Эффективность проблемно-эвристических методов обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время человек обучаемый стал более востребован, чем человек обученный. ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью: школа должна развивать познавательные и творческие способности учеников. Эти задачи могут быть успешно решены методами проблемно-развивающего обучения.

Классификация методов обучения, предложенная В.А.Оганесяном в 1980 году, позволяет определить, чем метод проблемного обучения отличается от других методов. Используя традиционные методы обучения (репродуктивный и программируемый), учитель формулирует цели и задачи урока, определяет способы и алгоритмы их решения, прогнозирует конечный результат. Таким образом, функция учащегося сводится к тому, чтобы запомнить материал урока, понять и воспроизвести полученную информацию. В традиционном подходе к обучению отдается приоритет передаче учащимся максимального объема знаний, умений и навыков, что в итоге должно привести к формированию базы для саморазвития. Технологии развивающего обучения также предполагают передачу учащимся значительного объема знаний, умений и навыков, при этом знания являются не самоцелью, а средством развития теоретического мышления (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.) или всестороннего развитие ученика (Л.В.Занков и др.).

Проблемно-эвристические методы обучения имеют ряд преимуществ.

Под проблемным обучением понимается система научно обоснованных методов и средств, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению с целью интеллектуального и творческого развития учеников.

Необходимо выделить три основных аспекта в организации проблемного урока. Во-первых, содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос, который пробуждает интерес учащихся к получению знаний. Во-вторых, проблемный вопрос предполагает выдвижение гипотезы для его решения, обоснования, доказательности. В-третьих, в качестве организационного принципа проблемного урока чаще всего выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения. По сравнению с традиционным образованием, проблемное обучение позволяет более эффективно развивать творческие способности учащихся, их интеллект, оно способствует более качественному усвоению знаний, умений и навыков.

Эвристическое обучение отличается от проблемного. Методика проблемного обучения построена так, что педагог направляет учеников на получение прогнозируемого результата. Эвристический подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата. В эвристическом обучении учитель не всегда может предвидеть, какое решение поставленной проблемы выберут ученики. В таком обучении используются задания, которые называют «заданиями открытого типа» (по А.В. Хуторскому), и они могут иметь несколько вариантов решений. Ученики сами выдвигают возможные гипотезы решения проблемы, проверяют их и могут получить новый неожиданный результат.

В настоящее время я разделяю мнение педагогов, которые считают, что эвристическое обучение можно отнести к одному из видов проблемного обучения. Оно основано на использовании эвристических методов и ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе решения проблемных ситуаций, которые носят как практический, так и теоретико-познавательный характер.

Проблемно-эвристическое обучение входит в круг моих интересов. Я использую проблемно-эвристические методы в своей педагогической деятельности. Разработки уроков по теме «Эндокринная система» и «Взаимосвязь строения и функций крови» были представлены на региональном Фестивале «Проблемно-эвристических уроков», проводимом Центром дистанционного образования ТОИПКРО в 2008 и 2009 годах и опубликованы на образовательном сайте Томского государственного педагогического университета «Педагогическая планета» в разделе «Авторские педагогические разработки» (http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=853).

Эффективность проблемно-эвристических уроков заключается в том, что:

  1. существенно усиливается роль самостоятельного образования, инициативность учащихся;
  2. формируется положительная внутренняя мотивация в результате решения проблемных задач;
  3. формируются навыки творческого подхода к решению задач, использованию полученных знаний и умений в новых, нетиповых ситуациях;
  4. повышается уровень усвоения учебного материала;
  5. групповая организация работы учащихся в процессе проблемного обучения приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие в коллективе;
  6. проблемное обучение обеспечивает возможность самореализации учащихся в процессе обучения;
  7. повышается самооценка учащихся.

Концепция проблемного обучения содержит в своей основе идею индивидуального развития личности школьника. «Такой подход к процессу обучения становится неизбежным в результате возникшего противоречия между потребностью общества в выпускниках школ, обладающих высоким уровнем творческих способностей, способных оперативно и оригинально решать нестандартные жизненные задачи, и отсутствием необходимых организационно-педагогических технологий подготовки школьников к самостоятельному решению жизненных задач. Выявленное противоречие обусловливает актуальность разработки и внедрения в образовательную деятельность технологий по формированию и развитию продуктивной, творческой деятельности старшеклассников в процессе обучения»[1]. В методике обучения в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Реализация новых педагогических целей возможна через использование проблемно-эвристических принципов обучения.

Список литературы:

  1. Прищепа Т.А. Педагогическая технология "Альтернатива" в проблемном обучении. – Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2010.
  2. Прищепа Т.А. Проблемное обучение как основа процесса перехода от школы обучения к школе развития. – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2005.
  3. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. – М.:Изд-во МГУ, 2003.
  4. Яппарова Т.В. Разработка урока на тему «Эндокринная система» в сборнике авторских разработок–сценариев занятий педагогов Томской области в рамках Фестиваля «Проблемно-эвристический урок», ТОИПКРО, 2008, с.203208.