Эмоции и их валеологическая роль

Разделы: Биология, Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • образовательные: рассмотреть понятия об эмоциях, выяснить значение эмоций в жизни человека, их влияние на здоровье.
  • развивающие: продолжить формирование навыков работы с книгой, анализа, сравнения, обобщения, самооценки;
  • воспитательные: продолжить формирование умения слушать и слышать собеседника, учить коллективному сотрудничеству.

Средства обучения: картины, компьютер, проектор.

Деятельность:

  • частично-поисковая;
  • творческая;
  • самостоятельная;

Формы деятельности:

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • самостоятельная;
  • общеклассная.

Методы обучения: развивающие, проблемно-поисковые, репродуктивные, творческие.

Продукт урока: буклет.

Действия учителя

Действия ученика

Организационный момент (слайд 1)

Занимают свои места

Мозговой штурм

Наш урок я хочу начать с жизненных вопросов (слайд 2)

(слайд 3)

  • .Почему одна и та же болезнь у разных людей протекает по-разному?
  •  Почему порой люди вылечиваются от неизлечимых заболеваний?

(Дарья Донская)

  •  Почему к одним прооперированным спустя некоторое время болезнь снова возвращается, а другие расстаются со страшным диагнозом навсегда?

Размышления - 1 мин.

Записывают ответы на карточках, которые лежат на столах

Учитель крепит ответы учащихся на магнитной доске, также крепит 1-2 пустые карточки, не ответивших учеников

Отвечают с места по одному, передают свои карточки учителю

  • Да, всё это, безусловно, верно, но есть ещё причины! Недаром у нас на доске есть белые пятна, которые, я надеюсь, вы заполните в конце урока.

 

 

  • Перед вами произведения великих художников (слайды4-9) Вглядитесь в лица людей, изображенных на этих картинах.
  • Какие переживания испытывают они?
  • Что хотел донести до нас каждый из авторов?

Ответы учащихся (грусть, радость, гнев…)

Какое слово может объединить названные вами переживания?

Отвечают: эмоции

Вот мы и подошли к теме нашего урока. О чем мы будем говорить? Эмоции и их валеологическая роль (слайд 10).

 

Целепологание

Каждый из вас узнает сегодня:

  • что такое эмоции,
  • попробует выяснить их влияние на здоровье,
  • сделает для себя некоторые жизненные выводы.

 

Раздаёт заготовки буклета

Продуктом урока станет буклет, который вы заполните в течение урока и в дальнейшем сможете использовать как памятку. Нам понадобится ваш опыт, активность, и конечно эмоции.

Знакомятся с содержанием заготовок буклета

Основной этап

Человек благодаря психике не только отражает окружающий мир, ориентируется в нем, но и переживает все, что в этом мире происходит. А основу душевных переживаний составляют эмоции (слайд 11)

В широком смысле слова, под эмоциями понимают все переживания, связанные с отражением окружающей действительности, т.е. эмоциональную окраску имеют все ощущения: зрительные, слуховые, даже вкусовые, т.д.

Под эмоциями так же понимают переживания человека, возникающие в результате невозможности (возможности) удовлетворения своих потребностей (это определение) (слайд12)

Прошу вас не забывать работать с буклетами!

Записывают новый материал в буклеты, слушают объяснение учителя.

Психологи выделяют 6 основных эмоций. Попробуйте их назвать.

Ответы: Стыд, обиду, неуверенность, досаду…

Среди ваших ответов были правильные. Проверьте себя.

Итак, к основным эмоциям относятся: (слайд13)

  • Грусть и радость
  • Гнев и стыд
  • Страх и уверенность

Записывают в буклеты

Посмотрите ещё раз на проявление этих эмоций. (слайды14-17)

Выберите, какая эмоция соответствует этой картине?

А этой?

Ответы учащихся: Грусть, стыд, радость и т. д.

Все основные эмоции делятся на 2 вида

Попробуйте их назвать (слайд21)

Верхние картины соответствуют

Нижние

Ответ: + и -

+

Практическая часть

Известно, что отрицательные эмоции достались нам от древних предков (слайд22) А продолжительность жизни древнего человека составляла около 30 лет.     Есть основания считать, что одна из причин столь короткой жизни – отрицательные эмоции, которые преобладали в те далекие времена.

А влияют ли они на жизнь современного человека? (слайд22)

Я предлагаю вам это выяснить в своих группах, которые с этой минуты становятся исследовательскими лабораториями:

1 – медицинская

2 – психологическая

3 – валеологическая

(учитель ставит на столы таблички с названиями лабораторий)

Я руководитель, к которому вы можете обращаться за помощью, но так же прошу не забывать соблюдать правила сотрудничества научной лаборатории, так как я строгий начальник.

На экране правила сотрудничества (слайд23)

Ваши задания на столе, время работы 5 минут, а музыка подскажет, когда оно закончится.

 

Контролирует работу в группах

Работа в группах

Итак, рабочее время закончилось. Прошу лаборатории, отчитаться о проделанном исследовании.

Слово первой группе (3 минуты)

На экране интересные факты (слайд24)

Слово второй группе (3 минуты)

На экране общие правила (слайд25-26)

Прошу вас выбрать два-три правила наиболее приемлемые лично для вас (записывают правила цифрами).

Слово третьей группе (3 минуты)

На экране эпиграф (слайд27)

Отчёт групп

Д.З.

Спасибо за работу! Думаю, работа вам понравилась, и вы с удовольствием продолжите ее и проведете самотестирование. Это и будет вашим домашним заданием. Педагог раздает конверты с тестами.

 

А теперь давайте вернемся к началу нашего урока и ответить на вопросы, которые я вам задала.

На экране вопросы (слайд28) (см. начало урока)

Как вы считаете, что может являться ещё причиной этих фактов?

Да, действительно, это подтверждают и исследования американского университета... (слайд 29)

Ответы учащихся (о влиянии эмоций на здоровье человека).

Наш урок подходит к завершению, но прежде чем с вами попрощаться, хочу, чтобы вы вспомнили замечательный детский мультфильм.

На экране (слайд30-35) фрагмент мультфильма «Крошка Енот», звучит песня «От улыбки…».

Все поют

От улыбки станет всем светлей
От улыбки в небе радуга проснется
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз еще вернется.

Замечательно, давайте друг другу поаплодируем.

Аплодисменты

Я хочу с вами поделится своими эмоциями о сегодняшнем уроке (учитель раздает улыбки вырезанные из картона с оценкой - 5) и хочу узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, для этого прошу заполнить вас мишени (учитель раздаёт мишени и объясняет как с ними работать.)

Учащиеся заполняют оценочную мишень и сдают преподавателю.

На этом наш урок окончен. До свидания!

 

Задания для валеологической лаборатории:

  1. Ознакомьтесь с предложенной вам информацией.
  2. Выберите из предложенных упражнений наиболее интересные на ваш взгляд.
  3. Попробуйте их выполнить.
  4. Выберете одного члена вашей группы, который расскажет, как делать упражнения, остальные будут их показывать присутствующим.

Примерный алгоритм выступления вашей лаборатории:

Время выступления не более 2-3 минут!

  1. Нам была предложена информация о кинезиологической разминке, сказать для чего она необходима
  2. Все упражнения очень интересные, но наиболее понравившиеся нам мы сейчас продемонстрируем.
  3. Во время выступления предложить присутствующим выполнять упражнения вместе с вами.
  4. Провести разминку.

Информационная карта

Кинезиологическая разминка для снятия напряжения и стресса

Этот комплекс упражнений используется для снятия стресса бойцов спецназа России, после выполнения очередного спецзадания.

  1. Восстановить дыхание.
  2. Несколько раз моргнуть, повращать глазами в разные стороны
  3. Упражнение «Кольца и браслеты».
    Вкручивающими движениями, обхватив пальцами другой руки, массировать каждый палец правой и левой руки, имитируя надевание кольца. Затем, то же самое сделать в области запястья, имитируя надевание браслета (см. фото 1).
  4. «Кисель вокруг пальцев».
    Представить, что на руках кисель и попытаться легкими движениями его стряхнуть. Руки вытянуты вперед, кисти расслаблены (см. фото 2).
  5. «Буратино».
    Маршировать, высоко поднимая колени и руки (правая рука и правая нога, левая рука и левая нога одновременно) (см. фото 3).
  6. «Кросс-кроллы».
    Маршировать, соединяя локоть правой руки с коленом левой ноги, локоть левой руки с коленом правой ноги (см. фото 4).
  7. Упражнение «Слон».
    Дотягиваемся носом до плечевого сустава вытянутой руки, имитируя хобот слона. Совершаем рукой вертикальные движения в форме восьмерки (см. фото 5).
  8. Круговые движения головой по и против часовой стрелки поочередно.
  9. Упражнение «Совы и совята».
    Левой рукой захватить мышцу плеча. Правую руку положить ладонью на область желудка. Головой имитировать движения совы, издавая «ухающие» звуки (ух-ух-ух) (см. фото 6).
  10.  Упражнение «Пельмени».
    Легкое массирование ушных раковин пальцами рук.

Задания для медицинской лаборатории.

  1. Ознакомьтесь с предложенной вам Интернет-информацией.
  2. Определите общие мнения различных авторов на проблему влияния на здоровье человека отрицательных эмоций.
  3. Выберете 3-4 наиболее негативных последствия (ключевые слова) для здоровья человека (ключевые слова), вызываемых отрицательными эмоциями (на ваш взгляд).
  4. Запишите ключевые слова на страницах приложения таким шрифтом, чтобы надписи были читаемы с доски (каждое слово на отдельном листе).
  5. Сформулируйте отчет о проделанной работе, используя факты для объяснения выбора (для 2-3 минутного выступления).
  6. Выберете 2 членов своей группы, которые будут отвечать: 1-ый с места; 2-ой у доски (отчет о проделанной работе).

Примерный алгоритм отчета группы о проделанной работе:

  1. Изучив предложенную информацию наша лаборатория выяснила мнения различных авторов на проблему влияния отрицательных эмоций на здоровье современного человека … (привести примеры) - ответ с места.
  2. Мы считаем, что наиболее негативными последствиями являются : … (в ходе ответа прикреплять на доске написанные на страницах приложения соответствующие ключевые слова),объясняя причину выбора. 

Информационная карта

  1. Люди, чувствующие постоянную опасность, как бы заражаются страхами. Страх становится хроническим, что наиболее опасно для здоровья, т.к. при этом развивается невроз. Дети, страдающие неврозом страха, становятся напряженными, скованными. Они не высыпаются, теряют аппетит, делаются плаксивыми, а значит, хуже развиваются, чаще болеют.
  2. Сильные и продолжительные приступы тоски, грусти вызывают состояние подавленности и общей пассивности – депрессии. Человек становится медлительным, безынициативным, быстро устает. Время для него течет мучительно долго, нередко его начинает одолевать ощущение. Что он никому не нужен, преследовать чувство вины за случившееся. И тогда он может потерять интерес к жизни.
  3. Следует заметить, что в состоянии гнева у любого человека происходят нарушения в системе пищеварения, что может привести к воспалению кишечника (колит). Растет нагрузка на сердечно-сосудистую систему, что приводит к росту кровяного давления (гипертония). Очень опасно то, что в состоянии гнева человек может нанести вред здоровью других людей (опасность для окружающих).

Факты:

  1. Проведенные исследования (США) показали, что у большинства испытуемых-нытиков вероятность умереть была на 42% выше, чем у испытуемых весельчаков.
  2. Проведенные исследования (США) показали: чем вы счастливее, тем ниже у вас уровень кортизола – гормона стресса.
  3. Британские ученые определили область мозга, которая может уменьшаться в объеме под воздействием гормонов стресса.
  4. Группа ученых из Университета Торонто в ходе исследований обнаружила: хорошее настроение обостряет мыслительные способности.
  5. 84% убийств совершается в результате приступа гнева.

Задания для психологической лаборатории.

  1. Ознакомьтесь с предложенной информацией ( информационная карта).
  2. Выберете 4-5 методов наиболее эффективных для преодоления отрицательных эмоций (на ваш взгляд).
  3. Объясните свой выбор.
  4. Сформулируйте (устно) отчет о проделанной работе (выступление не более 3 минут!).
  5. Определите одного члена вашего коллектива, который будет отчитываться о проделанной работе лаборатории (ответ у доски с использованием информационной карты).

Примерный алгоритм отчета группы:

  1. Внимательно изучив предложенную информацию мы решили, что наиболее эффективными методами преодоления отрицательных эмоций являются: 1-… . 2.- … . 3. - … и т. д. Ответ сопровождать объяснениями причин выбора, показывая выбранные методы на экране с помощью указки (рассказывает один из отвечающих).

Информационная карта

  1. Для того чтобы побороть страх следует:
  • Проанализировать свой страх;
  • Максимально понизить возможность образования ситуаций, вызывающих страх;
  • Заняться физическими упражнениями;
  • Найти для себя интересное творческое занятие (хобби)
  • Провести игровой эксперимент: построить искусственную модель страшной ситуации и успешно пережить ее.
  1. Для победы над грустью:
  • Проанализировать случившееся, найти положительную ситуацию;
  • Поделиться переживаниями с близким человеком;
  • Физические упражнения;
  • Заняться творчеством.
  1. Для преодоления агрессивности:
  • Проанализировать ситуации, вызывающие у вас агрессию;
  • Заняться физическими упражнениями (дыхательные, мимические);
  • Разработать для себя неагрессивный стиль общения и придерживаться его.

Приложение