Рейтинг@Mail.ru

Агрегатные состояния вещества. Тепловые переходы. 8-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (24,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (896,5 кБ)

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Загрузить презентацию (2,1 МБ)

Загрузить презентацию (2,6 МБ)

Загрузить презентацию (2,4 МБ)


“Незнающий пусть научится, а
знающий пусть вспомнит еще”.

Античный афоризм

Тип урока: обобщение и закрепление материала.

Цели урока.

Образовательная:

  • обобщить знания о процессах плавления и кристаллизации, испарения и конденсации;
  • объяснить круговорот воды в природе, с точки зрения перехода агрегатных состояний;
  • познакомить с процессами сублимации и десублимации;
  • продолжить формирование представлений о строении вещества.

Развивающие:

  • развитие творческой самостоятельности;
  • развитие интереса к физике - как науке, через музыкально-лирическое восприятие и различные формы работы на уроке.

Воспитательные:

  • воспитание любви к природе.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер,
  • классическая музыка Вивальди “Времена года” Зима (Приложение);
  • песня “Зима” в исполнении Эдуарда Хиля, (приложение)
  • презентация учителя (презентация 1);
  • презентации учеников это их проекты: презентация 2, 3, 4, 5, 6;
  • у каждого ученика есть кейс с прилагающимися документами: лист контроля “приложение 1” и приложения необходимые для работы;
  • музыкальные приложения;
  • видеоролик “Стакан примерз”.

Урок требует 2 часа урочного времени, т.к. тема объёмная, много новых определений и понятий, формул для решения задач, графических зависимостей. Ученики в классе разбиты на две группы.

I – часть урока, повторение материала изученной темы

Звучит музыка Вивальди “Времена года” Зима, Аллегро нон мольто. Эта видео музыка в виде гиперссылки выложена на первом слайде презентации учителя. Музыку вместе с первым слайдом включаю за три минуты до начала урока. Дети готовятся к уроку, слушают музыку и видят картинки зимних пейзажов. После звонка, поясняю, что за музыку они слушали, и на фоне дальнейшего звучания музыки, начинаю урок после звонка и красиво читаю стихи – “Островский как-то сказку написал”… То, что выделено красным цветом ученики должны закончить хором.

Островский как-то сказку написал,
Хорошую, красивую, весеннюю,
Но он не знал, что в сказке описал
Физические разные явления.

Морозом девушка из снега создалась,
Красивая и в физике не дурочка.
Но вся холодная, из снега и изо льда,
Скажите, как она звалась?
(Ответ хором) Снегурочка!

Было это зимою, не помню когда,
Когда вьюга все снегом успела заполнить.
Да, а снег – это, кстати, КРИСТАЛЛИКИ ЛЬДА,
Эту фразу, я очень прошу вас запомнить.

И Снегурочке было неплохо тогда,
Но весною уже до нуля потеплело.
А ведь снег – это что?
(Хором): Кристаллики льда,
И Снегурочка очень весной погрустнела.

Ведь когда на термометре выше нуля,
Тает снег, тает лед (здесь хозяйка-природа).
И Снегурочки сердце (как это не зря),
Из “холодного” льда превращается в воду.

Ах вода, на ней держится весь земной шар,
Тут уж в сказку вступает другое явленье.
При котором вода превращается в пар,
Называют научно его:
(Хором): ИСПАРЕНЬЕ.

По Снегурочке плакали люди, слегка.
Испаряясь, их слезы летели до неба,
Ну, а там превращались они в ОБЛАКА,
Или в тучки и разную прочую небыль.

По снегурочке тучки рыдали дождем,
Облака утверждали, что это – сенсация.
Мы такой переход газа в жидкость зовем,
Может кто-нибудь знает из вас?
(Хором): КОНДЕНСАЦИЯ.

Вот и вновь начинается круговорот:
Дождик, лужи, а лужи – вода (как известно).
А вода, между тем, превращается в лед,
И по-старому наша заводится песня.

От первого слайда, через гиперссылку переходим к слайду №7 и №8 в презентации учителя.

Вопрос: Назовите вещество, из которого была изготовлена снегурочка, и какие физические   процессы с ней происходили?

Зима. На мохнатых елях лежат шапки пушистого снега. Одна похожа на белку, а в другой видишь крылья неизвестной птицы. Деревья в зимнем убранстве.  Зима это загадка. Столько чудес вокруг. Вот и тема нашего урока загадочна, как извечные загадки природы – “Чудеса в решете”.

Проект-презентация 1 - презентация учителя с которой через гиперссылку связаны все презентации.

Вводная презентация учителя, где формулирую цели и задачи урока, выдвинута гипотеза и сформулирован основополагающий вопрос.

От слайда №8, через гиперссылку к (слайдам с 2–6).

Мы много знаем о тепловых перехода агрегатных состояний вещества, но как говорят: - “Повторение – мать учения”.

Поэтому мы, с вами, сейчас вспомним основные понятия и положения темы. На ваш суд будут представлены проекты ребят. Зачитываю античный афоризм ““Незнающий пусть научится, а знающий пусть вспомнит еще”, он выписан на доску.

Смотрите и слушайте внимательно, ведь это вам пригодится, чтобы показать свои знания при выполнении различных заданий.

Презентация 2, первый проект: “Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел”, выполнили Янчук Андрей и Четыркин Алеша.

Презентация 3, Второй проект: - “Испарение и конденсация”, выполнили Жуков Роман. Презентации детей через гиперссылку связаны с презентацией учителя.

Содержание проектов оценивается по десятибалльной шкале. (10 баллов)

Релаксационная пауза. Цель: снятия нагрузки на зрение.

Отгадай загадку. (Правильный ответ оценивается 1 баллом, учащиеся сами выставляют заработанные балы в лист контроля)

“Вода по воде плавает” (Лед)

“В морях и реках обитают,
Но часто по небу летают.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять”. (Вода)

“На воде переполох, с неба сыплется горох,
Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина”. (Град)

“Меня вода рождает, а я ее” (Лед и вода)

“Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес” (Мороз)

“Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз” (Мороз)

“Висит, сверкаем. Возьмешь в руки, тает” (Сосулька)

“Белый, ярким изумрудом на деревьях лежит” (Иней)

II – часть урока, отработка и закрепление основных теоретических понятий

1 задание - решение задач. Учитывая технологию дифференцированного подхода, учащиеся берут из кейса лист “Реши задачу”. Выполняют ее в листке контроля. Правильно решенная задача оценивается по пятибальной системе.

Пример: Решение задач. “Приложение 2

2 задание - Приложение 3 “Эстафета формул по тепловым процессам”.

Проверку знаний основных формул провожу в необычной форме. Где им необходимо показать знание физических формул и математическое выражение неизвестной переменной. Дети выполняют задание, затем передают их своим соседям в группе по кругу. Теперь дети - учителя. Они проверяют работу, по (слайд № 9), подсчитывают число правильно заполненных круглешков, это и есть количество заработанных баллов. Баллы выставляются в личный лист контроля ученика.

3 задание - групповое задание - “Найди ошибку и объясни ее с физической точки зрения”. В литературных отрывках и стихах поэтов и писателей много физических ошибок. Это благодатный материал для развития физического мышления, развития умения применять физические понятия в новых, неожиданных ситуациях. А с другой стороны концентрируем внимание учащихся, и повышаем интерес к уроку.

“Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой стала,
А в мире поубавилось тепла”.

Приложение 4 - продемонстрировать видеоролик – “Почему примерзает стакан” (слайд № 10) , на гиперссылке в презентации учителя)

(Чтобы расславиться льду в стакане, ему необходимо потреблять энергию. Он забирает ее у воды, которой покрыта стеклянная пластинка, и вода на стекле замерзает, т.е. стакан примерзает).

Почемучкин вопрос. “Маша съела сразу 3 мороженных. Ей стало холодно. Замерзли ноги. Но через некоторое время ей стало жарко. Объясните. Почему?” За грамотный, физически правильный ответ ребята получают 5 баллов. Баллы выставляются в лист контроля.

А на самом ли деле, существует только четыре агрегатных перехода в природе??? Или нет?

А теперь послушаем и посмотрим домашнее задание, которое выполняли Диденко Аня и Козлова Таня. Темы своих сообщений они назовут сами.

Презентация 4 - Приложение 5 – “Сублимации”,

Презентация 5 - Приложение 6” – “Десублимация”.

Ребята выступают с сообщениями, а я демонстрирую презентации по этим выступлениям детей.. Данные презентации по гиперссылке включены в презентацию учителя.

Затем высвечиваем (слайд № 11) о шести агрегатных состояниях вещества. (Максимальное число баллов за приготовленное домашнее задание 5 балла)

4 задание - Разгадывание кроссворда

Приложение 7

Ответы на вопросы кроссворда найдете в презентации учителя.

Презентация 6. Проверку выполненных кроссвордов делают ребята в группе по той же схеме.

(По слайдам № 12–22 ведется проверка) Выставляются баллы в лист контроля.

5 задание – “Остров сокровищ”

Учащимся нужно собрать как можно больше алмазов (из данных буквенных физических величин образовать формулу). За каждый алмаз, т.е. формулу, дается один балл.

Приложение 8” Проверка через слайд № 23-24 , по той же схеме, но уже на самоконтроле.

6 задание – “Тест”

Берут лист теста из кейса.

Приложение 9 Проверяют по той же схеме слайд № 24-25.

Анализ и итог урока.

И так, мы выдвигали гипотезу. Изменится ли мир, если не будут существовать агрегатные переходы вещества?

Можем ли мы дать ответ? Этот вывод делаем, анализируя первый проект.

Перед вами был поставлен основополагающий вопрос: “Круговорот воды в природе – это реальность или сказка? Ответьте мне на него. (Это вывод из второго проекта)

Сколько тепловых переходов существует между агрегатными состояниями вещества?

В заключении показ слайдов из презентации учителя (слайд 26–28). В слайде 27 по гиперссылке вставлена песня “Зима” в исполнении Э.Хиля.

Тихо звучит музыка “Зима, а ребята считать свои заработанные баллы.

Баллы перевожу в оценки.

На память своим коллегам дарю стихотворение “Морозные узоры” Татьяна Дворникова “приложение 10” и буклет по уроку - “приложение 11”.

ЛИТЕРАТУРА

1. М. Е. Тульчинский “Занимательные задачи – парадоксы и софизмы по физике”. Москва, “Просвещение”, 1971 год.

2. М. Е. Тульчинский “Качественные задачи по физике 6–7 класс”. Пособие для учителей. Москва, “Просвещение”, 1973 год.

3. В. И. Лукашик “Сборник задач по физике” 6–7 классе”. Пособие для учащихся. Москва “Просвещение”, 1976 год.

4. Я. И. Перельман “Знаете ли вы физику?”. Переиздание – Екатеринбург, “Тезис” 1994 год.

5. “Мир физики в художественной литературе” – Редактор составитель М63 С.А. Тихомирова - Москва: Школа-Пресс, 1997 – 64 с. (Библиотека журнала “Физика в школе”. Выпуск 10).

6.Элементы из презентации по теме: “Испарение и конденсация”, “Плавление и кристаллизация” учителя физики МОУ СОШ №8 г. Моздока РСО – Алания, Сарахмани И.Д.

7. Элементы из презентации по теме: “Агрегатные состояния вещества” - учитель I – категории Котова Т.С. МОУ СОШ №2 г.Томска.