Использование пословиц и поговорок для развития логического мышления у детей с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками


В современной педагогике перед педагогами стоят задачи открыть путь к сердцу и уму маленького ребенка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей.

Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы и поговорки.

В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю развития, отражают характер народа, его симпатии и антипатии. Этот аспект языкового сознания фиксируется в высказывании К.Д.Ушинского о том, "что природа страны, ее история, отражаясь в душе человека, выражается в слове. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие с сокровищницу - родной язык, остались бессмертными".

Пословицы, поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения. Именно благодаря своему разнообразию пословицы и поговорки прекрасный материал для развития речи. Постигая смысл пословиц, ребенок развивает мыслительные способности, а, стараясь объяснить значение, совершенствует навыки связной устной речи.

Я рассмотрю систему ценностей пословиц и поговорок. Считаю, актуальность выбранной темы обусловлена следующими моментами:

  • недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса;
  • низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе;
  • недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольника.

Теоретические выводы могут быть использованы воспитателями, логопедами в работе с дошкольниками в детском саду.

Общая характеристика пословиц и поговорок

1. Определение и анализ пословиц и поговорок

Термины "пословицы" и "поговорки" - русские. Их связь с корнями слов "говорить", "говор", "слово" свидетельствует и том, что данные конструкции появились и употребляются в живой разговорной речи.

Пословица - это краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение,

Поговорка это меткое слово, образное выражение. Название пословицы и поговорки обычно употребляют в качестве единого термина. Между пословицами и поговорками существует много общего, Однако между ними есть и различия.

Пословица - это изречение, суждение о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях.

Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла.

Например, поговорки: молодо-зелено, не плюй в колодец, свалить с больной головы на здоровую. Это часть пословиц: "Молодо-зелено, а погулять велено"; "Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться"; "Чем черт не шутит, когда Бог спит". Такое сопоставление показывает, что поговорка очень близка к пословице: стоит добавить одно только слово, и поговорка станет пословицей. В.И.Даль сказал: "Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка".

Пословицы и поговорки при всей своей краткости и лаконичности представляют собой весьма сложные образования. С одной стороны, пословицы и поговорки - явление языка, устойчивые сочетания. С другой - это логические единицы, выражающие то или иное суждение. С третьей - это художественные миниатюры, обобщающие факты самой действительности.

Логической формой пословиц является суждение. Общеутвердительные суждения проявляются в очень категорической форме, что придает пословице особую значимость: "Друзья познаются в беде", "Землю солнце красит, а человека труд", "Учение - путь к умению".

Общеотрицательные суждения так же отражают отношения и связи явлений, но в них кроме утверждения обязательно содержится отрицание: "Не игла шьет, а руки"; "Один в поле не воин"; "Не одежда красит человека, а его добрые дела".

Дети высказывают свое мнение, рассуждают, В большинстве случаев при общей теме в значениях пословиц наблюдаются определенные различия в смысле. Чем больше таких оттенков умеет различать человек, тем выше культура понимания пословиц.

Так, две пословицы на тему "Дружба":

  • "Крепкую дружбу и топором не разрубишь",
  • "Друг познается в беде".

Смысл первой пословицы заключается в том, что настоящей, хорошей дружбе не страшны любые испытания. Смысл второй - настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то невзгоды, не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации.

В этом и заключается самое большое достоинство пословиц - они освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения и в разных отношениях и жизненных ситуациях.

Значение использования пословиц и поговорок для развития логического мышления

В настоящее время в педагогической литературе не часто затрагиваются вопросы, связанные с использованием пословиц, поговорок и загадок в логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи. До настоящего времени в психолого-педагогической литературе, посвященной обучении и воспитанию детей с общим недоразвитием речи, не сложилось целостной системы использования малых форм устного народного творчества в логопедической работе.

В то же время, анализ психолого-педагогической литературы показал, что большинство исследователей отмечают наличие специфических особенностей формирования познавательной и речевой деятельности у детей с ОНР. Среди характерных черт выделяются недостаточное понимание речи окружающих, различные нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа.

Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использование в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счет знакомства с образностью и многозначностью родного языка.

С целью изучения особенностей восприятия, понимания, и употребления малых фольклорных форм детьми с ОНР проводится следующая работа:

  • исследование детей;
  • наблюдение за детьми на занятиях и в свободное время;
  • беседа с родителями о каждом ребенке.

Полученная информация помогает построить исследование с учетом возможностей и личностных особенностей детей, определить оптимальную степень трудности диагностических заданий.

Для качественного анализа данных, полученных в результате исследования, а также в целях установления положительного эмоционального контакта с детьми, я выяснила, какие пословицы и поговорки знают дети, любят ли отгадывать и составлять загадки, используют ли загадки, пословицы и поговорки в собственной речи в детском саду и дома. Результаты опроса родителей показали, что родители обнаруживают интерес к устному народному творчеству, но не обладают достаточными знаниями и практическими умениями по использованию в общении с детьми потешек, колыбельных, пословиц, поговорок, загадок.

Целью применения разнообразных считалок, загадок, поговорок обычно является желание педагога создать мотивацию на предстоящую деятельность, поддержать познавательный интерес, коммуникативную активность детей. Пальчиковые игры, забавы, заклички, запевки в основном используются для организации детей в игре, режимных моментах, на прогулке.

Проведенное исследование позволило выявить особенности восприятия малых фольклорных форм детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

1 задание - детям предлагалось объяснить смысл пословиц - у 66% детей наблюдается полное непонимание смысла пословиц (напр,,, когда человек ничего не делает, не слышит и не поет "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда"); наблюдались отказы от выполнения данного задания; 22% детей -- демонстрировали понимание прямого смысла пословицы (товарища выручи, а сам погибни - "Сам погибай, а товарища выручай"); 12% детей понимают скрытый смысл, заключенный в пословице (без труда ничего не сделаешь - "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда").

2 задание объяснение образных выражений 54% детей не улавливают скрытого смысла образного выражения (когда холодно или тепло-душа в пятках - "душа в пятки ушла"); у 30% детей наблюдается буквальное понимание смысла образных выражений ("золотые руки" - значит, гирю бить или человека бить); высказывания 16% позволяют судить о том, что дети способны отойти от конкретного факта и понять скрытый смысл образно выражения ("душа в пятки ушла" - бывает, если страшно или когда сильно испугался).

3 задание - отгадывание и составление загадок -- 66% ответов при отгадывании описательной загадки и загадки с отрицательным значением ("Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе " - это туча, она по небу плывет и дождик льет); 12% -метафорическая загадка; 22% - трудность в составлении загадок, в большинстве случаев, называют заранее известную загадку. Те дети, которые самостоятельно придумывают загадки, несущественные признаки для описания предмета, не могут сравнить, сопоставить его с чем-либо, затрудняются в подборе слов для выражения своих мыслей. Некоторые дети отказались от выполнения задания.

Анализ результатов исследования показал, что дети с ОНР имеют некоторые особенности восприятия, понимания и употребления произведений малых фольклорных жанров. Трудности установления причинно-следственных связей, задержка в формировании семантических полей, недостаточный уровень сформированности лексических средств языка, а также возрастные особенности проявляются в особенностях понимания и употребления детьми фраз, пословиц с переносным значением.

В большинстве случаев, дошкольники с ОНР демонстрируют непонимание скрытого смысла образных выражений, буквальное истолкование значения пословиц, недостаточные умения абстрагироваться от конкретной ситуации, целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи. В старшем возрасте дети с ОНР обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, однако, их логическая деятельность, напр., при отгадывании загадок, отличается крайней неустойчивостью и отсутствием планомерности: они обращают внимание на какой-либо один, случайно выхваченный признак, характеристику предмета или явления.

В течение исследования детям сложно было выразить свои мысли. В речи они не употребляют абстрактных понятий, редко используют обобщенные слова, затрудняются в доказательстве своего суждения. Рассуждения детей часто непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый, грамматически неоформленный характер.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что старшие дошкольники с ОНР имеют некоторые особенности восприятия, и употребления малых фольклорных форм. Выявленные трудности требуют создания специальных коррекционно-педагогических условий и разработки методики использования произведений малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 5-7 лет с ОНР.

Методы и приемы работы с пословицами и поговорками

Владимир Иванович Даль, являющийся первым исследователем и собирателем пословиц и поговорок, создал сборник русский народных пословиц, который является богатейшей и полнейшей кладовой народной мудрости. Все пословицы в них распределены по основным тематическим группам: "Родина", "Хлеб", "Добро-милость", "Дружба", "Природа" и т.д. Такое распределение хорошо подходит и в работе с детьми в логопедической группе детского сада, так как весь лексический материал распределен по темам, В старшей группе, когда начинаем только работать с пословицами, подбираем пословицы, которые имеют только прямой смысл, а пословицы с двойным смыслом надо вводить постепенно в подготовительной группе.

К пословицам с прямым значением относятся: "Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей"; "На чужбине жить - слезы лить"; "Рыбам - мореэ птицам - воздух, а человеку - Родина". Эти пословицы относятся к теме: "Родина", "Город". При беседе о Родине пословицы характеризуют значимость Родины для человека: "Всякому мила своя сторона"; "На чужбине и собака горюет"; "Родимая сторона - мать, чужая - мачеха".

Пословицы призывают человека жить в том месте, где родился, любить и защищать это место: "Хвали заморье (чужую сторону), а сиди дома"; "Где сосна взросла, там она и красна".

При беседе о городе - деревне пословицы показывают о жизни в них. С насмешкой говорит о деревне, о тяжелой, нищенской жизни: "Село, что животы подвело"; "Деревня большая: четыре двора, восемь улиц", Пословицы говорят, что трудом крестьян живет не только деревня, но и город: "Грибы растут в деревне, а их в городе знают".

Слово "Родина" и его синоним "Отечество" активно употребляется в детской речи. В течение всей жизни пословицы и поговорки помогают человеку жить, работать, отдыхать. Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.

По теме: "Профессии, откуда хлеб пришел?" пословицы, связанные с понятием "работа", говорят о значимости работы для жизни каждого человека: "Хочешь есть калачи, так не сиди на печи"; "Не сиди сложа руки, так и не будет скуки" определяют работу как жизненно важную потребность человека, говорят о том, что всякое дело требует усилий, и без усилий, старания никакого дела не сделаешь.

Прочитав пословицу "Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть", предлагаю осмыслить содержание - как вы понимаете ее? Вспомнить случай, когда можно было ее употребить. Очень важно, чтобы дети не просто находили необычные слова, но и умели их объяснить.

По этой теме можно предложить множество заданий: "Пословица "рассыпалась": А, игла, не, руки, шьет. Когда дети собрали, беседуем по содержанию: как понимают? Действительно, мы говорим об искусной портнихе, что у портнихи умелые руки. А можно этой пословицей похвалить повариху? Конечно, чтобы сделать дело хорошо, важны не столько орудия, сколько мастерство человека. Таким образом, и слово "руки" имеет значение - мастерство, умение. Идет накопление словаря (умение, мастерство). Умные руки человек, искусный в каком-либо ремесле. Дело мастера боится - человек выполняет свое дело быстро, умело, правильно. Чтобы работу сделать интересной, разнообразной, читаю детям пословицы: "Дело мастера боится"; "Плотник - первый на селе работник"; "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда".

О чем эти пословицы? (О труде, профессиях). Они похожи друг на друга? Чем? Мы действительно часто слышим пословицу "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда". Пословица помогает понять, что надо вложить больше труда, тогда дело получится хорошо. Можно бросить дело, которое не получается, но надо еще попробовать. И тогда все получится.

Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, мы не можем обойтись без комментария, путем сравнения сопоставлять предмет или явления с другим. Таким образом, начинаю работу над отдельными словами и их значениями, только потом можно переходить к объяснению прямого переносного значения всей пословицы в целом. Предлагаю послушать пословицы:

  • "Декабрь год кончает, а зиму начинает";
  • "Лето - припасиха, зима - подбериха";
  • "Весна красна цветами, а осень - плодами";
  • "Весна зажги снега, заиграй овражки".

Как вы думаете, о чем говорится в этих пословицах? О природе. А эти пословицы учат чему-либо? Чему же они учат? Правильно народ, много наблюдал за природой, ведь если знаешь ее законы, то можно устроить свою жизнь, что она будет более хорошей. Поэтому народ и передавал в пословицах свои наблюдения. Скажите, почему в пословице говорится: лето-припасиха? Что значит слово "припасиха"? Ведь лето - не человек, а время года. (Рассуждение) Верно, написано одно, а подразумеваем другое; такое необычное красивое слово, оно обозначает не только время года, но и людей.

Давайте переделаем пословицу, чтобы было всем понятно. Летом люди припасают, а зимой все запасы используют. Понятно стало? Красиво? Нет, совсем не красиво. Так зачем народ употреблял необычные слова? Как красиво звучит "припасиха", "подбериха". Есть слова похожие. Какие? (повариха, ткачиха). По какому признаку называют людей? По действию. Видите, какие волшебные слова, и смысла в них много и очень красивые.

Послушайте пословицы: "Мороз и метели под февраль прилетели"; "Снега надует - хлеба прибудет". Народ заметил, что вьюги и метели часты в феврале. Зимой от мороза у всех розовые щеки, поэтому каждый выглядит молодым: " В зимний холод всякий молод". Да, у народа много всяких примет: "Много снега - много хлеба".

Благодаря этим приметам можно предсказать урожай, лучше подготовиться к зиме. Поэтому приметы передавались из поколения в поколение. А мне нравится вот эта: Весна, зажги снега, заиграй овражки. Красивая, правда? Кто понял, почему так говорится: "зажги снега"? Кто зажигает снега? Конечно, солнышко: яркое, весеннее переливается по снегу тысячами разных огней. Много раз народ любовался этим прекрасным зрелищем и перенес эту картину в пословицу. А что значит "заиграй овражки"? В овражках накапливается вода, это снег тает, и веселые ручейки бегут, играя, по дну овражков. Красивая картина и веселая. В этой пословице народ передает свою любовь к пробуждающей природе.

При изучении темы "Семья и я", можно использовать такие пословицы:

  • "Нет лучшего дружка, чем родная матушка";
  • "Хороший сын отцу радость, а плохой - печаль";
  • "В родной семье и каша слаще";
  • "Материнская ласка конца не знает".

Чтобы заучивание и осмысление пословиц шло интересно, можно давать после сказанного такие задания:

1. Соедини начало и окончание;

2. Какая пословица лишняя;

3. Нарисуй картину по пословице: "Как вся семья вместе, так и душа на месте" (старшая группа); "В семье лад, так и не нужен клад" (подготовительная группа).

Моя задача показать детям меткость, выразительность пословицы, разъяснить значение отдельных слов и сочетаний, активизировать речь, развивать образное мышление. Так после чтения сказки "Лиса и журавель", читаю детям пословицы:

  • "За добро добром и платят";
  • "Каков гость, таково и угощение";
  • "На что и звать, коли нечего дать";

"Старую лису хитростям не учить".

Работая с этой серией пословиц, выясняем смысл каждой из них, их понимают дети. Как нужно поступить в той или иной ситуации? Как бы вы поступили? Можно предложить усложнить задание. Пословицы:

  • "Труд кормит, а лень портит";
  • "Шило в мешке не утаишь".

Сначала выясним, какая из пословиц подходит к произведению, и только потом работаем над ними.

При работе по сопоставлению рассказа по картинке "На горке", предложить такие пословицы:

  • "На всякое хотенье есть терпенье";
  • "Умел ошибиться, сумей и поправиться";
  • "Поспешишь - людей насмешишь".

Какая пословица подходит к какой части рассказа? Первой пословице соответствует та часть рассказа, где говорится о желании покататься на горке. Ко второй - та, где товарищи заставили исправить испорченную горку.

Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Л.Н.Толстой прекрасно понимал специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, рекомендовал при работе использовать иллюстрации. К занятию подбирается одна картина, например: рыбная ловля или изготовление скворечника, или сбор урожая в саду. К одной картине берется ряд пословиц, сходных по значению, по смыслу:

  • "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда";
  • "Любишь кататься, люби и саночки возить";
  • "Хочешь есть калачи, не лежи на печи".

А можно взять пословицу и подобрать несколько иллюстраций. Тем самым не только обеспечиваем понимание смысла пословицы, но и осознается ее обобщенность, многозначность, расширяет зрительное представление, творческое воображение. Выясняя смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например: "В лесу лес неровен, в миру - люди". Спрашиваю у детей: "Все были в лесу? Какие деревья растут там?" Дети перечисляют только названия. Чем похожи, чем отличаются эти деревья? Одно большое, другое маленькое. Сосна стройная, а другое красивое. Деревья в лесу разные. И люди тоже все разные, у каждого своя внешность, свой характер. Каждый человек это целый мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.

В работе над сравнениями в пословицах по теме можно использовать такой прием: восстановите пословицу, подобрав к ней соответствующие сравнения:

  • "Друг неиспытанный, что ... (кошелек без денег, орех не сколотый)",
  • "Красавица без ума, что ... (кошелек без денег, маков цвет в огороде)",
  • "Ласковое слово, что ... (пить попросить, весенний день)".

При выполнении этого задания главное не в том, справятся дети или нет, а в том, чтобы привлечь внимание к мелодике, красоте, мудрости народного слова. В пословице важно понимание общего смысла, она кратка, не обильна словами, и поэтому ее охватить легче, чем длинный рассказ.

Или такое задание: восстановить пословицу, вставляя пропущенные прилагательные:

  • "За (какой?) головой, как за каменной стеной, (крепкой,, большой, дурной, молодой, старой)".
  • "(Какое?) слово, что весенний день, (умное, доброе, ласковой, хорошее)".
  • "(Какая?) книга лучший друг, (хорошая, содержательная, интересная, занимательная, поучительная)".
  • "(Какую?) дружбу и топором не разрубишь, (прочную, крепкую, хорошую)".

Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем нравственные качества личности, образное мышление, обогащаем речь, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребенка.

Ознакомившись с эффективными приемами и методами работы с пословицами, можно сделать выводы:

1. Ребенок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребенка все, что имеет для него определенную значимость.

2. Использование пословиц и поговорок и работа над ними, повышает уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания и трудолюбия.

3. У детей повысился уровень познавательной и речевой деятельности, повысился и обогатился словарный запас.

4. Через пословицы и поговорки развивали и формировали грамматический строй, связную речь, способствовали речевой активности дошкольников с ОНР.

Использование пословиц и поговорок позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысить уровень усвоения материала по темам.