В.Драгунский. "Заколдованная буква". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Урок по литературному чтению во 2 классе по учебнику О.В.Кубасовой: "Любимые страницы".

Цель урока: познакомить с творчеством В.Драгунского и рассказом "Заколдованная буква".

Презентация.

Задачи:

  • образовательная: совершенствование навыков выразительного и осознанного чтения, формирование навыков поискового чтения, активация словарного запаса;
  • развивающая: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умение ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы;
  • воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения друг с другом.

Оборудование: презентация, карточки со словами, толковый словарь, книга с перепутанными страницами, иллюстрации к произведению "Заколдованная буква".

Ход урока

1.Организационный момент (эмоциональный настрой на урок) Здравствуйте. Сегодня на уроке много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение.

- Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

- Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего урока.

- Поприветствуем улыбкой гостей, повернитесь к ним. Спасибо. Пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

2. Стадия вызова и постановка цели урока. - Собираясь к вам на урок, мне попалась книга любимого автора. Когда взяла ее в руки, то увидела, что листы перепутаны. Сегодня на уроке перед нами стоит задача восстановить книгу, узнать интересные факты о жизни автора и прочитать его рассказ.
3. Изучение нового материала - Когда мы берем книгу, то первым делом на что смотрим? (на обложку) Какую информация несет в себе обложка? (И.Ф. автор).

Правильно. Ребята, автор с которым мы будем сегодня знакомиться Виктор Драгунский. Я подготовила выставку его книг.

- Не читая его произведения, что можете сказать об авторе?

- Кому эти книги адресованы?

- Какие произведения пишет, веселые или грустные?

- Что вы о нем еще знаете?

Знакомство с биографией Я о нем знаю и хочу, чтобы узнали и вы. Послушайте. Включаю запись с биографией писателя.

- :.

- Поднимете руки, кто смотрел фильмы, снятые по его сценариям?

  - Итак, какую же информацию несет обложка? (ФИ автора) Показываю на книге.

- А что еще? (Название произведения.)

- Зачем автор указывает название произведения? (Чтобы читатель мог понять, о чем пойдет речь в произведении)

Открываю на своей книге.

- Прочитайте название нашего произведения. (Заколдованная буква) На доску вышиваются таблички предположениями.

- Как вы думаете, о чем будет это произведение? (о букве, заколдованной букве)

Ребята, а у нас в жизни нет заколдованных букв. Как вы думаете, где могут встречаться такие буквы? (в сказках) Это произведение рассказ, но здесь есть элементы волшебства. Это произведение включает в себя два жанра: рассказ и сказка. Что такое рассказ (реальные события)? А сказка? (все выдумано)

- По иллюстрации можно определить, о чем будет это произведение?

- Кто главные герои? (да, дети)

- Какого возраста они? (маленькие)

- Почему так решили?

Подтвердились ли наши предположения, мы узнаем, после знакомства с произведением.

Подготовка к чтению. Чтобы выразительно и правильно читать: 1. Поработаем язычком, губками, зубками.

Разработать ротик нам поможет скороговорка.

- Кто знает, что такое скороговорка? (рифмованное предложение, которое говорить надо правильно и быстро)

Приготовились:

У Сашки в кармашке шишки да шашки.

Прочитайте ее про себя. Кто может прочитать вслух быстрее. Теперь проговорим все вместе шепотом. Теперь хором голосом и чуть быстрее.

Теперь голосом и чуть быстрее.

Работа со словами. При чтении нам встретятся трудные слова, поучимся их читать? На экране слова, написанные по слогам, а затем целиком.

Причитаем плавно по слогам: ДО-МО-УП-РАВ-ЛЕ-НИ-Е

Теперь слитно, целым словом ДОМОУПРАВЛЕНИЕ

- Поднимите руку, кто может, объяснить значение этого слова.

- В этом слове спряталось два слова, какие это слова? (дом и управление).

Верно, ДОМОУПРАВЛЕНИЕ - это организация, которая управляет домами.

ПОСТАВИТЬ НА ПОПА' Хором прочитаем.

- Где можно узнать значение любого слова? К какому словарю вы обратитесь за помощью? (к толковому словарю)

Посмотрим. Маша прочитает значение этого слова.

ОБЛОМАЕШЬ ШПИЦ

У слова "шпиц" есть два значения.

1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью.

2. устаревшее слово то же, что и шпиль - острый кончик верхушки.

- Какое нам из значений подходит? (2)

Причитаем плавно по слогам: ЗА-АК-ТИ-РО-ВАТЬ

Теперь слитно, целым словом ЗААКТИРОВАТЬ

ЗААКТИРОВАТЬ ЁЛКУ - составить документ, который называется "акт".

ФИЗМИНУТКА - Чтобы дальше хорошо работать, активизируемся.

Дружно встали все на раз,

Глубоко вздохнем на два

Руки к верху мы подняли,

И на три все помахали.

На четыре - руки шире.

Пять - руками повертеть.

Шесть - движение обратно.

Семь - осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз

Восемь - улыбайся и садись.

4. Продолжение изучение нового материала Теперь мы стали активными.

- У нас есть возможность послушать рассказ в исполнении самого автора Виктора Драгунского.

Ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова.

Слушаем. Включается запись рассказа.

После прослушивания.

- Какие ваши впечатления от рассказа? Сверим наши предположения. Обратите внимание на записи.

Теперь у нас есть возможность прочитать рассказ Виктора Драгунского (перелистываю книгу), Заколдованная буква (перелистываю на страницу до текста). Вставляю текст с рассказом.

Осмысление прочитанного Книга у нас одна, но у вас в учебнике есть этот рассказ. Откроем учебники на стр:.

Читать будем по частям. Первым начнет: до слов: А мы остановилось возле елки. Достаточно.

Первая остановка

- О чем вы прочитали?

- Какие ошибки в речи шофера и дворника вы заметили? (левея, правея, становь)

- Почему они так говорили? (в школе плохо учились) Кто исправит ошибки?

- чем закончилась эта часть?

Продолжим.

Вторая остановка

Читаем до слов: Только и слышно: "Сыски!" - "Хыхки!" - "Сыски!".

Какая большая часть, о чем здесь говориться?

- Кто из детей не умеет называть слово "шишка"? Как назвала Алёнка?(Сыски) Как назвал Мишка?( Хыхки)

- Чем закончилась эта часть?

- Почему они заплакали?

Продолжим.

Завершающий этап чтения

- Почему же никто из них не смог сказать слово правильно? Покажите ваши зубки, хорошо у вас все зубки на месте.

- Как правильно надо сказать?

5. Работа с образными выражениями. - Как вы думаете, этот рассказ смешной или нет? (да) Почему вы так решили? И мне было весело.

- А за счет чего? (смешных слов)

- Найдите смешные слова:

Я немножко поднажал:.(прибавить мощь)

Поддавал жару:: (делал ситуацию напряженной)

Воспаление мозга :.(болит голова)

Полезло на ухо ::.(мимическое выражение лица)

Давай реветь:::.(громко спорить)

Умру от смеха :. :

6. Игра на внимание. Иллюстрации: гуляющие дети, грузовик, дет.площадка, елка, шишки, снеговик.

- Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите "лишние" предметы.

- Молодцы! Вы все были очень внимательны, и нашли "лишнее".

7. Беседа с элементами выборочного чтения. - Сейчас мы узнаем, кто самым внимательным.

- Что еще не хватает в нашей книге? (иллюстраций) Верно. Ребята моего класса, прочитав этот рассказ, нарисовали вот такие иллюстрации. Найдите отрывки из текста к ним.

- В какую часть эту иллюстрацию вставим?...

8. Итог урока Понравился урок? Чем? (Было смешно) почему было смешно? Кто плакал? Можете сделать вывод? Как нужно вести себя с товарищами? (не смеяться над другими, не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь) или (не делай другим того, чего себе не желаешь)

- А теперь вернёмся к началу урока. Какую цель мы ставили? Выполнили?

9. Рефлексия. - Предлагаю вам на листе впечатлений выразить свое отношение к прочитанному: напишите любые слова, предложения, которые у вас возникли в голове или нарисуйте рисунок.

- Мне понравилось, как вы работали на уроке.

- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.

Всем спасибо за урок. Урок окончен.

10. Домашнее задание. - Попробуйте прочитать по ролям, чтобы было смешно. Завершите книгу всем классом и поставьте в классную библиотеку.