Рейтинг@Mail.ru

Встреча в родительском клубе "Школа для родителей": право ребенка на общедоступное дошкольное образование

Разделы: Работа с родителями, Инклюзивное образование


Форма проведения: Презентация опыта работы ДОУ

Цель: познакомить родителей с инновационными направлениями дошкольного учреждения, позволяющими дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья пребывать в ДОУ наравне со здоровыми детьми.

План мероприятия

  1. Доклад заведующей "Инклюзивное образование в ДОУ"
  2. Психологический тренинг "Жизнь": (педагог -психолог)
    1. "Спасите птенца"
    2. "Свеча".
  3. Слайд шоу "Солнечный ребенок".
  4. Выступление ст. воспитателя " Когда ребенок болен".
  5. Подведение итогов.

Ход мероприятия

Ведущая, ст. воспитатель:

Сегодня мы вновь собрались в родительском клубе "Школе" для родителей"

Доклад заведующей МДОУ детского сада комбинированного вида №21

- Презентация ДОУ (из опыта работы)

(презентация прилагается)

Уважаемые родители! Сегодня нашу встречу посвятили инклюзивному воспитанию в ДОУ.

В нашем детском саду созданы условия для развития и воспитания детей от 1,5 до 7 лет, функционируют11 возрастных групп, из них 4 - группы коррекционные.

В коррекционных группах воспитываются 45 человек, 42 ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата: из них 2 - дети, имеющие ограниченные возможности здоровья и 1 - "особый" ребенок (с синдромом Дауна).

Этот "особый" ребенок пришел к нам в детский сад в ясельную группу осенью 2008 года вместе со своей младшей сестрой. Конечно же, появление малыша вызвало недовольство у многих педагогов и родителей ДОУ, т. к. такому ребенку требуется повышенное внимание взрослых.

Мини-опрос "Ваше мнение"

Как вы отнеслись к тому, что ваш ребенок воспитывается в группе с детьми в отклонении в развитии?

  • Какие эмоции вызывают у вас "особые" дети?
  • Что нужно для того, чтобы воспитать в своем ребенке сострадание, взаимоуважение, чувство взаимопомощи:?
  • Могут ли "особые" дети помочь в этом?

Коллектив детского сада провел большую работу по изучению нормативной базы, методической литературы и опыта работы дошкольных, школьных учреждений в работе с детьми детей с отклонениями в развитии (Международный фонд "Возрождение":)

Но потом мы многое переосмыслили и полюбили - этот "лучик света", стали радоваться ее маленьким победам и успехам. Возникшие проблемы в воспитании и обучении такого ребенка привлекли наше внимание к изучению опыта по инклюзивному образованию.

Так что же такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ.

Каждый ребенок, каким бы он ни был - это, прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились, и стали активно развиваться в конце 60-х годов ХХ века.

Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В Краснодарском крае этому вопросу уделяется тоже большое внимание.

Так побывав на семинаре - практикуме, посвященном проблемам работы с детьми Даунами и их родителями, мы узнали, что в Крымском районе нашего края есть реабилитационный центр "Лучик". С января 2008 года в ГУ СО КК "Крымском реабилитационном центре "Лучик" в рамках работы "Родительской школа" образовалась адаптационная группа "Поделись..." для детей с синдромом Дауна и их родителей. В адаптационную группу входит 7 детей в возрасте от 4 до 10 лет. Эти дети посещают "центр" в первую половину дня, специалисты проводят индивидуальные занятия, и раз в неделю занятия групповые совместные родителей с детьми. По словам руководителя центра "Лучик" дети с синдромом Дауна в Крымском районе получают помощь только на дому или в "центре", таких детей в массовые ДОУ не зачисляют.

В нашем ДОУ в рамках эксперимента получает инклюзивное образование один "солнечный ребенок".

Мы понимаем, что нельзя сделать из обычного дошкольного учреждения, которое вчера стояло на основах традиционной педагогики, инклюзивный детский сад. Необходимо знание методик. В инклюзивном детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов - это, прежде всего партнеры. В инклюзивных детских садах специалисты много проводят времени внутри группы. Занятие построено на взаимодействии внутри. Основная идея - наладить хорошую социальную жизнь детей. Приоритет- не за занятиями, не за формированием навыков, а за личностью, которая растет и развивается.

Инклюзивный детский сад должен решать основные и специфические задачи:

Основные Специфические
Обеспечение условий для социальной адаптации детей;

Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

Осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка в соответствии с реализуемой программой, обеспечивающей выполнение временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в ДОУ;

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;

Интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство.

В данное время на государственном уровне только начинает формироваться нормативно-правовое обеспечение.

В рамках эксперимента разрабатываются образцы локальных актов, распоряжений по инклюзивному дошкольному образованию. Так, например, на помощника воспитателя должна возлагаться дополнительная функция сопровождения, тьютора, когда ребенок на занятиях не может обходиться без посторонней помощи. Кроме того, у детского сада должно быть методическое обеспечение. Необходима адаптация программ, их постоянная доработка с учетом последних достижений науки.

Научно-методическое обеспечение инклюзивного процесса должно осуществляется высшей школой и центрами переподготовки, методическим центром и силами администрации ОУ. Таким образом, если будут созданы условия, детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном ДОУ.

В результате обзора Интернета и методической литературы, мы пришли к выводу, что большинство российских ДОУ к инклюзиву все же не готовы, из-за переуплотненности групп детьми проведение такого эксперимента по инклюзии вызывает трудности. Специалистов по инклюзиву пока нигде в России не готовят. Нашим педагогам приходиться рассчитывать только на собственные силы, советов спрашивать не у кого.

Мы делаем все возможное, чтобы наш особый ребенок имел право на общение и на то, чтобы быть услышанными. Пребывание в инклюзивной группе идет на пользу и обычным детям: они стали внимательнее, отзывчивее, доброжелательнее.

Вопросы по проблемам воспитания и образование особых детей мы решаем коллегиально на медико-психолого-педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОУ. Кроме воспитателей ДОУ с такими детьми организована работа специалистов дополнительного образования: учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, инструктора ЛФК, медсестры - массажиста .

Мы активно взаимодействуем с городской ассоциацией "Особый ребенок". Вместе разрабатываем и создаем индивидуальные маршруты и программы обучения и воспитания . В нашем городе 22 семьи, воспитывающие таких детей. И мы надеемся, что своей работой изменим к лучшему жизнь хоть одного "солнечного" ребенка и его семьи.

Если кратко охарактеризовать, что же обозначает слово "инклюзия" это:

  • И нновационное
  • Н аучное
  • К омплексное
  • Л абильное
  • Ю ное
  • З доровосберегающее
  • И нтеграционное
  • Я - индивидуальность ОБРАЗОВАНИЕ

Ст. воспитатель:

А сейчас вашему вниманию мы предоставим фото материалы, которые помогут вам увидеть в этих "солнечных детях" детскую непосредственность, искренность, желание жить и узнавать для него этот яркий, удивительный, но в то же время суровый и жестокий для него порой мир.

2. Слайд-шоу "А вот и Я! Солнечный ребенок!"

3. Психологический тренинг " Жизнь"

(педагог-психолог МДОУ вместе с родителями)

"Спаси птенца"

"Представь себе, что у тебя в руках маленький, беспомощный птенец.

Вытяни руки вперёд ладонями вверх. А теперь согни руки в локтях и приблизь их к себе.

Медленно, по одному пальчику, сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием.

А теперь раскрой ладони, и ты увидишь, что твой птенец радостно взлетел.

Улыбнись ему и не грусти. Он ещё прилетит к тебе".

"Свеча"

"У каждого из нас с вами есть в жизни цели, желания, мечты.

Давайте зажжем эту свечу и загадаем самое заветное желание:

"Пусть все будут здоровы! И пусть наши дети никогда не болеют".

Огонь - это символ жизни. А сейчас, все вместе задуем свечу, чтобы наше желание сбылось".

Присутствующие с психологом зажигают свечу. проговаривая в слух:

"Пусть все будут здоровы!

Пусть наши дети никогда не болеют" .

Выступление ст. воспитателя

Стихотворение "Когда ребенок болен"

Когда ребенок болен кто-то должен его поддержать,
Кто-то должен его погладить
И в макушку поцеловать.

Когда ребенок болен и не знает как, поступить:
Кто-то должен быть кроме Бога,
Посоветовать, но не учить!

Когда ребенок болен, и не знает, как дальше жить:
Кто-то должен быть просто рядом,
Кто-то должен его любить".

6. Подведение итогов

Уважаемые родители! Вот и подошла к концу наша встреча.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что в наше время все чаще наблюдаются проблема со здоровьем детей, "особых" детей становится, к сожалению, становится больше.

Но наше общество, к радости, гуманно и проявляет заботу о детях-инвалидах, потому, что эти дети, "особенные" дети тоже имеют право на получение образования.

Мы, взрослые, тоже должны проявлять заботу, уважение, сострадание к больным детям, детям-инвалидам. Эти качества личности мы должны воспитывать и в своих детях. Никто из нас не застрахован, и такая беда может случится в любой семье. Вот по этому, с детства мы должны закладывать в наших детях и эти важные качества в наших детях.

До свидания, до скорой встречи!

Желаем Вам успехов в воспитании Ваших детей!


Пояснительная записка

Каждый ребенок, каким бы он ни был - это прежде всего уникальная личность:

И, не смотря на особенности развития, он имеет равные с другими права:

"Реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Законодательство РФ в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование лиц с ограниченными возможности здоровья - как взрослых , так и детей. Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья и на получение образования закреплены в конституции РФ."

(из документов РФ о "Развитие системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья").

"Государства - участники признают право инвалидов на образование:" ("Международная Конвенция о праве инвалидов на образование", ст. №24)

В дошкольном учреждении в коррекционной группе осуществляется просветительская работа с педагогами и родителями направлениях:

Представление и понимание того, что такое "инклюзивное образование", в чем го отличие от традиционного образования.

  • Знание психологических закономерностей и особенностей "особых" детей.
  • Знание методов психологического и дидактического проектирование учебного процесса.
  • Умение реализовать различные способы взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (педагогами, детьми, родителями).

Впервые в городе, как эксперимент, в наше дошкольное учреждение, был определен ребенок с синдромом Дауна. Мы, педагоги и родители, верим, что пребывание "особых" детей в группах детского сада, поможет окружающим (педагогам, детям и родителям) научиться сострадать чужим бедам, и вместе с этим "особым" ребенком радоваться его, хотя бы незначительным достижениям в развитии".

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а сама настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

От того, кто вел за руку ребенка в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - в решающей степени зависит вся его дальнейшая жизнь.

Да будет так! Будем милосердны!