Из опыта работы с юными исследователями школьного научного общества "Мысль"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Исследовательский подход - один из способов познания человеком окружающего мира, а дети уже по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых знаний, любознательность проявляются в желании экспериментировать и искать истину, что приводит учащихся в ШНОУ "Мысль".

Научное общество учащихся "Мысль" средней общеобразовательной школы № 17 города Белогорска было образовано в 1997 году. В основе его деятельности лежит работа по изучению и исследованию вопросов, связанных с самой разнообразной тематикой, а также формированию навыков практической и самостоятельной работы.

Главная цель научного общества  -  выявляя одаренных детей,  помочь ребятам сформировать представление о глобальности и актуальности того или иного рассматриваемого вопроса, предоставить им возможность участвовать в исследовательской деятельности и получать практические навыки, а также научиться проведению и написанию исследовательской работы.

Формы нашей работы с учащимися самые разнообразные: теоретические, экспериментальные, работа с научной литературой, работа в архивах, экскурсии.

Научное общество учащихся на сегодняшний день насчитывает 120 ребят и состоит из 7 секций: гуманитарных, естественных, точных, общественных наук, иностранных языков, художественно - прикладного творчества и "Хочу всё знать" для учащихся начальной школы. На протяжении 11 лет в нашей школе проводятся научно - практические конференции. Если в первые годы в конференции принимали участие только ребята 9 -11 классов, то на протяжении 8 последних лет интерес стали проявлять ребята средней ступени, а 5 лет назад впервые приняли участие ребята начальной школы и показали хорошие результаты, несмотря на их юный возраст.

Секция биологии и экологии ведет свою работу с самого основания Научного общества. Любой ученик, желающий заниматься исследовательской работой, может выбрать предмет, который ему интересен. Жесткого отбора в научное общество нет, он происходит сам собой. Если ученик увлечен своей темой, поиском, открытием, то он с удовольствием проводит исследование и учится анализировать полученный результат под руководством своего научного руководителя, которым является учитель - специалист в выбранной сфере знаний.

С одарёнными детьми работаю с 2002 года. За годы работы со своими юными исследователями, мной были выработаны "10 золотых правил", которые мне помогают в работе:

1) не занимаюсь наставлениями, помогаю детям действовать независимо, не даю прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

2) не тороплюсь с вынесением суждения;

3) на основе тщательного наблюдения и оценки определяю сильные и слабые стороны детей;

4) не полагаюсь на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями;

5) не сдерживаю инициативы детей и не делаю за них то, что они могут сделать или могут научиться делать самостоятельно;

6) не делаю скоропалительных выводов;

7) учу детей прослеживать межпредметные связи;

8) приучаю детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;

9) помогаю детям научиться управлять процессом усвоения знаний;

10) подхожу ко всему творчески.

Работа начинается с выбора и обоснования темы, а также ее актуальности для сегодняшнего дня. Это является, на мой взгляд, одним из важных моментов в исследовательской работе. Тема может быть выбрана как самим ребёнком, так и предложена научным руководителем в соответствии с возрастом и наклонностями.

При данной работе с детьми необходимо учитывать следующие:

- тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, так как исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта и превратиться всё это в скучное, добровольно-обязательное мероприятие. Поэтому необходимо предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки;

- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Способность находить необычные оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты.

- тема, конечно же, должна быть доступной и соответствовать возрастным особенностям ребенка. Это правило касается также и уровня ее подачи, одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами.

- тема исследовательской работы должна быть реальной, так как отсутствие необходимой материальной базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению.

- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как способность ребенка долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, ограничена. Большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Часто приходится наблюдать, что начатая с увлечением и не доведенная сразу до конца работа так и остается незаконченной. Выполнить исследование "на одном дыхании" очень сложно, действовать следует быстро, пока интерес у ребенка не угас, особенно это касается начинающих исследователей. Постепенно, как показали наблюдения, интересы становятся устойчивее.

Исследовательская работа начинается с постановки проблемного вопроса, который даёт рождение большому количеству разнообразных по содержанию, объёму исследования и сложности тем. Например, проблема связанна с комнатными растениями. Работая над данной проблемой, ребята предлагают следующие темы исследований: "Видовой состав комнатных растений школы", "Фитонцидные свойства комнатных растений", "Способность листьев улавливать домашнюю пыль" и множество других. Такое разнообразие тем позволяет ребятам комплексно изучить исследуемый объект.

Тема выбрана. Начинается неспешная, кропотливая работа. Так как в группу исследователей входят ребята разного возраста, я работаю с каждым ребенком индивидуально, ведь подготовка, опыт исследовательской работы у каждого ребенка разный.

Для того, чтобы работа была плодотворной, обсуждается и составляется так называемый "план действий" в котором, поэтапно расписываются шаги следования к заданной цели. Порой нельзя предугадать те или иные моменты, и поэтому на протяжении всей работы в план вносятся изменения.

Следующим этапом является работа с литературой по выбранной теме. Ребята отправляются в библиотеку для самостоятельного поиска, используют предложенный мною подбор, а также ищут необходимый материал в Интернете и на компакт - дисках.

Следующий этап -это выбор методов и подбор материалов. Мы стараемся использовать такие методики исследования, которые не требуют сложных или специфических приборов и материалов, проводим экскурсии, выбираем и составляем анкеты, работаем с архивами. Иногда обращаемся к различным организациям за помощью в проведении экспериментов.

Полученный материал систематизируем, а затем проводим анализ полученных данных или результатов, выявляем закономерности. Ребята заполняют таблицы, строят графики и   диаграммы. Обрабатываем данные сами, используя статистические и математические методы исследования.

В каком виде могут быть представлены результаты исследования?

Этот непростой вопрос нуждается в индивидуальном рассмотрении. Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов, например макет плана обустройства пришкольной территории, наглядный демонстрационный опыт, научный отчет о проведенном эксперименте, публичный доклад, мультимедийная презентация и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.

"Обучая других, обучаешься сам" - эта точная мысль Яна Амоса Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Поэтому этап защиты работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита работы или проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей. В ходе защиты ребенок учится излагать найденную информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Все это позволяет ребятам быть настоящими исследователями.

Каждый исследователь, после долгой и кропотливой работы, представляет свою работу на суд компетентного жюри и слушателей, сначала в классе, если работа завершена, её рекомендуют на школьную конференцию, а если она нуждается в доработке, уточнении фактов или проверке результатов опытов то исследователю предлагают поработать над своим исследованием еще год.

Выступление на конференции каждого ребенка отличается не только оригинальностью темы, но и наглядностью, кто - то представляет макет, кто - то иллюстрирует работу фотографиями, рисунками, гербариями или коллекцией насекомых. На протяжении многих лет одним из обязательных требований к защите работы было создание мультимедийной презентации в программе PowerPoint. Оценивается правильность ее составления, содержательность, дизайн, применение эффектов, например анимации или звука. Фантазии не бывает предела, ведь применение компьютерных технологий увлекает современных детей.

Ребята, с которыми мы строим нашу работу, постоянно становятся победителями школьной научно - практической конференции.

Лучшие выходят со своими работами на более высокий уровень и становятся участниками городских научно - практических конференций по опытнической и исследовательской работе, где занимают призовые места - 2005 год - III место, 2006 год - III, III место, 2007 год - I место, 2008 год - I место, 2010 год - I, III места.

В городе проходят "Менделеевские чтения" для школьников, где мои исследователи занимают призовые места: 2008 - II место, 2009 - I место.

Уже два года в городе по инициативе Клуба победителей НПО "Мудрая сова" проходила "Интеллектуальная ассамблея" для старшеклассников и в результате конкурса I место было зачислено в копилку нашей школы.

На протяжении двух лет мои ребята принимают активное участие в научно - практической конференции школьников и студентов "Молодая мысль в XXI веке", которую проводит Белогорский технологический техникум пищевой промышленности, где занимают призовые места. Юные исследователи со своими работами стали делегатами 16, 19, 21 областных научно - практических конференций по исследовательской и опытнической работе при областном эколого - биологическом центре.

На протяжении 10 лет ведется тесное сотрудничество с Хинганским государственным природным заповедником. Постоянными участниками творческих конкурсов и научно - практической конференции "Я изучаю и сохраняю природу родного края" являются учащиеся нашей школы. По мнению научных сотрудников заповедника, ребята всегда показывают довольно высокий уровень подготовки. На это указывают результаты:

  • 2003г. - 2 участника - ученицы 10 класса, выполнившие работу по теме "Влияние автотранспорта на окружающую среду", заняли II место;
  • 2004г. - 2 участника: работа по теме "Исследование загрязнения снежного покрова путём биотестирования", выполненная ученицами 9 класса - I место;
  • 2005г - 1 участник: работа по теме "Фитонцидные свойства комнатных растений", выполненная ученицей 4 класса - I место;
  • 2006 г. - ученики 5 класса, выполнившие работы по темам: "Изучение пылеулавливающих свойств комнатных растений" и "Ритмы в живой природе или биологические часы", заняли I и III места;
  • 2007 г. - 3 участника: работы по темам "Снег как индикатор чистоты воздуха микрорайона школы", "Влияние биостимуляторов на рост и развитие комнатных растений", выполненные учениками 6 класса - два первых места и работа "Природоохранные знаки" ,выполненная ученицей 4 класса - III место;
  • 2008 г. - 1 участник - работа "Стиральные порошки", выполненная ученицей 7 класса - III место;
  • 2009 г. - 1 участник - работа "Определение загрязнения воздуха методом биотестирования", выполненная ученицей 8 класса - III место;
  • 2010 г. - 3 участника: работа по теме "Влияние различных видов воды на прорастания семян", выполненная ученицей 6 класса - I место, работа "Исследование почв пришкольного участка", выполненная ученицами 6 класса - III место.

За последние два года ребята, не смотря на их юный возраст, участвуют в научно - практической конференции "Человек. Природа. Общество" при Амурском государственном университете и привозят в копилку школы только призовые места.

В прошлом году моя ученица Воробьёва Наталья принимала участие в областной научно - практической конференции "Человек в современном образовательном пространстве", проводимой Благовещенским государственным педагогическим университетом, и заняла на ней I место. По итогам данной конференции Министерством образования Амурской области нам было предложено принять участие в IV региональной научно - практической конференции школьников "Эврика" Сибирского федерального округа. Наталья стала лауреатом заочного этапа и представляла г. Белогорск и Амурскую область в г. Новосибирск.

В сентябре прошлого года также Воробьёва Наталья участвовала во всероссийском конкурсе исследовательских работ естественно - научного направления в рамках программы "Наука. Человечество. Прогресс." ВДЦ "Океан" г. Владивосток, за что была награждена дипломом.

Четыре года мои ученики принимают участие во всероссийском заочном фестивале исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио", проводимом издательским домом "Первое сентября", и становятся дипломантами.

В прошлом году мы впервые участвовали во Всероссийском открытом конкурсе "Первые шаги 2010г." и получили диплом лауреата I степени.

Таким образом, исследовательская работа учащихся способствует высокой творческой активности, развитию самостоятельности мышления при условии овладения учащимися алгоритмом исследовательской работы.

Развитию интереса к исследованиям, экспериментальной работе способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности разнообразных опытов и практических работ.

Исследовательская работа необходима для приобретения новых знаний и навыков, в том числе навыков постановки и проведения эксперимента, фиксируемых наблюдений, обработки полученного материала, публичных выступлений и участия в конкурсах и конференциях.

Навыки, приобретенные учащимися при выполнении исследовательских работ под руководством учителя, помогут им в проведении самостоятельных научно-исследовательских работ в старших классах и в ВУЗах.