Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

Разделы: Химия


«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами»
Ш.А. Амонашвили

Наше время – время перемен. Ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% прикладных знаний. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество, семья, помимо приобретения современных знаний и умений, является раскрытие и развитие потенциала ребёнка, создание условий для формирования самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.

Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуется новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Активизация познавательной деятельности на уроках это один из главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки зрения активизации мышления обучающихся имеет: программированное и проблемное обучение, практическая направленность обучения, игровое действие и творческий характер обучения, разнообразие коммуникаций, использование знаний и опыта обучающихся, групповая форма организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностный подход к обучению, движение и рефлексия. Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

В качестве ведущих принципов обучения в настоящее время рассматриваются принципы самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому в массовой практике должны использоваться активные формы и методы обучения.

Активизации познавательной деятельности учащихся способствует поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают в парах или в группах по 3-4 человека. При этом происходит поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий, поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Учитель даёт возможность учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достичь максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.

Задачу активизации познавательной деятельности обучающихся можно успешно решить, используя личностно – деятельностные технологии обучения, в частности, технологии развития критического мышления, технологии интерактивного обучения.

Важнейшая особенность интерактивных технологий заключается в том, что процесс обучения происходит в групповой совместной деятельности. Групповая форма обучения позволяет одновременно решать три основные задачи: конкретно-познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентационную.

Формирование групповой общности начинается уже на этапе объединения учащихся в группы. Объединение в группы можно организовать по-разному. Можно предложить учащимся объединяться в группы «по желанию» или по решению учителя, а можно использовать элемент игры. Например, приём «Поздоровайся локтями», «Мой цветок», «Галерея портретов» позволяет эффективно и динамично начать урок, разделить обучающихся на группы.

Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. На этом этапе осуществляется усвоение учебной задачи; процесс поиска лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентация группового решения. Организовать групповое взаимодействие на данном этапе можно через учебную дискуссию. Наибольшую активность учащиеся проявляют, если и здесь используется элемент игры: «судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела), «заседание экспертной группы», «ролевая игра». Большой интерес у учащихся вызывает использование игровых моментов. Для работы над новой темой можно использовать игры «Ульи», «Экспертиза». Для проведения дискуссии – методы «Приоритеты», «На линии огня». Для представления результатов работы – «Инфо–карусель», «Автобусная остановка» и другие.

Для организации работы на данном этапе эффективным является использование метода «Взаимообучение».

Фаза рефлексии должна присутствовать на каждом занятии, так как рефлексивный этап способствует формированию навыков самоанализа и самооценки. Чтобы этот важнейший этап был интересным можно использовать игровые методы: «Всё у меня в руках», «Мудрый совет», «Ресторан» и другие.

Несколько лет использую в своей практике проведение уроков с применением технологии развития критического мышления, применяя на этапе осмысления метод «Взаимообучение».

В качестве примера привожу разработку урока «Спирты. Предельные одноатомные спирты».

Тип урока: урок формирования знаний и умений.

Образовательная технология: технология развития критического мышления

Метод: практический, частично-поисковый,

ФОУД: групповая.

Оборудование: Схемы, карточки – задания, реактивы и посуда для выполнения лабораторной работы.

Ход урока представлен таблицей.