Сказка литературная и народная

Разделы: Литература


1-й урок
Александрова Т. “Светофорчик!”

Цели:

  • закрепить представление о литературной сказке, композиции сказки, познакомить с жанровыми признаками комикса;
  • развивать индивидуальные творческие способности учащихся;
  • сказать о сложности и неоднозначности того мира, в который постоянно входят учащиеся; подвести к осознанию того, что существуют такие явления, которые человек принять никак не может: боль, угроза жизни, унижение человеческого достоинства, физические и нравственные страдания; каждый самостоятельно и осознанно принимает решение, чему сказать – да, а чему – нет.

Метод: проблемное чтение.

Наглядность: Презентация (см. Приложение), текст сказки “Светофорчик”, иллюстрации к сказке.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Учитель: Вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный, каждый раз удивляющий. Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой. Автор ее – Т. Александрова. Она была не просто сказочницей, но еще и художницей. Ей очень хотелось, чтобы все ребята могли и умели рисовать и сочинять сказки.

Приготовьтесь внимательно слушать сказку. Помните: “сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Вот мы и попробуем понять намек, который содержится в этой сказке.

III. Чтение сказки

IV. Анализ текста

– Можно ли назвать эту историю сказкой? Почему?
– Чем эта сказка похожа на другие, а чем отличается от них?
– Найти и прочитать слова, с помощью которых автор создает впечатление, что Светофорчик живой.
– Опишите устно, каким вы представляете себе героя этой сказки (возраст, характеристика, лицо).
– С помощью каких слов автор сказки помогает составить именно такое впечатление о своем герое?
– С чего началась эта сказочная история?
– Найти фрагмент, из которого станет ясно, о чем думал Светофорчик, наблюдая за людьми и машинами (от "стоит и смотрит" до "особенно если он спешит"). Почему он хочет дать всем зеленый свет?
– Какой момент в сказке вам показался самым напряженным, самым ответственным? Почему? постарайтесь голосом передать напряженность (и однажды... до конца абзаца).
– Что могло бы произойти, если бы Светику удалось дать зеленый свет всем: и людям, и машинам? Почему не произошло несчастья? (вспомните, как работает Светофорчик. Что было бы, если б отсутствовал желтый цвет?)
– Чем заканчивается сказка? (размышлениями Светика о своем поступке)
– С кем делится своими мыслями Светофорчик? (C листьями, снежинками, с птицами – это троекратный повтор, указывающий читателям на важность именно этого момента в повествовании)
– Соглашаются ли с ним слушатели? Найти в тексте подтверждения.

V. Домашнее задание

1) создать комиксы по этой сказке;

комикс – это от слова "комедия" или "комический", значит смешной (это картинки с изображением веселых людей), это серия картинок с краткими текстами, образующая сюжетное повествование. Приложение 1

2) выбрать наиболее важные моменты в тексте;

3) подобрать слова автора и слова героев.

2-й урок

Ход урока

I. Организионный момент

II. Проверка домашнего задания (проверка комиксов)

III. Беседа по сказке

– О чем эта сказка?
– С какими еще правилами вам приходилось сталкиваться в повседневной жизни? Какую роль играют эти правила? Легко ли их соблюдать?
– В каких словах сказки заключена ее основная мысль? Найти и прочитать.
– Согласны ли вы со Светиком? Обоснуйте свой ответ. (Светофорчик сам приходит к этой мысли)
– Вы уже знаете, что заглавие может отражать либо тему, либо его основную мысль, либо и то, и другое. Что отражает заголовок сказки? (тему)
– Придумать заглавие, в котором отражались бы:

а) основная мысль (сказка о “Да” и “Нет”, сказка о том, всегда ли “Да” лучше, чем “Нет”).
б) и тема, и основная мысль одновременно (сказка о том, как повзрослел Светик).

– какая из мыслей наиболее точно выражает основную мысль сказки:

а) каждый должен быть сам себе стрелочником, чтобы вовремя переключать направление собственных мыслей, иначе может случиться авария;
б) хорошее, если оно не к месту, может быть хуже плохого;
в) свобода – это не только отсутствие внешних ограничений, но и наличие ограничений внутренних.

– Были ли у вас ситуации, когда надо было выбирать между ДА и НЕТ, когда НЕТ принесло бы больше пользы?

– Чему в мире взрослых вы сказали бы НЕТ? Чему должны говорить НЕТ люди любой национальности, любого цвета кожи и возраста? (есть маленькие "нет" и большие, т.е. есть, существуют также явления в мире, которым всегда надо говорить "нет": боль, ущемление человеческого достоинства, смерть, страдания физические и нравственные)

IV. Домашнее задание

1) Написать письмо Светику о том, чему научила вас история, произошедшая с ним.
2) Расскажите сказку взрослым и понаблюдайте за их реакцией.