Открытый урок по теме "Музыкальные инструменты России". 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Цели:

  • научить ребят различать тембры русских народных инструментов;
  • закрепить понятие музыкальной формы “вариация”;
  • развивать умение играть на шумовых музыкальных инструментах, умение петь без сопровождения;
  • воспитывать любовь к русской народной музыке и уважение к русским традициям.

Оборудование: шумовые инструменты, музыкальный центр; компьютер; проектор; компакт диски с записями произведений

План:

  1. Приветствие. Распевание. 3 мин
  2. Вводная беседа. Постановка цели урока. 3 мин
  3. Знакомство с инструментами оркестра русских народных инструментов 10 мин.
  4. Исполнение русских народных песен “Во поле береза стояла”, “А мы просо сеяли”, “Как у наших у ворот” 15 мин.
  5. Слушание музыки – “Пляска скоморохов” из оперы Н. Римского-Корсакова “Снегурочка” 5 мин.
  6. Игра на шумовых инструментах 6 мин.
  7. Подведение итогов. Рефлексия 3 мин.

Ход урока

I. Приветствие. Распевание. Дыхательная гимнастика.

– Здравствуйте, ребята!
– Здравствуйте, учитель!

Пение в разных тональностях.

II этап

Слайды № 1–3 (Приложение 1)

– Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? О русских народных инструментах

– Какие народные инструменты вы знаете?
– Давайте посмотрим на них и послушаем их удивительные голоса.

Слайды № 4–9

III этап

– Мы с вами знаем много прекрасных народных песен, правда? Сегодня мы говорим об инструментах России и без песен нам никак не обойтись.
– Какие жанры русских песен мы знаем? Хороводные, плясовые, игровые, календарные

– Молодцы! Правильно!

Наигрываю мелодию песни “Во поле береза стояла”

– Узнали песню? Да!

Исполнение песни одноголосно, каноном. Работа над интонацией, выразительностью.

– А теперь поиграем. Знаем мы игровые песни? Да, “Бояре”, “А мы просо сеяли”

Исполнение песни “А мы просо сеяли” по группам с движением.

– Как можно “украсить” нашу песню? Игрой на инструментах.

Исполнение песни с треугольником и бубном.

– А еще есть у нас ваша любимая песня. Да? “Как у наших у ворот”

Исполнение песни с солистами. Работа над выразительностью, дикцией, интонацией.
Исполнение песни с музыкальными инструментами.

IV этап

– Ребята, а кто в старину играл на народных инструментах? Шуты, скоморохи,

– Правильно. Они развлекали народ своими песнями и шутками. Ни один праздник не обходился без скоморохов. Мы сейчас послушаем фрагмент пляски скоморохов из оперы “Снегурочка”. Кто автор оперы? Н. Римский – Корсаков

– Правильно. А какой праздник отмечают в опере жители берендеева царства? Масленицу.

Слушание фрагмента.

– Какую музыку играли скоморохи? Веселую, плясовую.

– А вы слышали там голоса народных инструментов? Нет. Там играл симфонический оркестр. Но некоторые инструменты подражали народным.

– Правильно. Молодцы! Оперный спектакль сопровождает оркестр симфонический.

V этап

– А мы с вами можем быть скоморохами? Что для этого нужно? Взять в руки музыкальные инструменты.

– Какую музыку будем играть? Веселую, плясовую.

– Вот такая подойдет?

Звучит мелодия “То не ветер ветку клонит”

Нет!

– Почему? Эта мелодия протяжная, медленная.

– А вот эта?

Звучит “Светит месяц”.

Эта веселая, плясовая. Она подойдет.

Разучивание ритмической партитуры.

Слайды № 10–12

Исполнение в форме вариации.

– В какой форме прозвучало наше произведение? В форме вариации.

VI. Обобщение темы урока

– Что нового мы узнали на уроке? Познакомились с народными инструментами, послушали, как они звучат.

– На каком народном инструменте захотелось научиться играть? На баяне, рожке, балалайке.

– Какие народные мелодии вам запомнились?

– До встречи в концертном зале!