Урок-праздник по русскому языку, посвященный Дню матери. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • повторить, изученные орфографические правила, части речи, состав слова;
  • учить образовывать новые слова с помощью ласкательно-уменьшительных суффиксов;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать речь;
  • воспитывать уважение и любовь к матери.

На урок приглашены мамы.

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление темы урока

Учитель: Сегодня на урок мы пригласили мам. Наши мамы переживают за нас, хотят, чтобы мы хорошо учились, помогают нам делать уроки. Им мы сегодня покажем, как учимся и что уже знаем. Надеюсь, что мамы будут довольны. А тема нашего урока “Слова”.

Послушайте стихотворение А. Л. Барто.

(Подготовленный ученик читает стихотворение “Слова”.)

Слова бывают разные,
Бывают неотвязные.
Вот, например, к Володе
Пристало слово “вроде”.
Слова бывают разные:
Хорошие, простые.
Слова бывают праздные,
Ненужные, простые.

О каких словах А. Л. Барто не упоминает в своём стихотворении.

Ученики: О вежливых словах: спасибо, здравствуйте, до свидания, пожалуйста.

(Учитель ставит на доску таблички с этими словами. Они были выучены на предыдущих уроках. )

II. Повторение пройденного.

Учитель: А теперь прочитаем слова, записанные на доске.

На доске слова: гора, сердце, лёд, колосок, летает, грустный.

Скажите, что это за слова?

Ученики: Слова, обозначающие предметы, существительные: гора, сердце, лёд, колосок.

Есть слово, обозначающее признак, прилагательное: грустный.

Есть слово глагол: летает.

Слова с безударными гласными: гора, колосок, летает. (Доказывают правильность правописания, подбирая проверочные слова.)

Слова с непроизносимой согласной: сердце, грустный. (Также доказывают правильность правописания.)

Слово с глухим согласным звуком: лед.

Слова односложные, двусложные, трёхсложные.

Учитель: Но есть в жизни слово самое важное, самое главное. Какое?

Ученики: Мама.

(Подготовленный ученик читает стихотворение.)

Мама – первое слово,
Главное слово в нашей судьбе!
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе!

Учитель: А кто же скажет, почему мы сегодня вспомнили слово мама и пригласили мам на урок.

Ученики: Потому что скоро праздник День матери. Он отмечается в последнее воскресенье ноября.

Учитель: Правильно. Этот праздник (табличку со словом “ праздник” ставит на доске)отмечается в нашей стране с 1998 года. В этот день мы чествуем наших матерей, говорим им слова благодарности, дарим подарки.

Проведём звуко-буквенный анализ этого слова.

III Образование слов с помощью суффиксов.

Игра “Живые слова”.

2 группы детей составляют слова из букв. Первая группа – 7 человек, у каждого по букве: м, м, к, ч, а, а, о.

Вторая группа – 10 человек, у каждого тоже по букве: м, м, н, л, к, а, а, у, е, ь. Должны получиться слова:
мамочка мамуленька

Учитель: Что это за слова?

Ученики: Ласковые. Новые слова. Они образованы от слова “мама”.

Учитель: Запишем эти слова в тетрадь и разберём их по составу.

Какие суффиксы в этих словах?

Ученики: -очк-, -еньк-.

Учитель: Мы образовали слова с помощью ласкательных суффиксов.

Попробуем подобрать к этим словам слова признаки, то есть прилагательные

Ученики подбирают: хорошая, милая, умная, ласковая, заботливая, добрая, красивая, любимая, нежная (и т. д. )

Учитель: Попробуем от этих прилагательных образовать новые прилагательные с помощью суффикса -еньк-.

Ученики: Хорошенькая, миленькая, умненькая, красивенькая (и т. д.)

Учитель: Запишите в тетрадь по два словосочетания, которые, по вашему мнению, лучше всего подходят к вашей маме.

А теперь послушаем, как мамы называют вас ласково, используя ласкательные суффиксы.

Мамы: Танечка, Дашенька, и т. д.

Учитель: Запишите своё ласковое имя и обозначьте суффикс.

Мамы могут называть вас ещё ласковыми словами. Какими?

Ученики: Солнышко, зайчик, (и т. д. )

IV Стихи и песни о мамах.

Учитель: О мамах написано очень много стихов и песен. В них поэты выражают свою любовь и нежность к мамам. Для наших мам мы прочитаем несколько стихов.

(Подготовленные дети читают стихи о мамах.)

Мама. (Читает Дима.)

В сумерках вернулся я из школы.
Сел к окну, не зажигая свет,
Нынче вечер будет невесёлый,
Потому что мамы дома нет.
Хоть бы поскорее воскресенье:
Целый день мы будем с ней вдвоём,
Тут у нас и дело, и веселье,
Почитаем, вместе попоём.
Я сижу тихонько и мечтаю,
Жду её – хорошую мою!
Я её горячим крепким чаем
Из любимой чашки напою.

Моя мама. (Читает Ваня.)

У мамы стол всегда в порядке,
Там книжки мамины стоят,
Лежат там мамины тетрадки –
Работы маленьких ребят.
Я маму жду – придёт домой,
А на столе подарок мой:
Цветок на солнышке поставлю.
К столу мы с мамой подойдём,
Я маму с праздником поздравлю
С Материнским днём.

Что мы узнали из стихов, которые прочитали дети?

Дети: Дима очень любит свою маму, а у Вани мама учительница.

Учитель: Расскажите, а кем работают ваши мамы?

(Рассказы детей о своих мамах.)

(Дети исполняют песню “ Мама”, сл. и муз. Анны Петряшевой, исполняет гр. “Талисман”.)

На свете слова нет
Роднее и дороже.
Встречаем с ним рассвет,
И спать ложимся тоже.
Есть в этом слове жизнь,
Есть в этом слове песня,
Нам без него никак не прожить!

Припев:

Мама, одно есть слово на планете – мама!
Мама, твоя любовь, как солнце, светит, мама!
Мама, дыханье радости и света – мама!
Мама, твоим теплом Земля согрета!
Мама, мама, мама!

Сегодня все цветы
Распустятся для мамы.
Сегодня все мечты
О добром и о главном!
Тепло любимых глаз,
И свет твоей улыбки
Важней всего на свете для нас!

Учитель: Мамам в праздник дарят подарки. А что больше всего принято дарить мамам?

Ученики: Цветы.

Учитель: Вот и мы сегодня подарим мамам цветы. Какие? Сейчас узнаем. (Учитель открывает доску, там рассыпанные слова.) Ой, слова, пока ждали, когда мы о них будем, говорить – рассыпались. Попробуем составить эти слова. Помните, о чём мы говорили? О цветах.

(Три группы детей собирают слова: васильки, тюльпаны, ромашки. Учитель ставит картинки с изображением этих цветов.)

Мы мамам тоже приготовили цветы, сделанные своими руками. С вручением цветов мы должны сказать добрые и нежные слова, а какие, вы сейчас сами придумаете.

(Дети делятся на 4 группы, и каждая группа составляет поздравление.)

Зачитываются все составленные поздравления детей. И дети вручают свои подарки.

IV Подведение итогов.

Мамы благодарят детей. Дарят классу “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова.