Авторская программа курса дополнительного образования. Декоративно-прикладное творчество. Художественная роспись

Разделы: Технология


Направленность программы.

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные , можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах создаются кружки художественно-эстетического цикла, а также вводятся элективные курсы.

В соответствией с концепцией современного образования в основу программы были положены такие составные части как :

-изучение опыта поколений с учетом современных потребностей;

-ремесло росписи по дереву рассматривается как составная часть народного искусства;

-роспись как и изобразительное искусство подчиняется общим законам декоративно-прикладного творчества, но имеет свои, довольно специфические свойства и особенности;

-интегрированная связь с другими предметами и образовательными программами.

Актуальность проблемы.

Роспись по дереву является частью народного искусства, можно сказать частью фольклора, частью народного творчества, народной мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями уходящее в далекие народные традиции, которые питают современные виды культуры. Современный человек все больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит к потери связи с поколениями, обнищанию духовного мира человека. Что же делать в этом случае?

Возрождение традиций, промыслов, искусства росписи поможет в решении этой проблемы. Мы можем узнать как можно больше о народном искусстве, возродить и приумножить полученные знания. Опираясь на национальное, народное искусство мы сможем приблизить, а в дальнейшем и передавать традиции из поколения в поколение, оставляя в сознании национальную культуру.

Цели и задачи программы.

Цель – знакомство детей с основами народного художественного творчества через познания и овладение приемами росписи по дереву, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка. Способствование формированию основ целостного восприятия эстетической культуры через развитие исторической памяти, способности развития интереса к национальной культуре.

В связи с поставленной цель задачи выглядят следующим образом:

Обучающие:

  • научить основам художественной грамотности;
  • привить стойкий интерес к художественной деятельности;
  • научить основам цветоведения;
  • научить приемам составления и использования композиции;
  • научить практическим навыкам росписи по дереву;
  • научить творчески использовать полученные умения и практические навыки

Воспитательно-развивающие:

  • развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
  • создавать в студии соответствующую эстетическую среду;
  • приобщение к народным традициям;
  • воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;
  • соединение обучения с воспитательным процессом;
  • воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

Отличительные особенности программы.

Рассматривая различные области декоративно-прикладного творчества и изучая их на уроках, дети хотят более углубленно и широко изучить наиболее понравившиеся . В данном случае их интерес был направлен на изучении видов Поволжской росписи, а более конкретно – Городецкой, знаменитого народного промысла Нижегородского края. Любая роспись, как вид художественной деятельности, всегда подчиняется общим законам ДПИ, но имеет свои, специфические особенности, свойства, требующие дополнительного изучения. Такое, как может показаться на первый взгляд узкое изучение одной из областей ни в коей мере не ограничивает кругозор, а также творческую активность ребенка, ведь специфика данной программы состоит в достижении начальных профессиональных навыков в технике росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира учащегося, заинтересованности дальнейшего изучения других видов росписи.

Возраст обучающихся. Срок реализации данной программы.

Художественная роспись и знакомство с различными промыслами изучается в программе школы на различных этапах и доступна практически всем возрастным группам, различия лишь состоят в степени сложности изучаемого материала.

Данная образовательная программа предполагает обучение детей 10-12 лет и рассчитана на два года обучения. Наполняемость групп от 8-12 человек, так при реализации программы используются как групповые, так и индивидуальные приемы работы.

Формы и режим занятий.

Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.

При изучении данного курса целесообразнее использовать следующие типы занятий:

вводные занятия , где дети познакомятся с материалом, усвоят новые знания, овладеют правилами и законами построения композиций, получат новые навыки и приемы работы;

комбинированные занятия на которых будет происходить закрепление и повторение пройденного, самостоятельная поисковая работа, применение на практике полученных умений и навыков;

занятия в форме игры, путешествия которые позволят учащимся раскрыть свои творческие способности, умение оценивать себя с другой стороны.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.

Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течении всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого, результатом которого может стать авторская разработка или выполнение творческой работы по самостоятельно выполненному эскизу.

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как

  • текущая оценка достигнутого самим ребенком;
  • оценка законченной работы;
  • участие в выставках, играх и т.д.
  • реализация творческих идей.

Ожидаемые результаты обучения.

По итогам первого года обучения ребенок должен:

  • иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;
  • уметь отличать различные виды росписей;
  • владеть основными приемами при выполнении элементарных (основных) элементов городецкой росписи;
  • ориентироваться в материале;
  • иметь начальные знания по композиции и орнаменту;
  • уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения городецкой росписи;
  • уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;
  • уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
  • иметь представление о народной культуре;
  • совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.

По итогам второго года обучения ребенок должен:

  • владеть приемами городецкой росписи, самостоятельно составлять композиции и воплощать идеи на практике;
  • овладеть приемами композиции и особенностями композиционного построения в городецкой росписи;
  • свободно владеть приемами росписи по дереву;
  • самостоятельно подбирать и подготавливать объект для росписи (знать особенности структуры дерева, отличать пороки дерева, уметь тонировать деревянную поверхность и иметь представлении о грунтовке и окончательной обработке деревянной поверхности);
  • творчески использовать полученные знания;
  • стремиться к профессиональному росту в данной области;
  • участвовать в смотрах и конкурсах;
  • почувствовать себя единым целом с народной культурой;
  • видеть перспективы для развития и приумножения своих профессиональных способностей в области ДПИ;
  • уметь использовать полученные знания.

Учебно-тематический план (Приложение 1)

Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие.2 ч. Знакомство преподавателя с учащимися. Запись в группы. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий выполненных в стиле городецкой росписи.

Тема 2. Декоративно-прикладное искусство. 2ч. По возможности проводится в виде экскурсии во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Виды ДПИ. Особенности и роль ДПИ в жизни человека и общества в целом. О роли в возрождении народных промыслов и подробное знакомство с росписями по дереву (Хохлома, Городец, Северная роспись и т.д.)

Тема 3. История создания и развития городецкой росписи.4 ч.

Корни и традиции городецкой росписи. Мастера городецкой росписи. Сюжетность и отличие от других росписей. Цветовая гамма и ее неповторимость. «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий, расписанных по мотивам городецкой росписи.

Практическая работа. Записи в тетради.

Тема 4. Элементы цветоведения. 6ч. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основные и дополнительные цвета. Физическое и эмоционально-психологическое воздействие цвета на восприятие. Символическое значение цвета. Техника смешения красок. Технические упражнения.

Практическая работа. Работа с цветовым кругом. Смешивание цветов.

Тема 5. Инструменты и материалы, используемые при работе. 6ч.

Кисти и их разновидности. Маркировка кистей. Как правильно выбрать инструмент при работе (определение кончика кисти).

Краски и их использование. Как продлить жизнь старой краске?

Смешивание красок.

Правила работы и безопасного труда. Древесина и ее применение на занятиях. Определение качества древесины и способы ее обработки. Обработка деревянной поверхности, тонирование поверхности.

Практическая работа. Правильный подбор рабочих инструментов, кистей, проверка остроты кончика кистей. Определение качества древесины.

Тема 6. Правила держания кисти в руке. Упражнения по постановки руки.6 ч. Беседа о «постановке руки», контроль за выполнением упражнений на примере элементов росписи.

Практическая работа. Выполнение элементов росписи, работа по отработке приемов писания, упражнении для руки.

Тема 7. Основные элементы росписи. 10ч. Повторение правил по «постановке руки». Овладение основными элементами городецкой росписи: дуга, капелька, спираль, штрихи, точка, скобочка. Все элементы выполняются кистью, без предварительной прорисовки карандашом. (кисть №1).

Практическая работа. Выполнение основных элементов росписи.

Тема 8. Этапы выполнения росписи. 6ч. Весь процесс можно разделить на следующие этапы: 1- подмалевок; 2-теневка; 3- оживка. Рассматриваем на примере любого элемента – листок (розан и ромашка) и т.д.

Практическая работа. Выполнение нескольких элементов росписи. Листок, кустики.

Тема 9. Городецкие цветы. 12 ч. Последовательность выполнения городецких цветов. Купавка, розан, ромашка, бутон, городецкая роза.

Практическая работа .Упражнение в писании «купавки, розана, ромашки, бутона, городецкой розы».

Тема 10. Городецкие орнаменты.4ч. Вводим понятия орнамент, декор, украшение. Слова синонимы. Орнамент не существует без предмета, который он украшает. Виды орнаментов. Общее и различия.

Практическая работа. Продолжить орнаменты.

Тема 11. Узор и орнамент .Основы декоративной композиции 4 ч.

Понятие «узор» и «орнамент», разница между ними. Основные законы композиции. Определение главного композиционного центра, симметрия в композиции, ритм, пропорциональность, масштабность.

Практическая работа. Выполнить композицию на примере предложенного образца.

Тема 12. Роспись панно.6 ч. На основе полученных знаний самостоятельно выполнить гирлянду из городецких цветов на бумаге (или деревянной поверхности).

Тема 13. Выставка работ. 1 ч. Подведение итогов первого года обучения.

Тема 14. Городецкая птица. 10 ч. Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи – «птицей». Первое знакомство начинается с прорисовки городецкого фазана. История рисунка, легенда. Последовательность выполнения птицы. Основные этапы работы.

Практическая работа. Упражнения в писании птицы.

Тема 15. Птицы волшебного сада. 10 ч. Образ птицы в мифологии связан с небом. Наши предки считали, что по ту сторону облаков находится волшебный сад, в котором произрастает мировое дерево у вершины которого и обитают удивительные птицы. Птицы также служили посредниками между землей и небом. Историческая справка. Изображение птиц в ДПИ, символика и мифология, связанная с образом птицы в народном искусстве. Цветовая гамма городецкой птицы.

Практическая работа. Упражнения в писании птицы по выбору (по образцу: петух, павлин, лебедь, голубь, кукушка).

Тема 16. Городецкий конь. 8 ч. Городской конь-символ богатства. Образ коня в мифологии. Изображение коня. Прорисовка и последовательность писания городецкого коня. Цветовая гамма при выполнении работы.

Практическая работа. Упражнения в писании коня.

Тема 17. Виды композиции городецкой росписи. 10 ч. Традиционные схемы расположения узора в прямоугольной форме:

  • с одним крупным цветком и несколькими мелкими;
  • с двумя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов;
  • с тремя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов.

Практическая работа. Упражнения в составлении композиции, роспись разделочной доски.

Тема 18. Сложные элементы росписи. 16 ч. Составление цветочной росписи. Букет. Гирлянда. Ромб. Цветочная полоса. Венок.

Цветочная роспись с включением мотива «птица», «конь».

Практическая работа. Выполнение сложных элементов росписи.

Тренировочные упражнения.

Тема 19. Сюжетная роспись. Роспись готового изделия. 16 ч.

Выполнение эскиза росписи разделочной доски. Перенос эскиза на деревянную поверхность. Тонировка и способы изменения цвета деревянной поверхности. Покрытие изделия лаком.

Практическая работа. Роспись готового изделия по выполненным эскизам.

Тема 20. Заключительное занятие. Проведение выставки. 2 ч.

Подведение итогов. Выбор лучших работ. Участие в конкурсах. Награждение лучших учащихся.

Методическое обеспечение программы.

В программе используются следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров.)
  • репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)
  • изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)

В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.

Материально-техническое обеспечение.

Программа рассчитана на проведение занятий 2 часа в неделю для одной группы. Набор детей осуществляется без ограничений в плане мастерства и таланта детей, принимаются все желающие.

На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, которые могут быть выполнены самим педагогом или частично приобретены. Весь материал готовиться заранее и раздается детям на занятиях. Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций, выполненных как педагогом, так и учащимися на занятиях.

На занятиях по данной программе потребуются следующие материалы и инструменты:

  • альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;
  • краски гуашевые 12 цветов (в наборе необходимо присутствие красок красного, белого, черного, зеленого, синего цвета), на первом году обучения можно использовать набор из 6 цветов;
  • кисти колонковые №1, 2, 4 (их можно заменить беличьими);
  • банка для набора воды;
  • мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти;
  • деревянные изделия для росписи (разделочные доски, веселки, яйца, шкатулки и т.д.);
  • мелкая шкурка № 0, 1;
  • лак яхтный для покрытия готового изделия.

Календарно-тематический план. (Приложение №2)

Список литературы.

  1. Неменский Б.М. Программы Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М., Просвещение, 2009г.
  2. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький ,1988г.
  3. Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство Методика преподавания в 5 классе. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2007г.
  4. Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Учебник для 5 класса. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2009г.
  5. Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Рабочая тетрадь для 5 класса. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2008г.
  6. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. Мозаика-Синтез.2007г.
  7. Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л., 1980г.
  8. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство; книга для учителя. М., Просвещение, 1984г.
  9. Уткин П.И. Народные художественные промыслы. М., Высшая школа, 1992г.
  10. Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства. Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Родина. 2002г.
  11. Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994г.