Озеро – природное сообщество. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель: знакомство с природным сообществом – озеро, его растительным и животным миром.

Задачи:

  • познакомить с естественными и искусственными водоёмами;
  • формировать представление учащихся об озёрах нашей Родины и их обитателями;
  • формировать умение грамотно работать с информацией: пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать;
  • развивать творческое видение учащихся, воображение, память;
  • развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
  • воспитывать бережное отношение к природному сообществу «Озеро».

Оборудование: учебник, карта, иллюстрации растений и животных – обитателей озёр; рабочая тетрадь, цифры от 1 до 4 для работы в группах, карточки с дополнительной информацией.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Релаксация

Приложение. Слайд 1.

– Я предлагаю сегодня поработать на уроке под девизом: «С малой удачи начинается большой успех». Так как вы сегодня будете делиться новыми знаниями, полученными самостоятельно. Вы будете друг друга учить, давать друг другу новые знания
– Для того, чтобы у вас было хорошее настроение, я предлагаю вам послушать музыку «В мире животных». (Музыкальный видеоролик)

II. Актуализация опорных знаний. Блиц-опрос

– На какие части делят природу? (живая и неживая)
– Какие оболочки нашей планеты вы знаете? (Воздушная оболочка – атмосфера. Водная оболочка – гидросфера. Каменная оболочка – литосфера.)
– В какой оболочке живут живые организмы? (На границе всех трёх оболочек – в биосфере.)
– Биосфера – живая оболочка Земли, где распространена жизнь.
– Кто поддерживает жизнь в биосфере? (В биосфере живые организмы, связаны между собой и не могут существовать друг без друга.)
– Вспомним, что такое природное сообщество? (Природное сообщество – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды.)
– Из каких частей состоит сообщество? (Воздух, вода, почва, производители, потребители, разрушители.)
– Какие «профессии» живых организмов необходимы, чтобы круговорот в сообществе был замкнут? (Нужны «производители» («кормильцы») – это растения, потребители («едоки») – это животные, разрушители («мусорщики») – это грибы, черви, микробы и другие.)
– Что такое искусственное сообщество? (Сообщество, созданное человеком.)
– Легко ли создать искусственное сообщество? Что для этого нужно? (Это трудно, нужны знания.)

III. Постановка темы урока

– Скажите, без какого вещества трудно представить нашу жизнь.

Приложение. Слайд 2.

– Прочитайте выражение: «Мать – водица, всему царица». О каком веществе эта пословица?
– Конечно, речь идёт о воде. Вода вам хорошо знакома. Она такая привычная и повседневная!
– Какие существуют природные сообщества? (Лес, луг, поле, озеро, болото, река (водоёмы).)
– Мы с вами говорили ранее о каких природных сообществах? (О лесе, луге.)
– Можете ли вы сформулировать тему сегодняшнего урока? (Тема урока – Озеро –природное сообщество.)

Приложение. Слайд 3.

IV. Постановка учебной задачи

– А что бы вы хотели узнать по этой теме? (Ответы учащихся.)

Приложение. Слайд 4.

– Перед вами вопросы и темы, которые я предлагаю рассмотреть сегодня на уроке.

  • Что называется озером?
  • Озёра нашей Родины их происхождение.
  • Животный и растительный мир озёр.
  • Главное богатство озёр. Чем озёра отличаются от других водоёмов?
  • Виды озёр. Почему одни озёра пресные, а некоторые солёные?
  • Знаменитые озёра мира.
  • Польза и охрана озёр. Правила поведения на воде.
  • Искусственные сообщества водоёмов.

V. Изучение нового материала (работа в группах – стратегия «Зигзаг»)

1. Самостоятельная работа с текстом

– Чтобы получить ответы на поставленные задачи и вопросы,  мы будем работать в группах, но немного изменим вид работы, слушайте внимательно, чтобы всё было понятным. В начале урока я сообщила, что вы сегодня будете делиться новыми знаниями, полученными самостоятельно. Вы будете друг друга учить, давать друг другу новые знания. У каждого из вас есть на партах номерки, переверните и покажите их мне. Отложите их в сторону, у каждого на столе есть карточка с информацией. Ваша задача прочитать внимательно информацию несколько раз, вдумчиво и карандашиком выделить самое главное, чем вы в дальнейшем сможете поделиться со своими товарищами.

1 группа (текст для изучения)

Велик и разнообразен мир наших озёр. Некоторые, как Каспийское море-озеро, являются остатками древнего океана. Оно самое большое озеро мира, поэтому его называют ещё морем. В Каспийском море-озере вода солёная. В него впадает около 130 рек, и главной является Волга. Каспийское море всегда славилось ценными породами рыбы, здесь ведётся нефтяной промысел. Другие, как наши северные озёра – Ладожское, Онежское, озеро Селигер являются остатками растаявшего ледника, то есть ледникового происхождения. Третьи возникли в результате заполнения водой впадин на земле, например озеро Байкал. Отсюда и пошло название, что такое озеро – это природный водоём, заполняющий впадину суши водой и не связанный с морем и океаном.
Озёра располагаются в углублениях. Вода рек стекает в котловины и остаётся там. Из некоторых озёр вода не вытекает, они называются бессточными. Озёра постепенно становятся солёными и даже горько-солёными, так как в них накапливаются соли, поступающие с речными водами и атмосферными осадками. Из других озёр вода вытекает. Это проточные или сточные озёра, в которые впадают и из которых вытекают реки, вода в них пресная. Главное богатство озёр – это пресная вода, так необходимая человеку.
Самое красивое озеро Русской равнины – Селигер. Если посмотреть на карту, то можно увидеть какую причудливую форму придаёт ему Валдайская возвышенность! Оно напоминает диковинное существо с маленькой головой на длинной шее и с огромным хвостом. Почти все берега Селигера покрыты роскошными лесами – сосновыми, лиственными. Мелководья летом зарастают камышом, тростником, кувшинками, и тогда здесь – раздолье для птиц и рыб: всем хватит корма. Озеро издавна привлекало человека рыбными богатствами, пресной водой. Люди охотно селились на его берегах, об этом рассказали найденные стоянки первобытных людей.

2 группа (текст для изучения)

Самое глубокое озеро в мире Байкал. Оно является самым красивым на нашей планете. Байкал – одно из самых древнейших озёр мира: ему 25 миллионов лет. Более трёхсот рек и речек впадает в Байкал, а вытекает одна река – Ангара. У Байкала очень бурный нрав: высота волн во время шторма достигает более четырёх метров. Только на Байкале наблюдается интересное явление – Байкальский лоск, когда в тихую погоду на поверхности озера можно наблюдать, как отражаются берега, прибрежные камни, горы, лес. По сравнению с другими водоёмами в Байкале и на его берегах обитает самое большое число животных и растений. Причём очень многие из них можно встретить только здесь. Байкал хранит самое большое число загадок, которые учёные не могут разгадать, например, почему его назвали Байкал; как попало сюда настоящее морское животное – нерпа.
Ладожское озеро самое крупное в Европе. Из него вытекает короткая, но полноводная река – Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург. Во время Великой Отечественной войны фашистские войска окружили Ленинград. Жители города страдали от холода и болезней, голодали. Лишь зимой, когда замёрзло Ладожское озеро, установилась «Дорога жизни». Караваны грузовиков с медикаментами и продуктами прорывались в осаждённый Ленинград, а на обратном пути вывозили раненых и больных, также детей. Город выстоял в этой войне благодаря ладожской «Дороге жизни».
Тюменская область край сотен тысяч озёр. Точное их число до настоящего времени не определено. С продвижением на север области количество озёр увеличивается.

3-я группа (текст для изучения)

В озёрах живёт много различных растений. Растения разнообразны по своему положению в водоёме. Одни из них целиком находятся под водой; другие погружены в воду только своей нижней частью; есть такие, которые плавают на поверхности; некоторые растения растут по берегам водоёма, где почва очень сырая. Стоячая вода способствует образованию ила на дне, а он является хорошей почвой для растений, а многие животные используют растения для строительства жилья и питания. Растения приносят пользу не только животным, но и самому озеру, выделяя большое количество кислорода. Вокруг озёр по берегам растут ольха и ива, которые являются частью растительного мира озёр.
Водоросли и водные цветковые растения – телорез, роголистник, водокрас, камыш, тростник, кувшинка и кубышка – жители наших водоёмов. Самые красивые растения – это белая кувшинка и жёлтая кубышка. Белая кувшинка – редкое и очень нежное растение. Как и жёлтая кубышка, она может расти только в чистой воде. Растение погибает, когда рвут его цветки и листья. Озёра местами покрыты зелёным ковром – это самое маленькое цветковое растение в мире – ряска, она занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Листьев у неё нет. Она состоит из пластинки и корешка, погружённого в воду. Ряска играет большую роль в жизни водоёма. Она энергично поглощает углекислоту и обильно выделяет кислород. Ряска очищает воду стоячих водоёмов от многих вредных веществ, является кормом для обитателей пруда.

4-я группа (текст для изучения)

В озере поселяются мельчайшие живые организмы (дафнии, циклопы), водяные насекомые (водомерки, жуки-плавунцы), моллюски и, конечно, рыбы (плотва, окунь, сазан, щука.), раки. Моллюски, рыбы, насекомые едят растения, а сами являются пищей для других обитателей озера, в том числе птиц и хищных животных. Если понаблюдать за жизнью в озере, то можно увидеть, как странное существо с большой головой, шестью ногами и длинным брюшком схватило маленького жучка и съело его. Это личинка стрекозы – страшный хищник, гроза головастиков и мальков! Оказывается, это воздушное существо первую часть своей жизни проводит в воде, как и личинки комаров – мотыль.
На водоёмах можно часто встретить милых уточек, величественных лебедей, важных гусей. Утки, кулики, чайки находят удобные места на берегу озера или в камышах и, не мешая друг другу, строят гнёзда и выводят птенцов.
В прибрежных водах обитают млекопитающие – ондатры, бобры, водяные крысы, выдры. Редко, но встречаются в озёрах настоящие «живые ископаемые» с ценным мехом – выхухоли. Учёные считают, что этот вид животных существует уже тридцать миллионов лет. Как травоядные ондатры и бобры, они ведут полуводный образ жизни. Но в отличие от них выхухоль – насекомоядное животное, которое обитает только в глухих, не тронутых человеком местах, у небольших речек и озёр в европейской части лесной зоны. Они находятся под охраной, восстановление численности выхухолей идёт очень медленно.

VI. Физминутка

– Прежде, чем перейдёте в группы, проведём физминутку.

1.  Разминку на внимание.

– Буду называть цвета: красный – основная стойка, жёлтый – три хлопка, зелёный – три шага.

2. Офтальмологический тренажёр. (С помощью стрелок указаны траектории, по которым двигается взгляд учащихся. Это упражнение сопровождается стихами.)

Приложение. Слайд 5.

Чтобы нам не уставать, надо плюс нарисовать
Ох, забот у нас не мало: пройдём по красному овалу.
Зоркость чтоб развить немножко, пройдём по синей мы дорожке.
Мы на месте не стоим, по восьмёрке пробежим. 

VII. Изучение нового материала (работа в группах – стратегия «Зигзаг») – продолжение.

2. Работа с текстом, составление вопросов, передача информации

– Вы готовы, пересаживайтесь в группы с одинаковыми номерами.
– Повторим правила работы в группе. (Ответы учащихся.)
– У вас у всех в группе одинаковая информация, ваша задача рассказать самое главное друг другу и сформулировать вопросы по своей теме.
– Время вышло, вернитесь в свои первоначальные группы на места. Ваша задача поделиться своими знаниями с товарищами в группе, начинает первый номер, за ним – второй и т.д. Рассказываете самое главное и задаёте вопросы. (Передача информации.)
– Время вышло, вернёмся к нашему плану. Внимательно прочтите его. (Приложение. Слайд 4)
– На все ли вопросы вы получили ответы? (Ответы учащихся.)

3. Дополнительная информация учителя (работа с картой)

Приложение. Слайды 6-13.

– Распределены озёра неравномерно. Особенно много их на севере – в тундре и в лесной зоне. К югу, в степи и в пустыне, озёра встречаются всё реже. В числе крупнейших и наиболее известных Великие озёра в мире (Верхнее озеро, Гурон, Мичиган, Эри и Онтарио) – в Северной Америке, Виктория и Танганьика – в Африке, Ладожское и Онежское – в Европе, высыхающее Аральское море – в Азии, озеро Эйр – в Австралии.
– Дома необходимо поработать с картой и в тетрадь выписать названия знаменитых озёр мира.

4. Работа с учебником. Формулировка правила

– Предлагаю сформулировать правила поведения на воде. (Ответы учащихся.)
– Сверим свои ответы с учебником на странице 55.

VIII. Информация о домашнем задании

Приложение. Слайд 14

– Получили ли вы информацию об искусственных сообществах водоёмов?

Приложение. Слайд 15

– Это и будет ваше домашнее задание. Стр. учебника 49-55 краткий пересказ, стр.50, 54 – вопросы и задания. В тетрадь выписать названия знаменитых озёр мира.

IX. Контроль и самоконтроль (тест)

Приложение. Слайды 16-22

– Наш урок подходит к концу, проведём тест по полученным знаниям.

1. Водная оболочка:

а) атмосфера;
б) гидросфера;
в) литосфера.

2. Какое озеро самое чистое и глубокое?

а) Байкал;
б) Эльтон;
в) Онежское.

3.  Какое озеро ледникового происхождения?

а) Каспийское;
б) Байкал;
в) Онежское.

4. На берегу какого озера стоит Санкт-Петербург?

а) Ладожское;
б) Виктория;
в) Каспийское.

5. Какое растение занесено в Книгу рекордов Гиннеса?

а) ряска;
б) кубышка;
в) рогоз.

6. Каких млекопитающих озёр называют «живые ископаемые»?

а) ондатр;
б) выдр;
в) выхухолей.

7. Как называется жилище бобра?

а) нора;
б) логово;
в) хатка.

– Проверим результаты по ключу.

Приложение. Слайд 23

1. б; 2. а; 3. в; 4. а; 5. а; 6. в; 7. в.

X. Подведение итогов урока. Рефлексия

Приложение. Слайд 24

– Рубрика «А вы знаете, что…». (Учащиеся сообщают разные интересные факты о растениях и животных водоёма.)
– Урок окончен. Спасибо за участие.