Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.

1.1. Обоснование выбора технологии, метода

Данную тему я взяла не случайно. Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речи.

Мышцы рук выполняют три основные функции:

  • Органов движения;
  • Органов познания;
  • Аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов).

Если ребёнок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные учёные утверждают - работа пальцами развивает речь.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев».

На основании электрофизиологических исследований Л.А. Панащенко были сделаны выводы, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно этот факт стал предопределяющим в выборе способов организации деятельности детей и достижении определенных результатов в процессе развития мелкой моторики рук.

В творческой продуктивной деятельности гораздо проще повествовать. Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребёнку легче рассказать о нём, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.

Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. (И.П.Павлов)

Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему исполь­зования в работе с детьми интересных, современных, нетрадиционных технологий развития мелкой моторики, в частности, использования нетрадиционной техники изонити .

Изонить - очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью.

Термин «ниточный дизайн» (нитяная графика или изонить) используется в России, в англоязычных и немецкоязычных странах, а также во Франции.

Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани).

Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный детям. В работе использовались перфорированные карты (готовые шаблоны) и прием заполнения угла, стежки «крест», «стебельчатый» (для вышивания кривых). Используя минимум средств, любой человек (а главное дети) смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам.

Современные расходные материалы позволяют получать очень эффектные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна - вышивка на картоне (изонить) теми же приемами (прием заполнения угла и окружности).

1.2 Краткое обоснование идей

В работу с детьми нашей группы по формированию ручной умелости введена кружковая работа «Очумелые ручки» по разделу «Изонить».

1.3 Оценка достижений

Опыт работы по развитию у детей мелкой моторики на основе нетрадиционной техники изонити представлен в ДОУ, на ГМО, на Катановских чтениях. Занятия и выступления по проблеме опубликованы в сборнике научно-практической конференции, на сайте работников образования nsportal.

1.4 Доказательство эффективности

В начале учебного года встал вопрос, какие задания дать детям, чтобы определить их уровень развития мелкой моторики и координации движений рук. Мы обратились к книге «Развиваем руки, чтобы писать и красиво рисовать» (Популярное пособие для родителей и педагогов, 1997 г.) – авторы Гаврина С. Е, Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Ярославль: "Академия развития", 1997 г., где предложены различные диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и координации рук. Но, как оказалось, что здесь в основном задания, направленные на выявление готовности ребёнка к школе (выявляются особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия и т.д.). А заданий для определения уровня развития тонкой моторики мало. Исходя из этого, составили свою схему обследования мелкой моторики у детей.

1. Предложили детям упражнения:

  • «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
  • «Кошечка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх);
  • «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
  • «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
  • «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после нашего показа. При выполнении сложных фигурок первый раз помогаем ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2. Упражнения на дорисовывание:

  • Дорисуй прямую линию;
  • Дорисуй волнистую линию;
  • Дорисуй ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений, в начале года, мы особенно обращаем внимание, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, обращаем внимание, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая, ломаная и т.п.

3. Работа с бумагой:

  • Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
  • Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4. «Застегни пуговку, кнопку».

Понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашито три пуговицы разного диаметра (самая маленькая не меньше 1 см в диаметре) 3 кнопки разного размера. Во втором кусочке ткани прорезаны соответствующие петли, нашиты вторая часть кнопки.

Задание: застегнуть пуговицы, кнопки. Сначала покажите ребенку, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую - в маленькую».

5. «Золушка».

Перед ребенком выставляется тарелка с зерном (например, рисом, горохом, фасолью).

Задание: разложить всё по отдельности, за определенное количество времени. Можно искать как одной, так и обеими руками.

Низкий уровень – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные , в разборе круп и застегивании пуговиц. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Уровень ниже среднего – Дети испытывают затруднения при выполнении большей части упражнений, как на мелкую, так и на общую моторику; их движения раскоординированы.

Средний уровень – У детей мелкая моторика развита недостаточно. Они испытывают трудности при вырезании, конструировании из бумаги, при дорисовывании линий, застегивании пуговиц, разборе круп.

Выше среднего уровень – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, застегивании пуговиц и разборе круп.

Высокий уровень – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Это позволило провести сравнение уровней мелкой моторики у детей на начало и конец учебного года.

В ходе диагностики фиксировались следующие показатели: правильность выполнения каждого задания, количество правильно решенных задач к их общему числу, типичные ошибки и затруднения, особенности действий испытуемых, характер оказываемой детям помощи со стороны педагога.

1.5 Определение перспектив

В перспективе я планирую, ввести в раздел программы кружковой деятельности «Очумелые ручки» знакомство с новой техникой квилинг.

2-й шаг. Представление системы занятий

2.1 Описание системы занятий

В процессе работы были выявлены необходимые условия для достижения поставленных цели и задач данной деятельности.

Мною была поставлена цель: разра­ботать комплексно-тематический план кружка "Изонить", в рамках образовательной программы "Детство».

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • изучить литературу и опыт других образовательных учрежде­ний по исследуемой проблеме;
  • обобщить и систематизировать опыт педагогической деятель­ности по развитию ручной умелости детей;
  • систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, методическую литературу, диагностические разработки, конспекты занятий, консультации для родителей, детские работы и т. д.);
  • провести диагностику на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий.

Цель моего опыта - развитие мелкой моторики рук ребенка средством нетрадиционной техники – изонить.

Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи

1. Научить детей:

  • владению иглой, шилом, ножницами, треугольником;
  • двум основным приемам:
  • заполнение угла;
  • заполнение окружности.

2. Закрепить ранее полученные знания:

  • геометрические фигуры;
  • счет.

3. Развитие у детей:

  • сенсорного восприятия;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;

4. Воспитание у детей:

  • волевых качеств:
  • усидчивости,
  • терпения,
  • умения доводить работу до конца
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

Для достижения этой цели я разработала перспективный план кружковой работы на 2 года с использованием нетрадиционной техники - изонить для детей старшей и подготовительной группы. (Кому интересно может ознакомится)

Основной формой обучения детей является занятие кружковой работы. Значение занятий многосторонне. Здесь я осуществляю систематическое и планомерное развитие каждого ребенка.

Все выше изложенное обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию мелкой мотрики рук и ручной ловкости в целом у детей.

Методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • объяснительно–иллюстративный (объяснение сопровож-дается демонстрацией наглядного материала);
  • практический
  • метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • предполагаемые результаты:

Дети должны знать:

  • правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;
  • правила заполнения угла, круга, завиток;
  • правила нанесения проколов для вышивания;
  • историю возникновения техники Изонить.

Дети должны уметь:

  • заполнять угол, круг, завиток,
  • подбирать нитки нужного цвета,
  • выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,
  • делать разбивку любого изображения на основные фигуры,
  • аккуратно выполнять вышивку,
  • оформлять свои изделия,
  • анализировать свою работу

Занятия по технике изонить провожу 4 раза в месяц, длительность зависит от возраста детей(25-30 минут). При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети не только вышивают, но и дорисовывают не достающие детали. Дети работают не более получаса. Дольше заниматься не имеет смысла - ребенок устает, его внимание станет рассеянным или вообще охладеет к занятию.

Структура занятия включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал.

В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом и я провожу индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается.

Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.

Свою работу строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

Когда работа будет закончена, я прошу ребят рассказать, что они хотели изобразить. Дети ждут одобрения. Им очень хочется, что бы его работа всем понравилась. Если не получилось не беда, получится в следующий раз. Способствуя созданию ребёнком выразительности художественного образа, на занятиях использую музыкальное сопровождение.

Для решения главной цели (активизация мыслительной деятельности) на занятиях кружка я применяю следующие технологии:

1. «На все руки мастер». Эта технология – игровой тренинг, в котором путь создания поделки лежит в направлении «от материалов – к образу». Суть его заключается в том, что в начале занятия детям объявляется о том, что с каким или какими элементами мы будем работать сегодня А вот дальше предлагаю детям подумать, опираясь на имеющийся опыт работы по изонити , о том, какой цветок, птицу и т.д. можно сделать, используя эти схемы и материалы.

2. «Наблюдение»

Это задание развивает наблюдательность, развивает способности к анализу, приучает к самостоятельному восприятию задания, планированию своих действий.

3. «Открытие»

Одним из важнейших моментов в творческой работе детей я считаю дать возможность ребенку самому открыть новый для него технологический прием, новое использование схемы.

4. Прием «Варианты»

Один и тот же способ выполнения элемента можно использовать на разных уровнях сложности.

Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок.

Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. В течение нескольких лет мы являлись участниками городских выставок, оформляли выставки в детском саду. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют детей и их родителей.

Взаимодействие с родителями делала индивидуальными и коллективными.

Проводила с родителями консультации и беседы, выступала на родительских собраниях.

Таким образом, в процессе работы по своей теме, я поняла, что уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни; ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.

Считаю, что работа с детьми по ручному труду является важной и значимой для воспитанников ДОУ.

3-й шаг. Имитационная игра.

Тема: Грибок

Задачи:

  • Познакомить с техникой изонити.
  • Научить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки).
  • Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла.
  • Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок.
  • Научить дорисовывать изображение после вышивки угла.

Материал: Для воспитателя — образец (можно взять два или три образца, в которых углы вышиты нитками разного цвета — желтыми, коричневыми, красными).

Для каждого ребенка — лист цветного картона (желтого или зеленого), на изнаночной стороне которого нарисован угол и проделаны отверстия (расстояния между дырочками - 1 см); иголка с широким ушком, ножницы, катушка ниток (желтого, коричневого или красного цвета).

Ход занятия:

Воспитатель: - Дети, как можно изобразить предмет? (Нарисовать, слепить, сделать аппликацию или поделку.)

Я получила вчера письмо и посылкой от своей подруги, которая живет в Англии.

- И вот о чем мне рассказала. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток, который называется изонитью. Они вбивали в дощечку гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нить. В результате получались ажурные кружевные изделия, которыми украшали жилище. Это было давно. А вот в наше время изонитью украшают изделия, предметы быта, выполняют подарки, сувениры. И вместо дощечек используют картон, бархатную бумагу, а гвозди заменяет иголка. Нитки берутся различного цвета и назначения (мулине, ирис, швейные).

- А я изобразила его вот так. (Показывает образец.)

- Какой предмет я изобразила? (Грибок.)

- Почему вы так быстро догадались? (Изображена шляпка, нарисованы ножка и трава.)

- Этот гриб я изобразила в незнакомой для вас технике, про которую мне написала подруга. Кто помнит, как она называется? ( техника «Изонить»).

- Как вы думаете, почему она так называется? (Предмет изображен нитками.)

- Такой техникой можно изобразить не только грибок, но и другие предметы. (Выставляю другие образцы: домик, зонтик и т.д.)

- Эта техника очень интересна и занимательна, но требует терпения, усидчивости и упорства. Я надеюсь, что вы терпеливы, упорны, старательны и внимательны в любом деле. (Раздает каждому заготовки.)

Дети рассматривают образец воспитателя.

Воспитатель: - У каждого изделия есть лицевая и изнаночная стороны. Как вы понимаете, что такое лицевая сторона?

- А что такое изнаночная сторона?

- Где на этом изделии лицевая и изнаночная стороны? Как вы определили? (Ответы детей.)

- Чем отличается расположение нитей на лицевой и изнаночной сторонах? (На лицевой стороне нити пересекаются, а на изнаночной только стежки.)

- Как про это можно сказать по-другому? (След в след, чередой, вереницей. На лицевой рисунок всего грибка, а на изнаночной только нарисован угол.)

Рассматривание заготовки.

- Возьмите в руки свой картон. Какого он цвета? (Зеленого, желтого.) Картон выкрашен только с одной стороны.

- Как вы думаете, где у вашего изделия будет лицевая сторона, а где изнаночная? Посмотрите внимательно на свои картонки с лицевой и изнаночной сторон. Чем они отличаются? (На лицевой стороне одни дырочки, а на изнаночной нарисован угол и дырочки.)

Рассматривание угла на изнанке.

- Кто сможет объяснить, что такое угол? Изобразите угол с помощью рук. (Разные ответы.)

- А теперь на рисунке укажите левую и правую стороны угла. Найдите вершину.

- Посчитайте отверстия-дырочки по обеим сторонам угла. Сколько их? (6.)

- Откуда начинается счет?

- Какой вывод можно сделать? (Откуда бы вы ни начали отсчет, все равно будет 6. Обе стороны имеют одинаковое количество отверстий, их 6.)

- Чтобы облегчить вам работ, я заранее изобразила угол на изнаночной стороне и проколола отверстия. Вам нужно будет самим вышить этот угол.

- А теперь внимание! Работ будете выполнять вместе со мной.

- Сначала вденем нитку в иголку. Цвет нитки подберите сами.

- Какой цвет лучше будет выделяться на фоне вашей картонки и подойдет к цвету шляпки гриба?

- Объясните, как вы будете затягивать узелок.

- А теперь начнем вместе: картонку нужно поворачивать так, чтобы можно было следить затем, как ложится нить на лицевой и изнаночной сторонах картонки. (Показывает это очень медленно, чтобы все дети успели рассмотреть.)

- Сначала вводим иглу с изнанки в нижней стороне угла, вытягиваем нить на лицевую сторону и вводим иглу в вершину угла. Смотрим, как легла нить по лицевой стороне.

- С изнанки вводим иглу в следующее отверстие от вершины на другой стороне угла (показывает каждому ребенку).

- С лицевой стороны направляем иглу на противоположную сторону вниз и смотрим, что получилось.

- С изнанки поднимаемся на одну дырочку вверх. (Заметим, что стежки на изнанке с одной стороны угла идут сверху вниз, а с другой — снизу вверх.)

- И так постепенно добираемся до последнего отверстия на обеих сторонах угла.

- Каждый раз надо смотреть, как ложится нить на лицевой стороне. Она идет в направлении другой стороны угла, ложится поверх всех предыдущих нитей, пересекается с ними.

- На изнаночной стороне стежки идут в таком направлении. (Воспитатель работает в медленном темпе, чтобы все дети смогли довести свою работу до конца.)

- Кто выполнит работу раньше, может дорисовать на лицевой стороне ножку к шляпке гриба, траву.

По окончании работы воспитатель хвалит детей за долготерпение и старательность, предлагает показать рисунки мамам. Можно прочесть стишок:

На картоне нитью шили.
Нить пересекалась.
Ну а что же получилось?
Мама догадалась. Что? (Грибок)

Тема 2. «Мячик»

Задачи:

  • Научить детей выполнять окружности в технике изонити, пользуясь трафаретами.
  • Познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностями.

Материал:

  • Для воспитателя — образец.
  • Для каждого ребенка — цветной картон (10 X 15 см), конверт с трафаретами окружностей, простой карандаш, шило, нитки, игла, ножницы.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Дети, вы научились выполнять изонитью углы, сегодня мы
будем учиться изображать окружности.

Показывает образец.

- На что это похоже? (На мячик, обруч, колесо.)

- Пусть это будет мяч. На лицевой стороне картонки нитки выходят из одного отверстия и входят в другое, на изнаночной сто­роне (поворачивает образец) нитки образуют стежки.

- Выньте из конвертов картонные кружки, рассмотрите их. Те­перь определим вместе последовательность работы с трафаретами.

- Положите цветной картон на пенопластовую подкладку изна­ночной стороной вверх. Рисовать окружность будем на изнаночной стороне. Рисунок всегда наносится на изнанку.

- Возьмите кружок нужной величины и наложите его на картон, плотно прижмите его пальчиками. Обведите окружность каранда­шом и проколите на картоне отверстия шилом по делениям на тра­фарете. (Свое объяснение воспитатель сопровождает показом.)

- Введем с изнанки иглу с нитью в отверстие 1. Нить идет по лицевой стороне и уходит в отверстие 6. Число 6 запоминаем. Это очень важно для дальнейшей работы. На изнаночной стороне вводим иглу в отверстие 7. На лицевой стороне иглу вводим в отверстие 2. С изнанки иглу вводим в отверстие 3. На лицевой стороне иглу вводим в отверстие 8 и т. д.

- На изнаночной стороне стежки идут по кругу в одну сторо­ну, они могут совпадать или не совпадать друг с другом. На из­наночной стороне не должно быть пересечения нитей. Верхняя нить на лицевой стороне всегда последняя. Самая первая нить — самая нижняя.

По ходу работы воспитатель помогает детям. Когда нити на ли­цевой стороне образуют уголок около отверстия, это облегчает ра­боту: можно ориентироваться на них, они должны быть по всей окружности. Торопить детей не нужно. Важно, чтобы они поняли принцип вышивания: туда и обратно по кругу, продвигаясь по из­наночной стороне на одно отверстие вперед.

На лицевой стороне нити, пересекаясь друг с другом, образуют круг. Чем длиннее хорда, тем шире полоса вышивки. В конце работы можно спросить у детей, как они вышивали, проанализировать го­товые работы, отметить ошибки, похвалить хорошее исполнение.

4-й шаг. Моделирование.

4.1 Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели занятия

А теперь, уважаемые коллеги, вам самим предоставляется возможность с помощью показанных мною приёмов изонити, которые вы можете использовать в своей работе с детьми, создать свою творческую поделку.

4.2 Обсуждение авторских моделей

(Предполагаемый результат)

5-й шаг. Рефлексия

Уважаемые коллеги! А сейчас я вам предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Пожалуйста, коллеги, высказывайтесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Литература:

  1. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
  2. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: , Детство-Пресс, 2004.
  3. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2005.
  4. Использованы ресурсы:
  • http://www.itn.ruhttp://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=1
  • http://museum.trecom.tomsk.ru/win/sashko/sashko.htm