Современный учитель

Разделы: Общепедагогические технологии


Учитель – свеча, которая светит другим,
сгорая сама.

Джованни Руффини

Я часто задаю себе вопрос: “Почему я пришла в школу?” Самое интересное, что приходят в голову совершенно “студенческие” ответы: “Потому что люблю английский язык, потому что люблю детей и всегда нахожу с ними общий язык, потому что знаю, как правильно учить детей и покажу, и докажу”, и тому подобное. Но часто ли мы осознаем всю меру ответственности, которую возлагаем на себя? А все ли мы делаем для того, чтобы стать по-настоящему нужными детям? Становимся ли для них свечой, “которая светит другим, сгорая сама”?

Ученик с огромным букетом робко протягивает руку, он доверяет нам свою жизнь и судьбу. Как можно не оправдать его доверия! И есть немало учителей, у которых ученики получают не только знания, но и подражают им. Проходит время, и школьники, уже повзрослевшие, перенимают их интонацию, привычки, манеру одеваться, держать себя. Когда видишь, замечаешь эти мелочи, становится приятно, теплее на сердце, думаешь: не зря работаешь, не зря воспитываешь. Но не все сразу получается.

Сколько раз, признаюсь чистосердечно, хотелось все бросить, уйти, спрятаться, закрыться. Эти вечные тетради, дети, требовательные родители, вечная нехватка денег и лишенные драгоценного внимания собственные дети! Но какая-то неимоверная сила вновь и вновь заставляет нас идти в школу, открывать дверь в класс: “Здравствуйте! Я очень рада вас видеть, садитесь”. А после уроков ты видишь искрящиеся глаза детей, полные веселых мыслей, любопытства, каких-то личных тайн. Они окружают тебя своим вниманием, любовью – и опять вырастают крылья! Ты опять забываешь все личные проблемы и невзгоды, ты заботишься о них, смеешься, веселишься, любишь и плачешь вместе с ними.

Каков же он современный учитель? Где ему научиться всему и узнать все? Современная школа может быть востребованной только при учителе, постоянно работающем над собой, повышающем квалификацию. Только неимоверно кропотливым ежедневным трудом мы можем добиться успеха. Невероятно сложно стать настоящим учителем. По-моему, им можно стать лишь тогда, когда каждый из преподавателей разработает программу собственного познавательного, профессионального и статусного роста.

Сегодня немало детей лишено внимания родителей, порой им не хватает ласки, добра, заботы. Современному учителю с такими детьми необходимо быть особенно осторожным, тактичным. Главная его задача - найти подход, задеть струну детской души, подобрать ключ к сердцу школьника.

Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается одними уроками, выполнением всех программных норм и требований. И он не просто отбывает учебное время, а знает обо всем, что происходит с детьми. А как же иначе? Как по-другому прийти к детям? Без любви, без сердца? Нет, такими мы им не нужны. Раз уж мы выбрали эту профессию, то и сердце, и душу, и всю любовь, которые в нас есть, мы должны отдавать своим ученикам.

А кто же такой современный ученик, каков он? Он – тихий и неугомонный, прилежный и ленивый, веселый и грустный, скрытный и откровенный, маленький и одновременно взрослый. Но он – наш любимый ученик, та мягкая глина, из которой нам предстоит вылепить тончайшую прелестную вазу.

Современные дети – модернизированы, они идут в ногу со временем, у многих из них есть вся новейшая техника: и видео, и компьютер, и телефоны. Они имеют возможность широко использовать Интернет, могут получать колоссальное количество различной информации. А мы должны помочь умело применить это в своей работе и вести их по тропинкам знаний. Только используя “педагогику сотрудничества”, весь свой опыт, мы можем добиться успеха. Мысленно я переношусь в конец XXI века и вижу молодых учителей, которые работают в полностью компьютеризованных классах, используют различные тренажеры с компьютерными программами, пользуются достижениями научно-технического прогресса. Они молоды, дерзки, умны.

И все же, главная цель нашей деятельности – подготовка учащихся к достойному вступлению в жизнь, реально существующую, сложную и противоречивую. Поэтому нам нужно иметь представление о том, какими чертами, качествами и умениями, необходимыми для успешного обучения, общения, заявления себя, достижения успеха, надо обладать ученику. И придется приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, успешной. И нам, современным учителям необходимо понимать проблемы и видеть достоинства каждого ученика, умело сочетать доброе отношение и требовательность в общении и работе. Только взаимопонимание способствует всестороннему развитию школьника.

Можно надеяться, что в жизни каждого из нас был настоящий учитель. Тот, которого ты любишь, на которого хочешь быть похожим. Мне повезло, и в моей жизни встретился такой человек. Это учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель школы Российской Федерации Сергей Иванович Парфенов, на уроках которого в нашем неугомонном классе воцарялась долгожданная тишина. Благодаря своему профессионализму, богатейшим знаниям, он воспитывал в нас любовь к Родине, к русскому языку, создал в школе настолько домашнюю и теплую атмосферу, что туда до сих пор хочется вернуться. И сегодня мне хочется сказать слова признательности ему и всем моим дорогим учителям, которые вложили в меня частичку своей души и которых я никогда не забуду. Я всегда стараюсь быть похожей на них, чтобы привить в моих учениках такую же любовь к моему предмету и ко мне.

Великое дело – школа. У нас много хороших учителей, достойных самых высоких похвал. С учителя, со школы начинается все. Он – начало всех начал. Действительно, нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. Именно он, не жалея сил, может развить в юных друзьях своих неведомые им таланты, выработать стремление к познанию окружающего мира, желание трудиться на благо Отечества. И как не вспомнить слова Л.Н. Толстого о том, что “если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель”. А может ли быть совершенным учитель, который ничему не учится у своих учеников? Ведь дети по-иному видят окружающий мир, рисуют его яркими красками, в нем много доброты, тепла, света, любви. Мысли, которые высказывают порой ученики, как ни парадоксально это звучит, бывают более глубокими, чем те прописные истины, которые часто говорим мы, взрослые. И мне кажется, что учить детей - дело необходимое, но важно и полезно и нам самим учиться у детей.

Таким образом, современный учитель - это человек, преданный своему делу, любящий учеников, работающий над собой, тактичный, умеющий подобрать ключик к сердцу ребенка, использующий новейшие достижения науки и техники. И сегодня не устарели слова итальянского писателя XIX века: “Учитель – это свеча, которая светит другим, сгорая сама”.