Длина волны. Скорость распространения волн

Разделы: Физика


Цель урока: повторить причины распространение поперечных и продольных волн; изучить колебание отдельной частицы, а также колебание  частиц с разными фазами; ввести понятия длина и скорость волны, научить учащихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны.

Методические задачи:

  • Образовательные: ознакомление  учащихся с происхождением термина «длина волны, скорость волны»; показать учащимся явление распространение волны, а также доказать с помощью опытов  распространение двух типов волн: поперечных и продольных.
  • Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
  • Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютер, мультимедийное учебное пособие «Физика 7-9 классы II часть» издательство просвещение , машина волновая.

Демонстрации:

1. Колебание отдельной частицы.
2. Колебание двух частиц с разными фазами.
3. Распространение поперечных и продольных волн.

План занятия:

1. Организация начала урока.
2. Актулизация знаний учащихся.
3. Усвоение новых знаний.
4. Закрепление новых знаний.
5. Подведение итогов урока.
6. Информация о домашнем задании, инструкция выполнения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Фронтальный опрос

1. Что называется волнами?
2. Назовите основные причины возникновения волны?
3. Какие волны называют продольными; поперечными. Приведите примеры?
4. В какой среде могут распространяться упругие продольные и  поперечные волны?
5. Выполнить задания 1 и 2 (мультимедийное пособие «Механические волны»). (14)

III. Усвоение новых знаний

Распространение колебаний от точки к точке, от частицы к частице в упругой среде называется механической волной. Если закрепить один конец упругого шнура, а другому сообщить колебания в направлении, перпендикулярном шнуру, то вдоль него будут распространяться колебания, т. е. будет создаваться волновое движение. Волна представляет собой колебания, которые при своем распространении не переносят с собой вещество. Волны переносят энергию из одной точки пространства в другую. Представим себе, что мы имеем систему шариков, связанных упругими пружинами и расположенными вдоль оси х. При колебании точки 0 вдоль оси у с частотой w согласно уравнению

у = А • cos wt,

каждая точка этой системы будет также совершать колебания, перпендикулярные оси х, но с некоторым отставанием по фазе.  (см. мультимедийное пособие «Механические волны»). (3)

Рис 1

Это запаздывание связано с тем, что распространение колебаний по системе происходит с некоторой конечной скоростью v и зависит от жесткости пружин, соединяющих шарики. Смещение шарика, отстоящего от точки 0 на расстоянии х, в любой момент времени t будет точно таким же, как смещение первого шарика в более ранний момент времени. Так как каждый из шариков характеризуется тем расстоянием х, на которое он отстоит от точки 0, то его смещение из положения равновесия при прохождении волны.
Если смещение частиц совершается вдоль направления распространения волны, то такие волны называются продольными. Если смещение частиц происходит перпендикулярно направлению распространения волны, то волна называется поперечной (рис. 1). Расстояние, на которое распространяется колебание за время одного периода Т, называется длиной волны и обозначается буквой : (6, 7, 8, 9)

= · T

Так как период ? колебаний связан с частотой ? колебаний соотношением:

T = , то или

Каждая величина в системе СИ выражается:

– длина волны (м) метр;
T – период колебания волны (с) секунда;
– частота колебания волны (Гц) Герц;
– скорость распространения волны (м/с)

При распространении волн происходит передача энергии без переноса вещества.(см. мультимедийное пособие «Механические волны»).
Объяснение задачи из мультимедийного пособия «Механические волны».

IV. Закрепление новых знаний

1. Мультимедийное пособие «Механические волны» упражнение 13 (3, 4, 5).
2. Определите длину волны при частоте 200 Гц, если скорость распространения волн равна 340м/с.
3. Рыболов заметил, что за 10 с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними горбами волн 1,2 м. Какова скорость распространения волн?
4. Каждому раздать карточки с заданиями с учетом успеваемости каждого учащегося.

V. Подведение итогов урока

VI. Информация о домашнем задании, инструкция выполнения

– §33 упр. 28(1)

АНАЛИЗ УРОКА

Урок проводился в 9 классе в количестве 28 человека. Урок по теме «Длина волны. Скорость распространения волн» является восьмым уроком в разделе физики «Механические колебания и волны. Звук». Следовательно, у учащихся необходимо сформировать основные понятия, определения и термины на данном уроке.
На уроке учитывалась триединая дидактическая цель: образовательная, развивающая, воспитательная.
Образовательной целью я поставила ознакомление  учащихся с происхождением термина «длина волны, скорость волны»; показать учащимся явление распространение волны, а также доказать с помощью опытов существование двух типов волн: поперечных и продольных.
Развивающей целью я поставила формирование у учащихся четкие представления об условиях распространение волны; развитие логического и теоретического мышления, воображения, памяти при решении задач и закреплении ЗУНов.
Воспитательной целью я поставила: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Типом  урока комбинированный, т.к. данная тема является восьмым уроком в разделе «Механические колебания и волны. Звук».
На уроке я предусматривала логическую связь при объяснении нового материала: логичность, доступность, понятность. Основными методами урока были: словесные (объяснение темы), наглядные (демонстрации, компьютерное моделирование), практические (решение задач, выполнение тестовых заданий).
При закреплении ЗУНов учащихся я использовала интерактивные задания из мультимедийного пособия в разделе «Механические волны», решение задач у доски с объяснением. Я считаю, что триединая дидактическая цель на уроке достигнута. Далее я подвела итог урока и объяснила выполнение домашнего задания.