (Вызов),
– Оценочное окно,
– Бортовой журнал (Осмысление),
– Зигзаг (работа в группах сменного состава),
– Эссе (Рефлексия).

1-й этап – Вызов, или актуализация постановки проблемы.

Проверка домашнего задания.

(Надо было прочитать 4 стихотворения из рекомендательного списка и 5 любых из сборника стихотворений В.Маяковского, выписать названия в 3 колонки: 1 – понравились, 2 не понравились, 3 – не понял). Учитель предлагает прочитать названия нескольким ученикам стихотворения из разных колонок и по итогу совпавших мнений выбрать свою группу. Каждая из групп определяет, в какой роли они себя видят: представители СМИ, творческая интеллигенция, учительское сообщество, гимназисты 11Г класса.

Группам необходимо продумать вопросы к пресс-конференции (не менее 2-х).

По окончании конференции необходимо подвести итог, выбрав наиболее интересный материал.

В роли Представителей Фонда Маяковского: Панкова А. и Майракова Н.Н.

Ведущий пресс-конференции (Панкова Алина) во вступительном слове говорит о своем отношении к творчеству В. Маяковского. Чтобы лучше представить, каким был поэт, предлагает посмотреть несколько эпизодов из фильма “Барышня и хулиган”, затем обсудить вопросы и задавать их в устной или письменной форме.

Продолжение этапа Вызов.

Ребята сначала обсуждают, а потом задают вопросы по фильму, по биографии поэта, по восприятию его поэзии. Примерные вопросы:

– Какими были взаимоотношения поэта и власти?
– Как назывался первый сборник стихотворений и когда был выпущен?
– Почему такое странное название у поэмы “Облако в штанах”? Что здесь поэтического?
– Если поэты футуристы призывали “сбросить” предшественников “с парохода современности”, то с чего собирались начинать? Насколько это
этично, с вашей точки зрения?
– Может ли такой эгоцентричный человек, каким он предстает в автобиографии, быть “нежным” поэтом?
– Почему так трагичен финал фильма “Барышня и хулиган”? Какова концепция любви у Маяковского?
– Может ли быть поэзия Маяковского актуальной?

Алина и учитель отвечают на вопросы. Читаются стихотворения наизусть, по сборнику. Звучат отрывки из мемуарной литературы и из автобиографии. На вопрос о современности поэта и актуальности его стихотворений включаем современные песни на стихи В.Маяковского (“Лиличка”, “Послушайте!”).

При подведении итогов ведущий спрашивает у представителей групп, какой из фрагментов пресс-конференции произвел на них впечатление, что они включат в свою творческую работу.

Предлагаем перейти к самой актуальной для Маяковского теме– “Теме поэта и поэзии. Поскольку для поэта В.Маяковского “Поэзия – вся езда в незнаемое”, просим заполнить “Бортовые журналы”.

2-й этап – Осмысление информации (тексты стихотворений по “Теме поэта и поэзии”).

Продолжается работа в группах. Каждая группа отбирает наиболее яркие стихотворения, относящиеся к “Теме поэта и поэзии”, определяет программные, выписывает названия в “Бортовой журнал”. После обсуждения уточняем список программных стихотворений и предлагаем ребятам по жребию определить, какое стихотворение они будут анализировать из списка:

– “Разговор с фининспектором о поэзии”,
– “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче”,
– “Юбилейное”,
– “Во весь голос” (отрывок из поэмы).

Работа по анализу стихотворений в группах. (Предлагается план анализа лирического стихотворения.)

Попутно ведется заполнение “Бортового журнала” по алгоритму:

– Что нам известно по теме?
– Что нового открыли при более детальном погружении в тему?
– Какую оценку поставили “слушатели”? (Оценка ставится после представления темы в группах.)

Продолжение работы в группах сменного состава: представители от команды делятся своими наблюдениями по теме, в “бортовом журнале” им ставится оценка слушателями и координаторами на уроке (Панкова А. и учитель).

3-й этап – Рефлексия или личностное осмысление изученного.

Эссе на тему: “Творчество Маяковского всегда вызывало неоднозначное отношение в критике. Мое к нему отношение”. (Работу можно закончить дома.)

Приложение:

  1. Фильм В.Маяковского “Барышня и хулиган”.
  2. Песни современных музыкантов на слова В.Маяковского.