Третий закон Ньютона. 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Оборудование:

  1. Мультимедийное устройство;
  2. Урок – статья. DOC.
  3. Отрывки из литературных произведений:
  4. Диск “ Открытая физика”, под редакцией С.М.Козела – 1 часть;
  5. Диск “Кирилл и Мефодий”– 9-й класс;
  6. Тест – Приложение 2
  7. Презентация. (Приложение 1)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Проблемная ситуация с переходом к новой теме.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление.

1. Организационный момент.

На доске записано Д/З – § 12, упр. 12 (1,2), произвести запись в дневник.

Мы с вами изучили два закона динамики, т. е. …(закончите фразу), а сегодня мы проводим урок изучения нового материала с элементами литературных произведений с использованием презентации.
С давних пор идет спор о том, кто важнее физики или лирики. Сегодня мы с вами разрешим этот спор между физиками и лириками.

А может, они решают одну задачу, но каждый по-своему?

Поэтому эпиграфом к уроку будут служить такие слова: (слайд 1) Презентация

Эпиграф:

“…Что–то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе. ...”
Б.Слуцкий

Цели: (слайд 2)

1. Обучающая:

  • повторить основные положения первого и второго законов И.Ньютона;
  • ввести понятие третьего закона И.Ньютона;
  • закрепление теоретического материала при решении задач по теме.

2. Развивающая:

  • умение видеть мир в многообразии;
  • умение находить решение в проблемных ситуациях;
  • применять знания в различных областях.

3. Коммуникативная:

  • развитие умения у детей работать в группах;
  • вести диалог с учителем.

4. Воспитательная: развитие познавательного интереса к литературе, физике.

Первый этап урока – повторение.

Работают команды, им было дано домашнее задание, найти из какого произведения данные отрывки и кто автор данного произведения.

Зачитываю отрывки из литературных произведений.

Вопрос 1-й команде.

Г.Уэллс. Человек, который умел творить чудеса.

Герой рассказа захотел остановить вращение Земли. Желание мистера Фодерингея исполнилось. "Страшный вихрь бушевал между небом и землей, не давая мистеру Фодерингею приподнять голову. Некоторое время он был настолько ошеломлен и подавлен, что не мог осознать, где он и что собственно произошло, ... откуда взялся этот ветер? Я ведь не приказывал дуть ветру". "... Фодерингей сквозь пыль и мокрый снег увидел при вспышке молний надвигающуюся на него громадную стену воды"

  • Укажите автора и название произведения.
  • Объясните, откуда взялся ветер, и почему пришла в движение вода?

Вопрос 2-й команде.

М.М. Пришвин. Кладовая солнца.

Эпизод, в котором собака Травка преследует зайца. "Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась. Как раз в это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица. Так вот одновременно сошлось - Травка бросилась, а заяц остановился. И Травку перенесло через зайца. Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе..."

  • Укажите автора и название произведения.
  • Объясните случившееся.

Вопрос 3-й команде. В.М.Гарин. Лягушка-путешественница.

"Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: "Это я! Я!" И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни".

  • Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она летала?
  • Укажите автора и название произведения?

Продолжаем повторение: (слайд 4–5)

1. “ …Вот мост железный
над рекой,
Промчался с грохотом
под нами …”

– Кто автор этих строк?

– С каким телом автор связал систему отсчета?

– Допустил ли автор в содержании физическую ошибку?

2. Сережа с мамой подошли к реке, по которой плавно плыли огромные белые льдины. Они как белые лебеди, торжественно и величаво уплывали вдаль. Мальчик некоторое время с восторгом смотрел на это чудо и вдруг громко сказал: “ Мама, мамочка, а мы-то поплыли!”

  • В чем ошибка мальчика?
  • С чем, по его словам, была связана система отсчета.

  1. Какую басню проиллюстрировали F физики?
  2. Какой закон позволяет ее описать?
  3. Сформулируйте этот закон?

Демонстрируется (слайд 6–8) – “… Лебедь, рак да щука…” и скатывание человека с горы.

После необычного повторения провожу проверочный тест“Первый, второй законы Ньютона”. Дети садятся за компьютеры.

Тест в компьютерах и каждый ребенок работает индивидуально.

Приложение 2

1. Инерция – это …

А) явление сохранения скорости телом, если на него не действуют другие тела;
Б) явление, при котором скорость возрастает;
В) явление, при котором скорость убывает.

2. Причиной ускорения тела является …

А) масса;
Б) изменение скорости;
В) сила, действующая на тело.

3. Масса тела – это …

А) 1 кг;
Б) мера инертности тела;
В) сила.

4. Первый закон Ньютона по-другому называется …

А) законом инерции;
Б) явлением диффузии;
В) инерциальной системой отсчета.

5. Второй закон Ньютона читается так…

А) сила, действующая на тело равна произведению массы тела на ускорение;
Б) ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе;
В) равнодействующая всех сил приложенных к телу, равна произведению массы тела на его ускорение.

6. Второй закон Ньютона записывается так:

7. Какова масса тела, которому сила в 10Н сообщит ускорение 2 м/с2.

А) 20 кг. Б) 5 кг. В) 0,2 кг

Проверь. (На слайде 9)

Взаимообмен листочками и сосед проверяет работу другого.

1. А
2. В
3. Б
4. А
5. Б, В.
6. Б
7. Б

Давайте, объясним ситуацию, изображенную на следующих слайдах (слайд 10–11). При объяснении возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Почему возникли такие ситуации с мальчиками?

Слайд 12–13. Звучит тема урока, дети записывают ее в тетрадь.

Включаю диск “Открытая физика”, под редакцией С.М.Козела первая часть, законы Ньютона. А затем как повторение, некоторые элементы из диска “Кирилла и Мефодия”.

Веду объяснение, а информацию ребята записывают в тетради. В заключении, еще раз обобщаем информацию о возникающих силах при взаимодействии, и говорим о практическом применении 3-го закона Ньютона.

Закрепление:

Слайд 14–19.

Подведение итогов работы учащихся на уроке, выставление оценок.

  1. Так кто же прав, физики или лирики?
  2. Возвращаемся к слайдам 10–11.

Мы решили ту проблемную ситуацию, которую поставили перед собой? И на все вопросы, возникшие в этих слайдах, мы нашли ответ. Он заключен в формулировке третьего закона И.Ньютона.

В заключение звучат слова о И.Ньютоне. (Слайд 20–21)

Литература:

  1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9-й класс.
  2. Г.Уэллс. “Человек, который умел творить чудеса”.
  3. М.М.Пришвин. “Кладовая солнца”.
  4. В.М.Гарин. “Лягушка-путешественница”.