Программа по профессиональному самоопределению школьников "Мой выбор"

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду. Таким образом, ясна актуальность данной программы.

Цель программы:

Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, через комплексное оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.

Задачи:

  1. Предоставление информации о мире профессий, через личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе;
  2. Изучение динамической структуры личности учащихся для осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;
  3. Организация работы по профессиональному определению учащихся в соответствии с интересами, способностями;
  4. Формирование трудовых навыков и умений, помогающих развитию способностей;
  5. Формирование у учащихся способностей, соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
  6. Оказать психолого-педагогическую поддержку в профессиональном самоопределении.

Формы работы: классные часы, беседы и лекции, встречи, викторины, экскурсии, творческие конкурсы, праздники, профориентационные игры, выставки.

Содержание работы Сроки Ответственный
I. Организационно-методическая работа.
Создать банк методических материалов по профориентации

– методики изучения личности в профориентационных целях;
– дифференциально-диагностические опросники;
– карты интересов;
– наборы тестов;
– наборы анкет и т.д.

В течение года Психолог
Своевременное ознакомление участников образовательного процесса и родителей с результатами исследований склонностей и возможностей учащихся   Классные руководители
Оформить сменный информационный стенд по профориентации Сентябрь Зам. директора по ВР
Создать картотеку “Профессии, с которыми знакомит предмет” До 1 января Зам. директора по УВР
Пополнить фонд библиотеки справочно-информационными материалами
о предприятиях, учебных заведениях города, о социально-правовой защите
выпускников школы.
В течение года Библиотекарь школы
Проанализировать соответствие рекомендаций выпускнику школы, изложенных в профориентационной карте с его выбором Октябрь Психолог
II. Работа с педагогическим коллективом, социумом
Собеседование с классными руководителями 5–11-х классов по результатам
диагностики, планирование работы.
По необходимости Психолог
Работа психолого-педагогической мастерской для вновь назначенных классных руководителей по вопросам профпросвещения, профдиагностики и
профконсультации учащихся.
В течение года Психолог
Собеседование (анкетирование) с классными руководителями по выявлению их
запросов, предложений по методике проведения профориентации школьников.
Октябрь Зам. директора
по УВР, ВР
Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определению их роли в
системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.
Сентябрь Зам. директора
по УВР, ВР
Организация взаимопосещения классными руководителями мероприятий по профориентации. В течение года Зам. директора
по ВР
Организация экскурсий на предприятия города. В течение года Классные
руководители
Индивидуальные консультации педагогов по различной тематике
профориентационной деятельности
В течение года Психолог
Организация совместной работы с учреждениями социума. В течение года Администрация
школы
Обеспечение школы справочной информацией. В течение года ЦЗН
Материальной поддержки несовершеннолетних на период временного
трудоустройства в каникулярное время
Каникулы ЦЗН
Организация, проведение и участие школьников в “Днях открытых дверей”. Март-апрель Администрация
школы
Оформление сменного и передвижного стенда “Твой выбор” В течение года Библиотекарь
Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по
вопросам профориентации
В течение года Библиотекарь
Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников по профориентации В течение года Библиотекарь
III. Работа с учащимися
1–4-е классы
Проведение игр, праздников, встреч с родителями, по ознакомлению детей
с различными профессиями.
В течение года Учителя начальных классов
Выставки работ
“Всё умеют наши ручки” (поделки из бросового материала и т.п.);
Апрель Учителя начальных классов
Конкурсы рисунков “Профессии наших родителей” Октябрь

Май

Учителя начальных классов
Экскурсии в мастерские по трудовому обучению. Ноябрь Учителя начальных классов
Вовлечение учащихся в кружки в соответствии с их интересами В течение года Учителя начальных классов
Карта профессионального выбора начальных классов

Проектный рисунок “Моя будущая профессия”.

Апрель Психолог
Классные часы

Цель: Первоначальное знакомство с профессиями, видами труда.

В течение года Учителя начальных классов
5–7, 8–9-е классы
Анкетирование учащихся с целью определения запроса на факультативные занятия и предметны кружки. Оказание помощи учащимся в выборе внеурочной деятельности в зависимости от их склонностей и способностей. В течение года Зам. Директора по УВР, ВР

Психолог

Классные руководители

Тестирование учащихся с целью выявления склонностей и способностей В течение года Психолог

Классные руководители

Организация школьных профильных кружков Сентябрь Зам. директора по ВР
Организация экскурсии на предприятия города В течение года Классные руководители
Выпуск стенгазет, написание рефератов, конкурсы сочинений, проведение вечеров,
КВН к профессиональным праздникам.
В течение года Классные руководители.
Организовать выставку работ учащихся кружков, факультативов Март Учителя-предметники, руководители кружков
Ведение профкарт с 8-х класса В течение года Психолог
Проведение профориентационных игр, встреч с родителями, по ознакомлению детей с различными профессиями. В течение года Классные руководители
Праздники:

“Все работы хороши – выбирай на вкус”

“Защита профессий” и т.п.

 

Ноябрь

Март

Классные руководители

Вожатая

Выставки работ

“Мир моих увлечений”

Январь Классные руководители
Организация ЛТО Июнь-август Классные руководители

Зам. директора по ВР

Трудоустройство через ЦЗН на время каникул подростков асоциального поведения Июнь-август Классные руководители

Социальный педагог

Трудоустройство учащихся через ЦЗН, желающих работать во время летних каникул Июнь-август Зам. директора по ВР
Профориентация учащихся на уроках технологии, ОП и т.п. В течение года Учителя-предметники
Тестирование учащихся с целью выявления их профессиональной направленности В течение года Психолог
Организация консультаций по профессиональному самоопределению учащихся Апрель Психолог
Организация работы элективного курса “Мой выбор” (9 кл.) В течение года Зам. директора по УВР
Посещение учащимися учебных заведений города в “Дни открытых дверей” (9 кл.) Март-апрель Зам. директора по ВР

Классные руководители

Создание и ведение картотеки по выбору профессии учащимися льготных категорий, учащимися, стоящими на учете в ПДН В течение года Социальный педагог
Классные часы 5-7 классы

Цель: дать понятие классификации профессий, о связи школьных предметов с миром профессий. Первоначальное знакомство с профессиями.

Классные часы 8 класс

Цель: продолжение знакомства с миром профессий, с профессионально-значимыми качествами профессий. Профессиональное самоопределение.

Классные часы 9 класс

Цель: формирование адекватной оценки своих возможностей и способностей, согласование их с выбором профессии.

В течение года Классные руководители

Психолог

10–11-е классы
Тестирование учащихся с целью выявления их профессиональной направленности Сентябрь-ноябрь Психолог
Организация консультаций по профессиональному самоопределению учащихся В течении года Психолог
Ведение профдиагностических карт учащихся Постоянно Классные руководители

Психолог

Экскурсии на предприятия города В течение года Классные руководители
Посещение учащимися учебных заведений города в “Дни открытых дверей” Март-апрель Зам. директора по ВР

Классные руководители

Трудоустройство учащихся через ЦЗН, желающих работать во время летних каникул Июнь-август Классные руководители

Зам. директора по ВР

Проведение предметных недель Январь-апрель Зам. директора по УВР
Вовлечение учащихся в деятельность творческих групп с целью развития их способностей В течение года Учителя-предметники

Вожатая

Консультация врача по теме: “Здоровье и выбор профессии” В течение года Фельдшер школы
Беседы для учащихся “Требования профессии к здоровью” В течение года Фельдшер школы
Проведение обзоров научно-популярной литературы по профориентации. В течение года Библиотекарь
Встречи со специалистами районной службы занятости населения по вопросам правовой и социальной защиты выпускников школы. По мере необходимости Зам. директора по ВР
Карта профессионального выбора.

Анкета “Мои профессиональные планы”.

Апрель Психолог
Организация ЛТО. Июнь-август Зам. директора по ВР
Индивидуальные консультации учащихся различной тематики профориентационной деятельности По мере необходимости Психолог

Классные руководители

Классные часы 10–11-е классы

Цель: формирование и уточнение личного профессионального плана.

   
IV. Работа с родителями учащихся
Совместно с семьей изучать интересы, склонности детей и способствовать их развитию через кружки, секции, факультативы   Классные руководители
Индивидуальные и групповые консультации “Загадки вашего ребенка. Отчего зависит талантливость и успех?” В течение года Психолог
Родительские собрания:

Мир профессий, окружающих ваших детей;
– Развитие интересов, склонностей и способностей;
Как готовить детей к выбору профессии;
Что значит – выбрать профессию? и т.д.

В течение года Классные руководители

Психолог

Конкурс семейных сочинений “Профессии нашей семьи” Май Учителя-предметники
Индивидуальные консультации родителей по различной тематике профдеятельности По мере необходимости Психолог

Классные руководители

V. Мониторинг качества профориентационной работы
Провести мониторинг:
– уровня удовлетворенности выпускников школы избранной специальностью;
Октябрь-ноябрь Психолог

Классные руководители выпускников

Отчеты классных руководителей по профориентации учащихся. Март-апрель Зам. директора по ВР
Анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы В течение года Зам. директора по УВР

Ожидаемый результат

Реализация программы профориентационной работы “Мой выбор”:

  • конкретизирует цели профориентационной работы;
  • позволит развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;
  • создаст систему работы педагогического коллектива по данной проблеме;
  • повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся;
  • даст подростку возможность деятельностного ознакомления с миром профессий,
  • позволит создать условия для преемственности поколений;
  • повысит интерес к проблеме осознанного выбора профессии через пропаганду наиболее востребованных профессий.