Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций

Разделы: Преподавание истории и обществознания, Преподавание литературы, Внеклассная работа


Приложение 1. Презентация по теме.

Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".

Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.

Современные требования ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное прочтение художественного текста, а формирование умения самостоятельно работать с текстом, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. "Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности" .

Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту.

Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Метод проектов (от греческого слова "путь исследования") ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения.

Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

Проект - это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.

Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изучение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимся.

Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.

Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

Выполняется проект по определенному плану, включает следующие этапы:

Название этапа Деятельность учащихся и учителя
1. Планирование работы -изучение текста художественного произведения, исторических документов;

-выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть интересной, значимой для учащихся, они должны быть заинтересованы в развитии проекта);

-обсуждение возникших идей;

-планирование объема работы.

Содержание проекта - это материал учебной темы, представленный в виде поисковой задачи, которая представляет интерес для школьников. Результат деятельности учащихся может быть спланирован в виде какого-либо конкретного представления. Так, при завершении изучения комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" группа девятиклассников представила проектную работу "Афоризмы в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума", основанную на внимательном изучении текста, работе с различными словарями и справочниками.
2. Аналитический этап -формирование представления о результате проектной работы (презентация, буклет, сценарий, газета, другой вид творческой деятельности);

-собирание информации, работа с различными источниками (словари, справочники, исторические документы, критическая литература, Интернет-ресурсы);

-обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами).

3. Этап обобщения -аналитическая работа с полученными материалами (обработка материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста, подбор аргументов, формулирование выводов);

- подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, портреты героев, произведения живописи) к презентации или буклету;

-оформление полученного материала в определенном виде (буклет, презентация, газета, другие виды творческих работ).

Для изучения учебного материала с использованием метода проектов учитель проводит большую предварительную работу. Проектная работа на уроках литературы, истории, МХК - это работа с разнообразными источниками информации, с использованием проблемных, поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, сформировать свою точку зрения, а также необходимость обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме. Результаты работы оформлены в виде презентации и буклета, которые представлены на заключительном уроке по повести. Так, при изучении повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" школьников заинтересовал вопрос: "Как изображен Емельян Пугачев в исторических документах и в повести А.С.Пушкина?" Это стало основой проектной работы. Учащиеся познакомились с большим количеством исторических документов, сопоставили портреты Пугачева, данные писателем в разных текстах ("История пугачевского бунта" и "Капитанская дочка"). Школьники выяснили, что под пером Пушкина образ Пугачева становится привлекательным для читателя. В Интернет-документах участники группы нашли сведения о различных портретах бунтовщика, в частности, узнали о "Портрете царя на портрете царицы" и "Пугачеве устрашенном". Внимательно работая на уроках литературы с текстом, были сделаны выводы о жизненной философии Пугачева, о символических образах птиц: ворона и орла. Результаты работы оформлены в виде презентации и буклета, которые представлены на заключительном уроке по повести.
3. Презентация полученных результатов -осмысление полученных данных и способов достижения результата;

-презентация проекта (представление итогов работы на уроке, на заседании кружка, выступление в рамках внеклассных мероприятий, выступление на конференции).

Презентация результатов различна. Это зависит от замысла учителя и возможностей школьников. В средних классах это записи фольклорных текстов "Что поют донские казаки", сборники иллюстраций к прочитанным сказкам, сборники творческих работ "Литературное творчество", "Пишем сказку сами", стенгазета "Отечество нам Царское Село", гостиная "Пушкин, Онегин и другие". В 10 классе в ходе реализации проекта "Мой Пушкин" каждый учащийся определил для себя основные вопросы биографии поэта, которые потом представлены на уроках в форме презентации.

Приложение 2. Проектная работа "А.С.Пушкин. Счастливая, невозвратимая пора детства".

Старшеклассники представляют итоги своей работы в виде буклетов, альманаха, выполненных на компьютере, это может быть исторический комментарий к тексту художественного произведения, публикация в школьной газете "Ступени". Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.

4. Рефлексия -подведение итогов, создание ситуации успеха.

Проектная деятельность является личностно- и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования. Метод проектов - это способ познания мира, решение проблемных задач, это способ развития и становления личности ребенка, его социализации, готовности на выходе из школы к освоению программ высшего профессионального образования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". При изучении романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" большой интерес вызывает у школьников фигура Воланда. "За что Воланд наказывает человечество?" - так был сформулирован основной вопрос для групповой работы. Ученики провели большую поисковую работу по различным направлениям: текст, критическая литература. В результате черновой работы получилась таблица с интересными результатами, которые оформлены в виде презентации и буклета. Для эффективной организации проектной работы использую методические рекомендации по выполнению проекта. Это различные памятки, например, "Как работать в группе над проектом", "Как работать над проектом". Совместно с учащимися разрабатываем "Примерный план работы над проектом". После окончания работы подводим итоги с целью рефлексии (Памятка "Мы подводим итоги проектной деятельности")

Классификация проектов.

Проектная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся.

Виды проект