Число и цифра 7

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: Число 7


Цели:

  • Познакомиться с числом 7,
  • изучить состав числа 7,
  • познакомиться с написанием числа 7,
  • закрепить взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар,
  • закрепить навыки сложения и вычитания на числовом отрезке,
  • отработать умение устанавливать закономерности,
  • закрепление навыка сложения и вычитания в пределах 6,
  • развивать мыслительные операции, речь, творческие способности.

Оборудование:

  • Учебник 1-й класс.
  • Выставка книг:
    “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”,
    “Семь Симеонов – семь работников”,
    “Белоснежка и семь гномов”,
    “Семеро козлят”,
    “Цветик – семицветик”.
  • Монеты по 2, 1, 5 золотых.
  • Диадема для Белоснежки.
  • Иллюстрации к чудесам света.
  • Иллюстрация к цифре семь.
  • Карточки со словами поговорки.
  • Название волшебной страны.

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

– Приготовились к уроку математики.
– Любите ли вы сказки, а волшебство?
– Я скажу вам новость, после которой у вас будет прекрасное настроение, только с таким надо приниматься за работу.
– Мы отправимся в волшебную сказочную страну. Как она называется, вы угадаете сами, а пока из этой страны прислали такие задания:

2. Актуализация знаний.

1-е задание от персонажей сказки “ Семь Симеонов – семь работников”. (Показ иллюстрации.)

Математический диктант – записать только ответы. (Один на доске.)

– Уменьшаемое 6, вычитаемое 5, запишите, чему равна разность.  (1)
– Первое слагаемое 2, сумма 6, найдите второе слагаемое. (4)
– Симеоны загадали число, прибавили к нему 3 и получили 5. Какое число они задумали? (2)
– Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получилось 4? (5)
– Запишите, чему равна разность 4 и 1? (3)
– Запишите, чему равна сумма 5 и 1? (6)

1 4 2 5 3 6

– Установите закономерность и назовите следующее число. (4)
– Расположите ответы в порядке возрастания.

1 2 3 4 5 6

– Расскажите о последнем числе

(6 – натуральное четное число, в числовом ряду стоит после числа 5. Состоит из 2 и 4, 1 и 5, 3 и 3. Цифра 6 – дверной замочек, сверху крюк, внизу кружочек.)

– Симеоны-работники довольны вашей работой.

2-е задание от персонажей сказки “ Сказки о мертвой царевне и семи богатырях.” (Показ иллюстрации.)

– Посчитайте по цепочке до 20 и обратно.
– Ритмический счет через 3 до 30.

Физкультминутка.

3-е задание от гномов из сказки “ Белоснежка и семь гномов”. (Показ иллюстрации.)

– Может, кто-то уже догадался, как называется страна?
Волшебное число 7. (На доске красивая надпись.)

– Просьба гномов такова – они хотят сделать Белоснежке сюрприз – купить красивую диадему, а в нашей волшебной стране все стоит … Сколько золотых? Конечно же 7!

3. Постановка проблемы.

– Вот монеты, помогите набрать на подарок. (2, 2, 1, 1.)

Не хватает монет.

– А сколько есть?(6)

4. Открытие нового знания.

– Сколько нужно добавить? (1)
– Как получить число 7? (К шести прибавить 1.)

6 + 1 = 7

– Как можно с помощью других монет получить 7? (5 и 2)
– От гномов и Белоснежки вам благодарность – смогли приобрести диадему.
– Попробуйте сформулировать тему урока и его цель.

Число и цифра 7. Состав числа 7. Знать состав числа 7, уметь писать цифру 7.

– Чего бывает только семь? (Семь дней в неделе, семь нот, семь цветов радуги.)
– Посмотрите на цифру 7 – этой цифрой обозначается число 7.

Вот семерка – кочерга, у нее одна нога.

Написание цифры 7.

– Посмотрите, как пишется цифра 7.
– Сколько элементов в цифре?
– Надо ли отрывать руку при написании цифры 7? Напишите пальчиком на ладошке, в воздухе.
– Как думаете, сколько у вас в тетради должно быть цифр 7? (7)
– Одна уже есть – образец. Сколько надо еще написать? (6)

Физкультминутка.

Число 7 упоминается во многих сказках, среди них есть сказка Валентина Катаева “Цветик – семицветик”. Героиня этой сказки Женя, отрывая лепесток, произносит такое заклинание:

Лети, лети, лепесток. – помахать руками.
Через запад на восток, – показать направление сторон
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг. – круговые движения туловища
Лишь коснешься ты земли, – наклон
Быть по-моему, вели. – топнуть ногой.

“Вели, чтобы мы справились со всеми заданиями”!

5. Включение нового знания в систему знаний. Первичное закрепление.

– Откройте учебник на странице 2 № 1. Проверим, как вы запомнили состав числа 7.
– Что изображено? (Числовые отрезки.)
– Что общего у всех отрезков? (Целое – 7.)
– Назовите целое, части. Покажите соотношение между целым и его частями – составьте все возможные равенства.

6 + 1 = 7
1 + 6 = 7
7 – 6 = 1
7 – 1 = 6
5 + 2 = 7
2 + 5 = 7
7 – 2 = 5
7 – 5 = 2
4 + 3 = 7
3 + 4 = 7
7 – 4 = 3
7 – 3 = 4

Что общего у всех равенств? (Целое – 7.)

Пальчиковая гимнастика.

Поможем Белоснежке посолить капусту на зиму.

Что за скрип, что за хруст,
Это, что еще за куст.
Как же быть без хруста, если я капуста.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

В нашей волшебной стране живут не только сказки и их герои. Число 7 часто встречается и в пословицах и поговорках. Одна из них рассыпалась – соберите поговорку, расположив карточки по порядку от 1 до 7.

5
раз
3
отмерь
1
 семь
6
  отрежь
2
 раз
4
один
7
 !

“Семь раз отмерь – один раз отрежь”.

– Как понимаете эти слова?
– Помните эту поговорку, когда выполняете различные задания – не спешите, думайте.
– А еще есть

  • Семеро одного не ждут.
  • У семи нянек дитя без глаза.
  • Седьмая вода на киселе.
  • Семь бед – один ответ.
  • Лук от семи недуг.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Страница 3 № 5.

Решить примеры и ответить на вопрос.

(На закрытой стороне доски примеры с ответами.)

– Прочитайте вопрос. (Как связаны между собой примеры?)

(Ответы каждого примера совпадает с первым числом в записи следующего примера – круговые примеры.)

7. Рефлексия деятельности на уроке.

Какая была цель нашего урока? (Познакомиться с числом и цифрой 7, запомнить состав числа 7.)

Дополните количество рисунков до 7. Сколько не хватает?

– Перед вами семь чудес света.

Мавзолей в Галикарнасе.
Колосс Родосский.
Храм Артемиды в Эфесе.
Александрийский маяк.
Статуя Зевса в Олимпии.
Висячие сады Вавилона.
Великая пирамида в Гизе.

– Вставьте числа в “окошечки”.

□ + □ = 7

□ + □ = 7

□ + □ = 7

Чему научились на уроке?

8. Самооценка собственной деятельности.

– Как вы сегодня поработали?
– Каким приобретенным опытом хочется поделиться с родителями, друзьями?