Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок "Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цели:

  1. Уяснить образ Владимира Красно Солнышка, цели проводимых им войн, походов и реформ.
  2. Дать представление о принятии христианства на Руси.
  3. Показать особенности христианства по сравнению с язычеством.
  4. Оценить значение принятия христианства при князе Владимире для социально – политического развития государства.

Оборудование:

  • карта “Киевская Русь в IX-начале XII вв.”;
  • документ “Повесть о временных лет”;
  • иллюстрации М. Макарова “Свержение идолов языческих богов в Киеве”;
  • В. М. Васнецов “Крещение киевлян в вода;
  • Презентация “Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение”.

Основные понятия и термины: усобица, христианство, религия, язычество, православие.

II. Изучение нового материала.

План изучения нового материала.

  1. Начало правления князя Владимира.
  2. Причины принятия христианства.
  3. Крещение Руси.
  4. Значение принятия христианства.

1. Начало правления князя Владимира. Объяснение нового материала учитель начинает с беседы по вопросам:

– Какие князья после смерти Святослава претендовали на княжеский престол?
– На какую силу опирались князья?
– В чём были сильные и слабые стороны наёмного войска?
– Как Владимир решал вопрос о варягах-наёмниках? Почему это было важным государственным делом?

Рассказ учителя: Особо следовало бы остановиться на последних двух десятилетиях перед Крещением. У прославленного завоевателя Святослава, сына Игоря и св. Ольги, было три сына. Старшего, Ярополка отец ещё при жизни посадил в Киеве (предпочитая проводить жизнь в военных походах вдали от столицы), Олега – в Овруче, а младшего, Владимира – в Новгороде. Но по малолетству назначил им в управители своих воевод: Ярополку – Свенельда, а Владимиру – его дядю, Добрыню. В точности неизвестно, в силу каких причин между братьями возникла ссора, следствием которой была гибель Олега и бегство Владимира за море к варягам, но более правдоподобно было бы относить её, скорее, к интригам воевод-регентов, нежели на совесть юных князей.

Записать в тетрадь:

Ярополк Олег Владимир
Княжил в Киеве и опирался на варягов-наёмников. Правил в Древлянской земле и опирался на дружину из крестьян. Правил в Новгороде, опирался на варягов-наёмников и крестьян, ремесленников.

Вывод:

В 972г Святослав умер, между братьями вспыхнула ссора и пошли они войной друг на друга, началась усобица между братьями.

Записать в тетрадь:

Усобица – война между князьями за великокняжеский престол.

В результате междоусобиц погиб Олег, а Владимир изгнал Ярополка и занял Киев. Изгнание варягов-наёмников и создание русской княжеской дружины позволили Владимиру укрепить обороноспособность страны.

Работа с картой “ Киевская Русь в IX–XII вв.”.

Учитель показывает на карте походы князя Святослава против кочевников. В результате этих походов сложилась огромная территория Киевского государства.

Работа с текстом параграфа (§ 5, страница 63–66).

Учащиеся работают с текстом и определяют систему мер, проведённых Владимиром для укрепления южных границ Руси.

Учащиеся называют эти меры:
– создание мощной системы крепостей на южной границе;
– создание гарнизонов крепостей из жителей северных областей;
– строительство сигнальных башен.

Учитель подводит учащихся к следующим рассуждениям и выводам:

  1. К обороне страны было привлечено всё население, а не только жители приграничных областей, происходит общегосударственное укрепление границ;
  2. Оборона становится общенародным делом, а это усиливает обороноспособность государства, создаются крепости на юге, куда переселяются жителей с севера для несения сторожевой службы;
  3. Благодаря государственному подходу Владимира к обороне страны натиск печенегов был приостановлен.

2. Причины принятия христианства. Рекомендуется изучение вопроса начать с работы с картой:
– Назовите и покажите территории соседних с Русью государств.

Учащиеся показывают и называют:
– Хазарский каганат,
– Византию,
– Волжскую Булгарию,
– Польшу,
– племена балтов, финно-угоров.

Учитель акцентирует внимание на вероисповедании соседей Руси:
– хазары – иудаизм,
– волжские булгары – ислам,
– Византия – православие,
– Польша – католичество.

Следовательно, это были религии, в основе которых лежала вера в одного бога. Только племена балтов, финно-угоров были язычниками.

Записать в тетрадь:
Рели́гия
 – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Язычество – идолопоклонство, вообще – религия, основанная на поклонении многим богам.

Учащиеся с помощью учителя называют и записывают причины принятия христианства на Руси:

  1. Объединить и покорить восточнославянские племена можно было, только на основе общей монотеистической религии (то есть веры в одного бога).
  2. Необходимость усиления княжеской власти.
  3. Стремление сблизить Русь с Западной Европой, преодолеть культурную изоляцию Руси.
  4. Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования.
  5. Стремление укрепить международный авторитет Руси.

Записать в тетрадь:

Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н. э. в Иудее. Имеет три основных направления :католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.

3. Крещение Руси.

Рассказа учителя о принятии христианства Русью.

Прежде всего, следует вспомнить, что много лет на Киевском столе правила княгиня-христианка – св. Ольга (945–969); если сомневаться ещё в христианстве князя Аскольда (...-882). Уже в тексте договора с Византией под 944 г. упоминается соборная церковь св. прор. Илии, а также, по словам летописца, мнози беша (были) варязи христиане (Повесть временных лет; далее – ПВЛ). И если блаженная Ольга не успела привлечь к правоверию своего единственного сына Святослава, т.к. на момент принятия ею христианства (944) он был уже достаточно взрослым человеком, к тому же поглощённым страстью к военным подвигам, то, не исключено, что преуспела она в отношении своих внуков – Ярополка и Владимира, тем более, что старший из них – Ярополк находился на её попечении лет до 13, а Владимир был ещё несколькими годами младше.

Во всяком случае, нам известно, что Ярополк, будучи правителем, политически “некрещеного” государства, весьма покровительствовал христианам: христианом даде волю велику, как читаем в Иоакимовской летописи. Таким образом, есть все основания полагать, что в 80-е гг. X в. в Киеве уже не только многие варяги и бояре, но и отчасти простые горожане, не говоря уже о купцах, крестились и были христианами. Но большинство жителей, как древней столицы, так и других крупных городов, бесспорно, были язычниками, довольно мирно уживавшимися с христианским меньшинством. Наиболее консервативным было население деревень; культивирование языческих верований здесь сохранялись ещё многие столетия.

Итак о Владимире как будущем крестителе Руси.

В 963 году у Святослава Игоревича и древлянской княжны Малуши родился сын, которого нарекли Владимиром. Воспитывал его дядя, брат матери Добрыня, язычник по вере. Восьмилетним мальчиком князь Владимир стал править в Новгороде, а в 980 году, в разгар междоусобицы, взял Киев, в котором княжил старший сын Святослава Ярополк.
В пору своей юности Владимир был ярым язычником, и образ жизни вел соответствующий – у него было пять жен и многочисленные наложницы. На киевских холмах князь установил идолов шести языческих божеств: Перуна, Дажбога, Стрибога, Хорса (солнечного коня), Мокоши и Симаргла (значение последнего неизвестно) (запись на доске). Этим идолам приносились даже человеческие жертвы.
Но Киев в те годы был городом, открытым для миссионеров различных религий. Туда являлись представители от мусульман, болгар, живших в Заволжье, латинян, немцев, иудеев и греков. Князь принимал всех миссионеров лично и подолгу беседовал с ними. Наибольшее впечатление произвел на Владимира рассказ греческого проповедника, показавшего привезенную с собою икону Страшного суда. Князь решается на неординарный шаг – он отправляет в Константинополь десяток самых уважаемых людей княжества. Это путешествие описывается в “Повести временных лет”. Люди после рассказывали князю о католиках, мусульманах и христианах православных. Их рассказ о православной службе в храмах был дополнен доказательством важности этой веры: “Если бы вера во Христа не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга – мудрейшая из людей”.
В 983 г. Владимир ходил войной на ятвягов и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: “Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам”. Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: “Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву”. Федор же отвечал: “Ваши боги – истуканы, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам”. Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам!”. Он отвечал: “Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?”. Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.
Обострение внешнеполитической ситуации ускорило процесс принятия христианства на Руси. Византия попросила помощи от Руси против мятежников. Владимир обещал помочь императорам Константину и Василию, но взамен попросил руки их сестры Анны. Братья согласились, но когда военная кампания окончилась, не спешили отдать Анну за Владимира, хотя он и согласился выполнить их решающее условие – принять христианство. Решив поторопить “забывчивых” братьев, Владимир берет Херсонес (район современного города Севастополя), откуда рукой подать до Константинополя.
Для ускорения процесса перемирия было решено, что крещение Владимира произойдет не в Константинополе, а в самом Херсонесе, куда прибыла принцесса Анна. По преданию, незадолго до этого Владимир ослеп. Анна, узнав о недуге, посоветовала жениху поспешить с принятием христианства. Обряд состоялся. При крещении Владимир получил православное имя Василий. При выходе из купели он прозрел. После крещения Владимир возвратился в Киев с венчанной женой Анной.

Записать в т