Интегрированный урок (литературное чтение + окружающий мир) "Синица"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Способствовать формированию знаний о творчестве Г.А. Скребицкого;
  • Способствовать расширению представлений о многообразии птиц родного края.
  • Способствовать развитию навыка беглого, осознанного чтения;
  • Способствовать формированию умения наблюдать, рассуждать, анализировать;
  • Способствовать формированию интереса к научно – познавательной литературе.
  • Способствовать воспитанию юного друга природы.

Оборудование:

  1. Рисунок с изображением следов зайца, синицы.
  2. Тема раздела;
  3. Портрет Г.А. Скребицкого;
  4. 4.Сугроб из пунктов плана к рассказу Г.А. Скребицкого «Белая шубка»; - нежно
  5. Проблема урока «Раскрыть тайны синиц»;
  6. Листок календаря «23 декабря – день зимнего солнцестояния»;
  7. 7.Таблицы Шульте;
  8. Декодированный текст 102 21 154.
  9. Музыка П.Чайковского «Времена года».

Ход урока

1. Организационный момент.

На фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года» учитель читает стихотворение.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
Еесть природы храм…

Игра «День, ночь». Что изображает музыка П.Чайковского «Времена года»

2. Постановка темы и задач урока.

Сегодня продолжим путешествие по белым страницам природы в стране «Поёт зима, аукает…»

Герои нашего урока создали проблему, которую мы должны решить.

«Раскрыть тайны синиц» (Зима им не страшна, их не пугает вьюга….»

3. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Поможет нам в путешествии путеводная карта (таблицы Шульте)

-За 30 секунд найти как можно больше букв;

Движение по заснеженной поляне. Что это?

 

Облако«23 декабря» - день зимнего солнцестояния. Сегодня день равен ночи. После 25 декабря день будет прибывать. Сегодня зима родилась 3 раз. (Краеведческая, календарная, астрономическая)

-Какая погода 23 декабря?

Погода благоприятствует путешествию по лесу?

А вот и загадка на снегу? Кто это тут был? Узнаем? Следы зайца на рисунке.

сканирование002

Поможем ему?

Работа с деформированным планом по рассказу Г.А. Скребицкого «Белая шубка» Стр.124.

-Зимний лес;

-Заяц в беде;

- Возвращение из деревни;

-Спасение зайца;

-И вновь зайка в заснеженном лесу;

-Выздоровление зайца.

Проверка. Игра «В дозоре».

Чтение рассказа Г.А. Скребицкого «Белая шубка» Игра «Решето».

Ещё одна тайна? Какая?

Декодирование текста. 102 21 154 (Таблица слогослияний).

Словарная работа .

Синица – небольшая пестрая птица размером с воробья. Карточка.

Сегодня познакомимся с рассказом Г.А.Скребицкого «Синица».

Рассказ учителя о Г.А.Скребицком.

Писатель – натуралист Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля(2 августа) 1903 г.в Москве. В семье, где рос будущий писатель, очень любили природу. Любовь к природе пробудившаяся и окрепшая в детские и юношеские годы определила его жизненный путь. Он поступил в зоологический институт, чтобы изучать родной ему мир природы, мир зверей. Ездил в экспедиции, наблюдал жизнь различных животных. Скребицкий решил записать свои воспоминания и адресовал их тем, кому столько же лет, сколько было ему самому, когда он впервые встретился с природой.18 августа 1964 г .умер от инфаркта.

-Чтение рассказа Г.А. Скребицкого «Синица» учителем.

-Физпауза «На зарядку становись!»

Прилетели птички, (Изображают полёт птиц.)

Птички – невелички.

Смотрят нам в окошко, (Поворачивают голову из стороны в сторону.)

Просят хлеба крошку.

Мы им крошек насыпали. («Сыплют крошки».)

Птички весело клевали. («Клюют».

Беседа.

-Видели ли вы синицу? Где?

- Что можно сказать о поведении, росте синицы? (Небольшая, шустрая птичка, ростом поменьше воробья).

Почему синицу называют сторожем садов?

-Зачем она прилетала в сад? (За добычей: за жучками и за гусеницами).

- Согласны ли вы, что жучки и гусеницы вредны?

-Что произойдёт, если их не будет?

Описание внешности синицы. Выборочное чтение.

(Самостоятельное чтение с выполнением задания).

- Рассказ о синице на основе учебника.

- Зима не страшна, их вьюга не пугает… Что тогда пугает птиц? (Голод)

Значит птицам надо помогать? Приходилось ли подкармливать, угощать синицу?

Кто желает рассказать, что же любит синица?

В рубрике «Это интересно» вы узнаете много интересного о синицах.

-Игра «Расскажи и найди рисунок синицы». (Иллюстрации)

Ученик 1. Синицы – ловкие, подвижные птички. Они не улетают на зимовку в тёплые края, поэтому увидеть их можно в любое время года. Синицы питаются насекомыми, пауками, семенами. Гнездо они обычно устраивают в дуплах деревьев.

Ученик 2. Очень часто встречается большая синица. Её знают все. Ярко-жёлтые грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой. Эта синица крупнее других, за что и названа большой. Жёлтое брюшко, но без чёрной полосы у лазоревки. Лазоревка немного поменьше большой синицы. Её название происходит от слова «лазоревый». То есть светло – синий, голубой. На голове у этой птички голубая «шапочка», по которой её легко отличить от других синиц. Крылья и хвост у лазоревки тоже голубые.

Ученик 3. Московка ещё меньше, чем лазоревка. Эту синичку-невеличку можно узнать по белому пятну на затылке.

Ученик 4.Хохлатая синица (гренадёрка) имеет хохолок на голове, чем и отличается от других синиц. Гренадёркой она названа по той же причине: в старину солдаты – гренадёры носили высокие головные уборы.

Ученик 5. Буроголовая гаичка (пухляк) – неприметная сероватая птичка. На голове у неё чёрная, с бурым оттенком «шапочка». Эта синица нередко сама, подобно дятлу.Выдалбливает дупло для своего гнезда. Другие синицы селятся в готовых дуплах.

Ученик 6. Длиннохвостая синица (ополовник) отличается особо длинным хвостом. Она действительно напоминает половник с длинной ручкой (раньше говорили «ополовник»). Синица не гнездится в дуплах, а строит гнездо на дереве или в кустах.

Ученик 7. Трудно приходится зимой певчим пичугам, да и другим птицам! Но им страшен не холод, а голод. Ищут они, кто семена растений, кто крошки хлеба, а кто и сало, не находят и гибнут - не находят их. Спасите от смерти! В такой столовой для птиц под крышей можно насыпать семечки подсолнечника, репейника, крапивы, положить ягоды рябины, бузины. В ней будет не только сытно пернатым, но и можно укрыться от ветра.

- Чтение «Цепочка» рассказа «Синица».

4. Итог урока.

Почему зимой птицам надо помогать? (Проблема урока)

«Раскрыть тайны синиц» (Зима им не страшна, их не пугает вьюга….»

Раскрыли тайну синицы.

Д/З: Прочитать сказку В.В.Бианки «Синичкин календарь» (Про синичку Зиньку).

Список литературы

  1. Плешаков, А.А.От земли до неба. Атлас-определитель./А.А. Плешаков.- М.: Просвещение. 2000.-224с.