Знакомство с правами ребенка

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. работа над понятием «права человека», «права ребенка».
  2. знакомство детей с Декларацией;
  3. развитие чувства человеческого достоинства;
  4. воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.

Задачи:

  1. воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине;
  2. закрепить знания по Конвенции о правах ребенка;
  3. развивать умение работать в группе (сотрудничество);
  4. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

Время проведения: Продолжительность 45 минут.

Оборудование и оформление: Использовалась мультимедиа.

На доске крупными буквами написано название документа: «Конвенция о правах ребенка» принята 20 ноября 1989 г.

Книги с правами человека (вариант для подростков и детей):

  1. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. «Ваши права»/ Книга для учащихся начальных классов - М:Вита-Пресс, 2007;
  2. Антонов В.В. «Изучаем права человека»/ Рабочая тетрадь - М.: Вита-Пресс, 2007;
  3. Антонов В.В. «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека»/ пособие для учителя начальной школы - М.: Вита-Пресс, 2007.

Планируемый результат.

Знания:

    • права ребенка;
    • механизмы защиты прав ребенка;
    • осознание неразрывной связи обладания правами и свободами с ответственностью за свои поступки.

Умения:

  • пользоваться документами;
  • использовать конструктивные стратегии поведении конфликтных ситуациях; защищать свои права, используя для этого конвенцию о правах ребенка.

Навыки: участия в совместной выработке решений.

План подготовки и проведения: Перед игрой были организованы 2 команды, которым было поручено повторить права человека.

Ход занятия.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы посвятим наш урок правам. Чтобы наш урок был увлекательным, мы окунемся в мир прошлого. Попытаемся перенестись в те года, когда конвенцию о правах ребенка только рассматривали.

В помощники я позову одного человека, который знает об этом времени практически все. Ребята, я пойду его позову, а вы посидите тихо, к компьютеру не подходите и кнопочку на компьютере не нажимайте.

Учитель выходит и через некоторое время забегает мальчик, который опоздал на урок

Мальчик: А что это вы тут одни сидите, почему урок не идет. И почему компьютер выключен. Помочь, что ли, вам его включить!

Подбегает и нажимает запретную кнопку.

Вспышка света, гул компьютера. Ребята переносятся в мир прошлого и видят следующую картину: за столом сидит мужчина. Он занят, не замечает ребят. Вдруг один из учеников замечает на его столе кинигу – их учебник В. Антонов «Изучаем права человека» и крикнул громко своим товарищам:

Мальчик 2: «Ребята, смотрите, мужчина-то по этой книге тоже учится!».

Громкий крик нарушил тишину \в комнате, и мужчина заметил свих гостей.

Мужчина: Кто вы? Что вы здесь делаете? Как попали сюда?

Ребята начали рассказывать о том, что шел у них урок по правам. Учительница вышла, а они ослушались ее и нажали на запретную кнопку и попали сюда.

Мужчина: Что ж, значит, вы не знаете, что такое права!

Мальчик:

Столько в жизни правил и законов!
Как запомнить их и не забыть,
Что же взять мне за основу,
Чтобы невеждой не прослыть?
Декларация, Конвенция и право,
Положения, законы и Устав.
Просто невозможно стало
В школе находится, не устав.
Как я разберусь во всех законах?
От названий каша в голове,
Я же маленький, и об основах права,
Может, знать пока не надо мне?

Мужчина: А знаете, ребята, с правами можно познакомиться легко и просто. Играючи. Давайте я вам это докажу!

Игра «Сто к одному».

Раунд первый.

Простая игра.

За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

По мотивам сказки «Лиса и заяц» (В.Антонов. Изучаем права человека. Стр.8, задание 6)

Какие права зайца были нарушены?

  1. Право на жизнь;
    (Статья 3:Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.)
  2. Право на неприкосновенность имущества;
  3. Право на владение личным имуществом;
    (Статья 17: Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать его имущества).
  4. Право на неприкосновенность жилища;
    (Статья 12: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.)
  5. Право на справедливый суд;
    (Статья 10:Каждый человек имеет право на справедливое, беспристрастное и гласное рассмотрение независимым судом предъявленного ему уголовного обвинения.)
  6. Право на свободное и обоюдное согласие.

Раунд второй.

Двойная игра.

За каждый верный ответ команда получает 2 балла.

По мотивам сказки А. Толстого «Буратино» (В.Антонов. Изучаем права человека. Стр.29, задание 27)

Какими правами мог пользоваться Буратино и его отец Карло?

  1. Право на бесплатное образование;
    (Статья 26(1,2): Каждый человек имеет право на образование. Образование должно содействовать полному развитию личности…)
  2. Право выбирать вид образования для своих малолетних детей;
    (Статья 26(3):Родители имеют право выбирать вид образования для своих малолетних детей.)
  3. Право обладать своим имуществом;
  4. Право свободно передвигаться;
    (Статья 13: Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительства.)
  5. Право на защиту от вмешательства в личную жизнь;
  6. Право на защиту своих прав и свобод.
    (Статья 8: В случае нарушения основных прав, представленных в Конституции или законом каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда. )

Раунд третий.

Тройная игра.

За каждый верный ответ команда получает 3 балла.

По мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». (В.Антонов. Изучаем права человека. Стр.7, задание 5)

Обитатели птичьего двора обижали утенка. Какие его права тем самым нарушились?

  1. Право детей пользоваться одинаковой социальной защитой;
    (Статья 1:все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относится к друг другу по – братски.)
  2. Право на гражданство;
  3. Право свободно передвигаться и выбирать местожительства;
    (Статья 13: Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительства)
  4. Право от вмешательства в личную и семейную жизнь;
    (Статья 16(3):Государство должно охранять семью.)
  5. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию;
    (Статья 6: Каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом.)
  6. Право на равную защиту от дискриминации.
    (Статья 7:Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации.)

Игра наоборот

В каких сказках нарушаются права человека на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

  1. «Красная шапочка» 1 балл
  2. «Сказка о царе Салтане» 2балла
  3. «Кот в сапогах» 3 балла
  4. «Гуси лебеди» 4 балла
  5. «Дикие лебеди» 5 балла
  6. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 6 балла

 

Супер игра.

Рассмотрите рисунок из сказки Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка» (В.Антонов. Изучаем права человека. Стр.6, задание 4) и ответьте на вопросы:

  1. Чья жизнь в опасности?
  2. Кто посягает на жизнь?

Мужчина: Ну, вот и все. Я познакомил вас с правами. Какой вывод вы сделаете?

Ученик 1:

Конвенция дает всем равное право,
Чтоб детских слез гораздо меньше стало,
О счастье детей не только мечтают,
Проблем не боятся, их вместе решают.

Ученик 2:

Закон я понял, но все же, друзья,
Не очень я взрослый – вот ведь беда,
Меня не послушают, могут побить,
Как самому мне вопросы решить?

Ученик 3:

Не бойся, с тобою семья,
Учитель в беде не оставит тебя,
На свете много хороших людей-
Помогут они, держись веселей.

Мужчина: Итак, друзья, наша игра подошла к концу. Вы все сегодня на славу постарались. Вижу, знаете вы свои права. Но время нашей встречи подошло к концу, вам пора возвращаться.

Презентация.