Использование межпредметной интеграции на уроках химии. Интегрированный урок "Сера"

Разделы: Физика, Химия, Биология


Тип урока: изучение нового материала.

Данный урок рассчитан на один час. Входит в состав темы «Неметаллы».

В учебном плане на изучение химии в 9-ом классе отводится 2 часа в неделю.

Занятия ведутся по учебнику «Химия. 9 класс» (автор О.С. Габриелян)

«Программа курса химии в 8-11 классе общеобразовательных учреждений» (О.С. Габриелян, М. Дрофа,2008).

Цель урока: Формирование на межпредметном уровне системы знаний о сере как о простом веществе, о строении, физико-химических свойствах, распространении в природе, применении человеком и о биологической роли серы.

Планируемые результаты:

  1. Расширение и обобщение знаний о сере как о химическом элементе, ее распространении на Земле;
  2. Знакомство с аллотропией серы, ее физическими свойствами; понимание причин флотации и не растворения серы в воде;
  3. Развитие мышления учащихся при установлении причинно-следственных связей, организация наблюдений, применение знаний и умений в новых ситуациях;
  4. Развитие мировоззрения школьников при усвоении идей единства живой и неживой природы, зависимости свойства вещества от состава и строения и т.д.;
  5. Развитие мотивации изучения химии при обращении к жизненному опыту учащихся.

Виды межпредметных связей:

  1. содержательно-информационные – с курсами физики, географии, биологии;
  2. организационно-методические – общепредметные умения (наблюдения, анализ, работа с наглядными пособиями и т.д.);
  3. Специально-предметные – экспериментальные, практические и т.д.

Методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстрированный метод (демонстрация, лабораторные работы);
  2. Репродуктивный метод;
  3. Частично-поисковый;
  4. Исследовательский.

Средства обучения:

  1. Учебно-материальные – коллекции, реактивы, приборы, таблицы, телевизор, видеомагнитофон;
  2. Дидактико-методические – химический язык, экспериментальные методы, дидактический материал.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, парная.

Оборудование и реактивы: Периодическая система элементов Д.И. Менделеева, таблицы: «Распространение элементов», «Строение серы», коллекция «Сера и ее соединения» (на партах), коллекция продуктов, богатых серой: фасоль, бобы, чечевица, овсяные хлопья, яйца, видеофильм «Сера».

Реактивы: смесь цинка и серы, колба с кислородом, сера, спиртовки, спички, свеча, стакан с водой, пипетка, прибор для демонстрации растворимости.

Ход урока

Ход урока Деятельность учителя Прогнозируемая деятельность учащихся
I. Организационный момент
Взаимное приветствие, фиксация отсутствующих проверка готовности учащихся к уроку. Подготовка учащихся к работе. Готовность класса к работе.
II. Актуализация опорных знаний и умений
На доске – тема урока
Подготовка к основному этапу
Ставит цель урока и сообщает план урока.
Запись в тетрадь. Мыслительная деятельность учащихся (что знаем, что должны узнать).
III. Основной этап
К доске вызывают 2 ученика и выполняют индивидуальные задания
1-ый ученик – нахождение серы в периодической системе;
2-ой ученик – строение атома серы;
остальные – аналогичное задание в тетради.
Вывод о возможных степенях окисления серы в сравнении с кислородом.
Направляет, исправляет ошибки, оценивает работу.


Обобщает сказанное учащимися.
Выполняют задание в тетради, проверяют правильность самооценкой.
Вопрос к классу: Встречается ли сера в природе в чистом виде или только в виде соединений? Лабораторная работа №1 (см. Приложение)
Вывод: Сера встречается в самородном виде и в виде соединений.
Закрепление: просмотр видеофильма «Сера» – кадры о нахождении серы в природе.
Актуализация и активизация знаний учащихся. Работа по таблице «Распространение элементов» и лабораторная работа №1 по коллекции (запись в тетради схемы).
Вопрос к классу: Сера – простое вещество. Какие свойства серы будем рассматривать?
Свойства зависят от строения. Что такое аллотропия?
У серы 3 аллотропические модификации. Какие? Их особенности? (просмотр кадров видеофильма)
Ставит вопрос, показывает рисунки с различными аллотропическими модификациями серы.
Читает стихи об аллотропии.
Предлагают рассмотреть физические и химические свойства серы, применение в народном хозяйстве.
Заполнение схемы аллотропии серы (после просмотра фильма).
Вопрос к классу, создание проблемной ситуации.
От чего зависит растворимость веществ, почему сера тяжелее воды, а не тонет, что такое флотация?
Выступление учителя физики с демонстрацией опыта.
Учитель физики демонстрирует опыт №1.
Краткое обсуждение
Вспоминают, выполняют лабораторную работу №2.
Делают вывод.
С какими веществами реагируют неметаллы, например халькоген кислород?
Задание для учащегося: на магнитной доске. Остальные составляют уравнения возможных химических реакций:
S + O2 =
S + H2 =
S + Zn =
Демонстрация опытов 2 и 3, обсуждение составления уравнений.
Вспоминают химические свойства неметаллов.
Работа в тетрадях.
Задание учащихся по учебнику: с какими металлами сера реагирует при нормальных условиях; с какими – при нагревании; с какими не реагирует вообще.
Вывод: учащиеся формулируют и записывают в тетрадь.
Организует работу учащихся по учебнику.
Обобщает сказанное учащимися
Работа по тексту учебника.
Вопрос к классу: где применяется сера в народном хозяйстве? Работают по предлагаемой таблице «Применение серы». Организует работу по таблице. Используют жизненный опыт, вспоминают.
Сера – макроэлемент. Какую роль в жизни человека она играет. Выступает учитель биологии (см. Приложение). Выступление учителя биологии с использованием коллекции продуктов Обобщают, прогнозируют.
В ходе беседы с учителем биологии выявляется роль серы как биоэлемента. Используется коллекция продуктов богатых серой.   Записывают в тетрадь значение серы как биоэлемента.
Закрепление: краткая беседа по изученному материалу «Что нового узнали о сере?»
Проводится химический диктант по двум вариантам (если есть время, можно сразу проверить).
Задает вопросы: Почему сера не смачивается водой? С чем реагирует сера? и т.д. Отвечают на вопросы. Делают вывод, что нового узнали о сере.
IV. Итог урока Домашнее задание.
Параграф № 19.С новыми понятиями о сере придумать предложения. Оценки учащихся за урок, объяснение домашнего задания. Запись домашнего задания в дневники.