Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Семинар-практикум "Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Временный государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Однако в практике дошкольного воспитания мы видим, что в ходе занятий дети практически лишены возможности задавать вопросы – весь материал выдается воспитателем в готовом виде, зачастую без учета интереса детей. А временные рамки занятия не позволяют «отвлекаться от темы». Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность. Кроме того, в известной степени страдает и форма подачи такого материала. Она или избыточно сложна, или дается детям в виде «готовых понятий», которые принимаются детьми как аксиома, без попыток понять причинно-следственные связи. Поэтому для многих педагогов этот раздел представляет определенные трудности.

Исходя из вышеизложенного, особенно актуальным становится отбор методов и приемов, форм работы с детьми. Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может наглядно увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление? При этом существует опасность прямого переноса знаний из школьной программы в дошкольную, а это не только не даст нужного эффекта, но и может исказить складывающуюся у детей картину мира, отбить познавательный интерес из-за непонятности и сложности предлагаемой информации. Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детьми-дошкольниками. Их усвоение требует особой организации познавательной деятельности, включение экспериментирования.

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов; изучения системы знаний по обучению детей дошкольного возраста элементарным естественнонаучным представлениям, в МДОУ компенсирующего вида «Детский сад «Ёлочка» прошел семинар – практикум для педагогов по формированию естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.

Данная цель определила задачи семинара-практикума:

  1. Обеспечить условия для развития у детей дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире.
  2. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.
  3. Развивать у педагогов способность не только давать детям знания, но и учить способам их применения.

Актуальность материала определилась теоретическим и практическим значением проблемы, неразработанностью вопросов развития у детей элементарных естественнонаучных представлений, отсутствием системы обучения дошкольников доступным для данного возраста явлениям неживой природы, внешними свойствами, внутренними связями и отношениями.

Практическая значимость семинара – практикума заключается в том, что педагогам предоставляется возможность разработать систему работы по развитию у детей естественнонаучных знаний в соответствии с требованиями «Критериев оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении», а также программой ДОУ и возрастной группой.

Семинар-практикум состоял из двух частей:

1. Теоретическая часть.

  • Вступительное слово.
  • Результаты теста-опросника для педагогов (приложение №1).
  • «Развитие элементарных естественнонаучных представлений»:
    - Развитие у детей представлений о физических свойствах окружающего мира.
    - Развитие у детей географических представлений.
    - Развитие элементарных представлений о Солнечной системе.

2. Практическая часть.

  • Презентация макетов (приложение №3)
  • Мультимедийное представление просмотренных занятий у педагогов ДОУ
  • Практические рекомендации по организации развивающей среды (приложение №2)
  • Итог семинара - практикума.

В ходе семинара – практикума представлены задачи, содержание, методы, формы, общие методические рекомендации по развитию у детей географических представлений, элементарных представлений о Солнечной системе, представлений о физических свойствах. Предложен перечень материала для предметно-развивающей среды. Рекомендованы игры, эксперименты, опыты, занятия с детьми разных возрастных групп.

Для реализации плана по формированию естественнонаучных представлений необходимо учитывать несколько условий:

Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для учащихся.

Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

На наш взгляд, организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды через:

  • самостоятельное расположение игрового материала,
  • максимальную его доступность, когда всё, что ребёнку нужно для развития - игрушки, игры, книги, материал для продуктивной деятельности - доступно для пользования и ребёнок может играть с ним в любую свободную минуту;
  • активное использование развивающих, дидактических и других игр. Так как, например, развивающие игры имеют множество преимуществ: в них можно использовать разный материал (игрушки, картинки), можно вводить природный, игровой материал, самих детей; одни и те же игры можно усложнять и упрощать, можно творчески интерпретировать их, вводя свои элементы. В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять развивающую роль, стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность ре