Музыкальные образы произведений А.Н. Скрябина

Разделы: Музыка


Цель урока: знакомство с музыкальными образами произведений А.Н.Скрябина.

Задачи урока:

  • закрепить понятие “музыкальный образ”;

  • формирование умения раскрывать музыкальные образы новых произведений;

  • уметь размышлять о музыке, сочувствовать и сопереживать ей.

Музыкальный материал: А.Н.Скрябин Симфония №3; Скрябин Этюд №12 “Патетический”; Скрябин Прелюдия №4.

Наглядный материал: компьютерная презентация, портрет Скрябина, Рахманинова.

Ход урока

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Распевание.

Исполнение (хоровое) песни Г.Струве “Что мы Родиной зовём?”.

2. Работа по теме урока.

Учитель: Мы неспроста исполнили песню о Родине. Сегодня, ребята, мы обратимся к творчеству великого русского композитора Александра Николаевича Скрябин, который внёс огромный вклад в развитие музыкальной культуры нашей Родины. (Показ слайда: портрет А.Н.Скрябина)

Звучит Симфония №3 А.Н.Скрябина.

Учитель: Римский – Корсаков называл Александра Николаевича Скрябина “великим талантом”. (Показ слайда: портрет Н.А.Римского-Корсакова).

О нём писали: “Его игра – образец особого, неописуемого очарования славян, которые являются лучшими пианистами мира”.

Александр Николаевич Скрябин – русский композитор, пианист. Родился в московской дворянской интеллигентной семье. Его слух и память поражали окружающих. Поступил в кадетский корпус в 10 лет. Берёт уроки у Танеева и Зверева. В 16 лет поступает в консерваторию. (Показ слайдов: Скрябин в разные годы жизни).

Учится на одном курсе с С.В.Рахманиновым. Оба – звёзды консерватории, оба оканчивают её с медалями. (Показ слайда: портрет С.В.Рахманинова)

С 1890-х годов Скрябин начинает исполнительскую деятельность. С успехом выступает во Франции, Брюсселе, Гааге.

С 1898 года становится профессором Московской консерватории. (Показ слайда: Московская консерватория)

С 1894 по 1895 годы создаёт цикл из 12-ти этюдов. Последний, двенадцатый этюд – “Патетический”.

Учитель: Вам было дано задание, найти определение “патетический”.

Ученики: Патетический – в наивысшей степени взволнованный, приподнятый по настроению.

Учитель: Молодцы, правильно. Что же такое Этюд?

Ученик: Это упражнение, пьеса, ставившая перед исполнителем техническую задачу.

Исполнение детьми (по желанию учащихся) одного из этюдов. Например, этюд К.Черни.

Учитель: А понятие “этюд” встречается только у музыкантов?

Ученики: Нет. Этюды есть у художников, актёров.

Учитель: Совершенно верно.

Классической высоты жанр русского фортепианного этюда достиг именно в творчестве А.Н.Скрябина. У Шопена, Рахманинова, Скрябина этюды становятся музыкальными произведениями, в которых присутствует свой музыкальный образ, выражается музыкальная мысль. (Показ слайда: коллаж портретов А.Н.Скрябина, Ф.Шопена, С.В.Рахманинова)

Прослушайте Этюд №12 “Патетический” Скрябина и подберите ассоциативные слова из разных областей.

Слушание. Этюд №12 “Патетический” Скрябина. (Показ слайда: картина “Небесный бой” (1912 г.) Н.Рериха).

Учитель: Созвучны ли этюд Скрябина и картина “Небесный бой” Н.Рериха? (Ответ учащихся)

В картине “Небесный Бой” Рерих использовал резкие контрасты света и тьмы как знамение страшных событий, ожидавших Россию и всю Европу в ближайшем будущем. А какие ассоциации подобрали вы к Этюду №12?

Ученики: Революционные волнения, мужество, буря, неуёмная энергия, стремительный поток. (Ассоциативные гроздья).

Учитель: Молодцы. Именно это и отражает Скрябин. Какой образ в этом этюде?

Ученики с учителем определяют образ неуклонной воли к победе, образ мужественно – трагедийный.

Учитель: В жизни у Скрябина были минуты отчаяния, страдания, против которых он боролся. (Показ слайда: портрет А.Н.Скрябина)

Работая над выразительностью, над совершенствованием пианистической техники, Скрябин “переиграл” в юности правую руку. Облегчить страдания Скрябину удалось благодаря своему упорству. Он точно выполнял все рекомендации врачей, но, к сожалению, травма напоминала о себе…

Юношеская любовь к Наталье Секериной принесла ему много радости и страданий. Музыковед, педагог Игорь Бэлза в книге об Александре Скрябине пишет, что композитор был болезненным юношей, его будущность представлялась неясной. Он никогда не скрывал от любимой девушки ни повреждения руки, ни частые недомогания. А помещичья семья Секериных считала, что Наташа должна сделать “хорошую партию”, удачно выйти замуж. В мысли Александра Николаевича врывается тревога за судьбу свою и своей любви, состояние руки ухудшается. Происходит разрыв с Секериной.

Слушание. Скрябин Прелюдия №4.

Учитель: Мы прослушали прелюдию А.Н. Скрябина. Что такое “прелюдия”?

Ученики: Прелюдия – это вступительная пьеса к чему – либо, например, к фуге.

Учитель: Верно. Вы рассказали о прелюдиях во времена Баха. Развитие жанр “прелюдия” получил в творчестве Ф.Шопена, который опирался на опыт предшественников, сделал прелюдию небольшим самостоятельным произведением.

Охарактеризуйте прелюдию. Что означает звучащая одноголосно мелодия?

Ученики: Одиночество, страдания, глубокую печаль человека, душевные муки.

Учитель: Что вам напоминают три аккорда звучащие в прелюдии, которые возникают снова и снова. (Учитель играет эти аккорды).

Ученики: Траурный марш, удары погребального колокола.

Дальнейший разбор прелюдии с музыкальной иллюстрацией.

Во второй фразе одинокий голос стремиться вырваться из состояния печального оцепенения и одиночества, он находит поддержку. Но три аккорда прерывают его. Попытка преодолеть страдания все энергичнее, но удары погребального колокола напоминают о себе.

Учитель: Сможет ли человек преодолеть одиночество?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему вы так решили?

Ученики: Потому что в конце прелюдии мелодия звучит одноголосно. А три аккорда звучат как приговор, усиливают трагедию.

Учитель: Правильно, молодцы.

Повторное слушание. Скрябин Прелюдия №4.

Ученики: Образ страдания, одиночества и покорности судьбе в этой Прелюдии.

Итог урока: Жизнь и творчество композитора можно выразить словами самого А.Н.Скрябина: “Чтобы стать оптимистом в настоящем значении этого слова, нужно испытать отчаяние и победить его”.