Коррекционно-реабилитационное занятие по работе с несовершеннолетними, осужденными к наказанию, связанному с реальным лишением свободы "Всё в твоих руках"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формирование установки на саморазвитие, осознание мотивационных установок, выработка уверенного и конструктивного поведения, подготовка подростков к жизни на свободе после освобождения.

Время: 2 академических часа.

Материалы: бумага формата А4, ручки, бейджики, цветные карандаши, анкеты по количеству участников.

1. Ритуал приветствия. Упражнение «Бегущие движения».

Цель: создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям, сплочение.

Время: 5 минут.

Техника проведения: каждый подросток говорит группе свое имя, сопровождая его каким-либо движением. Все остальные участники повторяют его имя и движение за ним.

Инструкция: «Давайте мы сегодня поздороваемся немного необычно. Сейчас вы по очереди будете называть свое имя, и показывать какое-либо движение. А мы все вместе повторим имя и показанное движение».

Анализ:

  • Какие эмоции возникли?
  • Какие движения запомнились?
  • Какую информацию о людях можно узнать по тому, как они представляются, и какие движения они совершают?

2. Упражнение “Ты – такой, я - такой”.

Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга, рассказать о себе.

Время: 5 минут.

Техника проведения: каждый участник представляется по имени и называет своё яркое качество характера, следующий участник сначала повторяет имя и качество характера соседа слева, а затем называет своё имя и качество.

Инструкция: «Давайте познакомимся заново. Для этого вам нужно подобрать к своему имени качество характера. Представление будет происходить следующим образом: первый из вас называет своё имя в той форме, которая ему больше нравится, при этом прикасается к себе, как бы указывая на себя. Сидящий справа сосед сначала повторяет имя и качество соседа, сидящего слева, - “ ты – имя, такой-то…”, при этом деликатно прикасается к нему, как в дружеской беседе, затем называет своё имя и качество – “…а я – имя, такой-то” - прикасается к себе, как бы показывая на себя, и так дальше. Таким образом, каждая из нас назовёт своего соседа слева и себя».

3. Упражнение «Стукни газетой»

Цель: способствовать быстрому запоминанию имен всех участников группы, развитие доверительных отношений.

Время: 5 минут.

Материал: газета, свернутая в трубочку.

Техника проведения: выбирается ведущий, у которого в руках свернута в трубочку газета. Он называет имя одного из участников и бежит, чтобы стукнуть по голове газетой. Участник должен быстро сообразить и сказать чье-нибудь имя. Если он растеряется, то получит газетой по голове и становится ведущим. Если он успеет назвать имя, то ведущий бежит к этому участнику. И так далее…

Инструкция: «Сейчас мы выберем ведущего, у которого в руках будет свернута в трубочку газета. Он называет имя одного из участников и бежит, чтобы стукнуть по голове газетой. Участник должен быстро сообразить и сказать чье-нибудь имя. Если он растеряется, то получит газетой по голове и становится ведущим. Если он успеет назвать имя, то ведущий бежит к этому участнику».

Анализ:

  • Что вы чувствовали во время это упражнения?
  • Какое у вас сейчас настроение?

4. Упражнение «Рассказ о своей жизни».

Цель: помочь участникам больше узнать друг о друге, создать ситуацию доверия.

Время: 10 минут.

Техника проведения: подростки по кругу рассказывает о себе все, о том. Что с ними произошло с момента окончания первого цикла занятий.

Инструкция: «Предлагаем вам по очереди составить о себе рассказ. Расскажите о каких-либо ярких событиях в их жизни, которые с вами произошли с момента нашей последней встречи».

5. Разминка «Сквозь кольцо».

Цель: координация совместных действий, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники становятся в шеренгу, взявшись за руки. Не размыкая рук необходимо по очереди «просочиться» через обруч.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в забавную игру. Давайте встанем в шеренгу, взявшись за руки. По очереди мы все будем проходить через обруч».

Анализ:

  • Какие трудности у вас возникали при выполнении этого задания.
  • Что помогало выполнять упражнение? Что препятствовало?
  • Было ли задание выполнено в соответствии с планом или кто-то действовал по собственной инициативе?
  • Какое у вас настроение?

6. Упражнение «Девиз»

Цель: вывести подростков на осознание своего жизненного принципа.

Время: 15 минут.

Техника проведения: все участники пишут такую надпись, какую они бы сделали на своей футболке, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет соответствовать его характеру.

Инструкция: «Предлагаю вам нарисовать на листе бумаги, надпись, которую бы вы написали на своей футболке, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать ваше жизненное кредо, основной жизненный принцип, а цвет соответствовать характеру».

Анализ:

  • Почему вы выбрали именно такой цвет?
  • Удалось ли вам полностью отразить ваш жизненный принцип на рисунке?
  • О чем говорит ваше кредо?

7. Дискуссия «Три причины».

Цель: вывести подростков на осознание своей жизненной позиции.

Время: 15 минут.

Техника проведения: подросткам предлагается подумать о том, по каким трем причинам они не будут совершать больше правонарушения. Затем причины озвучиваются. Идет групповое обсуждение.

Инструкция: «Подумайте сейчас о том, по каким трем причинам вы не будете совершать правонарушения, чтобы не оказаться в той ситуации, в которой вы находитесь сейчас. Озвучивать эти причины не обязательно. Это ваши мысли, ваши размышления, ваша жизнь. Но если кто-то желает высказаться, мы его с удовольствием выслушаем. Те причины, о которых вы задумались, – это и есть ваши жизненные цели и ценности, ваше будущее».

Анализ: Те люди, которые выбирают преступления, алкоголь или наркотики, ничем не отличаются от других людей: у них столько же способностей, столько же сил и энергии. Они отличаются только своим выбором. Каждый сам выбирает тот путь, по которому идти и несет ответственность за свою жизнь.

8. Упражнение «Формула счастья»

Цель: развитие у подростков личностных тенденций, осознание мотивационных установок.

Время: 10 минут.

Материалы: листок бумаги, ручки по количеству участников.

Техника проведения: подростки записывают на листе бумаги из предлагаемых слов свою «формулу счастья».

Инструкция: «Составьте из трех слов свою формулу счастья. Слова: иметь, делать, брать».

Анализ:

  • Какое слово у успешного, счастливого человека будет на первом месте.
  • Какое - на втором и на третьем?

9. Упражнение «Два брата».

Цель: активизировать подростков на мыслительную деятельность, подвести к анализу поведения других людей, способствовать развитию рефлексии.

Время: 15 минут.

Техника проведения:

Инструкция: «Сейчас вам будет рассказана одна история, которая приключилась с двумя братьями. Интересно узнать ваше отношение к ней.

Два брата попали в скверную историю. Одолжили деньги, но не смогли вовремя их отдать. Кредиторы пригрозили и сказали, чтобы они срочно отдали деньги. Старший, Сергей, влез ночью в чужую машину, украл магнитофон и продал его.

Младший, Саша, пошел к пожилому человеку, известному в доме добротой, и сказал, что его мать заболела и ему нужны день­ги на покупку лекарств. Саша просил занять ему деньги и обещал вернуть их, как только мать получит зарплату. На самом деле мать Саши была абсолютно здорова, и Саша вовсе не собирался возвра­щать деньги. Старик плохо знал Сашу, но все же дал ему нужную сумму. В итоге братья отдали долг».

Анализ

  • Чего братья добились, что они выиграли в этой ситуации, в чем достоинство их поведения?
  • Чего лишились братья, что они проиграли в этой ситуации, в чем недостатки их поведения?
  • Что, на ваш взгляд, хуже: воровство Сергея или обман Саши?
  • Важно ли сдерживать сло­во, данное малознакомому человеку, которого никогда не увидишь?
  • Как вы относитесь к воровству?
  • Попадали ли вы в ситуации, когда?

10. Упражнение «Живой клубочек»

Цель: снять мышечные зажимы, повысить двигательную активность, групповое взаимодействие.

Время: 5 минут.

Техника проведения: все берутся за руки и становятся цепочкой, закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок.

Инструкция: «Сейчас мы с вами немного подвигаемся, чтобы снять напряжение. Нам нужно выбрать первого участника. Возьмемся за руки и встанем в цепочку. Затем закрутимся вокруг впереди стоящего человека в плотный клубок. Раскручиваемся и закручиваемся в обратную сторону».

Анализ: Расскажите о вашем самочувствие.

11. Анкетирование «Об этом стоит подумать».

Цель: подвести итог комплексу занятий.

Время: 10 минут.

Материалы:бланк анкеты, ручка.

Техника проведения:подростки заполняют предложенные бланки анкет.

Инструкция: «Пожалуйста, внимательно посмотрите на предложенные вам вопросы анкеты, подумайте и запишите свои ответы в бланке.

  • В чем ты сам уже рисковал?                                                                      
  • Что ты в жизни сделал самое опасное?                                                   
  • Какой риск тебе кажется глупым и безответственным?                        
  • Что разрешенное и запрещенное ты считаешь хуже всего?                  
  • Каковы для тебя самые важные причины, чтобы что-то не делать?    ».

Анализ: Обсуждение анкет.

12. Упражнение-метафора «Бабочка»

Цель: подвести подростков к осознанию ответственности за собственные дела и поступки.

Время: 10 минут.

Техника проведения: подросткам зачитывается метафора, затем идет её обсуждение.

Инструкция: «В одном селении жил мудрец. Люди приходили к нему за советом. И вот однажды появился в селении злой завистник. Он решил доказать, что мудрец на самом деле не так уж умен. Завистник решил: «Поймаю бабочку и зажму ее между ладонями. Попрошу мудреца угадать живая она или мертвая. Если мудрец скажет. Что бабочка живая, я легко придавлю ее, и он окажется неправ. Если скажет, что мертвая, отпущу бабочку, и он будет опозорен».

Завистник собрал толпу людей, и они вместе отправились к дому мудреца. Мудрец вышел к ним на крыльцо. «Скажи,- крикнул завистник, что в моих руках: живая бабочка или мертвая?» Мудрец помолчал и ответил: «Всё в твоих руках».

13. Разминка «Ветер дует»

Цель: снять психо-эмоциональное напряжение, разогреть участников.

Время: 5 минут.

Техника проведения: игру начинает психолог, предварительно убрав один стул. Психолог предлагает по команде: «Ветер дует на того…» вставать всем участникам, у кого есть указанный признак, и быстро стараться занять другой свободный стул. Тот, кто не успевает сесть, становится ведущим. Он тоже придумывает признак.

Инструкция: «Я буду называть какой-то признак, говоря: «Ветер дует на того, кто…» Те, у кого есть данный признак, меняются местами. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим и называет другой признак.

Анализ:

  • Понравилась ли вам игра?
  • Какие чувства вы сейчас испытываете?

14. Упражнение «Спасибо тебе, что ты есть»

Цель: сплочение группы, завершение занятия на положительной эмоциональной ноте.

Время: 5 минут.

Техника проведения: подростки сидят в кругу. Психолог передает мяч сидящему рядом со словами: «Спасибо тебе, что ты есть. Благодарю тебя за то, что ты сегодня с нами». Участник, который получил мяч, отвечает: «Спасибо. Мне нужно, чтобы меня кто-то ценил» и передает мяч следующему участнику, произнося первую реплику.

Инструкция: «Сейчас мы будем перебрасывать друг другу мяч со словами: «Спасибо тебе, что ты есть. Благодарю тебя за то, что ты сегодня с нами». Тот, у кого в руках окажется мяч, отвечает: «Спасибо. Мне нужно, чтобы меня кто-то ценил» и передает мяч следующему участнику, произнося первую реплику».

Анализ: Обмен мнениями.

15. Ритуал окончания занятия. Упражнение «Теплый круг»

Цель: получение обратной связи от подростка, завершение занятия.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники группы делятся впечатлениями о занятии, высказывают пожелания. Затем образуют большой круг и хором говорят друг другу «До свидания!»

Инструкция: «Давайте сядем в круг, немного помолчим, и постараемся вспомнить наши удачи и поражения в сегодняшнем занятии. Были ли вы до конца откровенны, как работали, что заинтересовало, над чем задумались?

Кто хочет начать первым и поделиться с нами своими мыслями и желаниями, а также подарить комплименты участникам группы.

А теперь встанем в круг и возьмемся за руки. Посмотрим друг на друга. Постараемся лучше почувствовать друг друга. Теперь хором скажем друг другу «До свидания!».