Элективный курс "Мир народной культуры"

Разделы: Внеклассная работа


Элективный курс “Мир народной культуры” рассчитан на приобщение детей к истокам культуры своего народа, тесное сотрудничество с родителями и педагогами. Знакомство с изобразительным искусством и прикладным творчеством связано с окружающим миром, с природой, трудом, желанием заглянуть в будущее и помнить о прошлом.

Цели курса:

  • воспитание детей в традициях русских культурных ценностей;
  • формирование человека трудолюбивого, духовно богатого, любящего свое Отечество, ценящего и уважающего традиции своего народа;
  • пробуждение интереса к познанию самого себя как гармоничной личности;
  • возрождение традиций почитания семейных уз, родства;
  • воспитание самостоятельности, творческого подхода к любому делу;
  • воспитание уважения к труду своих предков, родителей, товарищей;
  • создание системности во внешкольном образовании, основанном на изучении национальной культуры, истории своего края, народа, религии;
  • практическое воплощение изучаемых тем, обеспечение не только эстетической, но и полезной деятельности.

Детям предоставляется возможность не просто изучать народный календарь, но и жить по его годовому кругу. Курс разбит на 7 тем – 7 составляющих жизни человека, и рассчитан на 1 года.

Особенности содержания курса определяются:

  • научными знаниями;
  • народностью;
  • трудовым воспитанием;
  • православием.

Сюжет курса: “Птица радуется весне, а ребенок матери”. Тема “Рождение” проходит через весь годовой цикл и народных праздников, и практических дел. В конце года – праздник Рождества и выставка по теме. Курс начинается с темы “Природа”, может быть, потому, что, по преданию, мир начался с дерева, ствол которого – ось Вселенной, корни в Землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Тема “Дом” для детей связана с восприятием сказочной избушки и домом своей бабушки. Поэтому занятия строятся на совмещении представления о волшебстве и знаний по домостроительству, названий, пришедших к нам из глубины веков и расшифрованных на занятиях. Дом – это и семья, и устройство мира, и символ Родины. Очень интересная и неисчерпаемая тема “Игрушки”; ведь именно с игрушки начинается мир детства, поэтому ребята увлеченно изучают и изготавливают ее – как старинную, так и современную.

Тема “Пир на весь мир” - это не знакомство только с особенностями русской кухни, но и с культурой праздников, культурой гостеприимства, а также изучение обрядов, связанных с земледелием. Эти занятия позволяют по-новому взглянуть и на привычные продукты (хлеб, соль), и на обрядовость стола – праздничного и поминального.

Завершающая тема года – “Народные промыслы”, хотя понятие “ремесло” изучается вместе со “строительством дома” (“Дом”).

Курс построен из блоков, поэтому есть возможность иногда исключать некоторые блоки и вводить новые.

Особенности методики:

  • ребенок как субъект обучения;
  • добровольность посещения занятий;
  • помощь в самоопределении и поиске своих задатков и способностей;
  • возможность изменить образовательную ориентацию в процессе обучения;
  • формирование особого стиля преподавания – “педагогика сотрудничества”, где преподаватель и ребенок – коллеги по творчеству.

Возрастные этапы:

  • игровые формы творческой деятельности;
  • знакомство с произведениями различных видов искусств, народной культурой, эталонами отношений людей, историей развития морали в народном христианском понимании;
  • освоение элементов творчества в практической деятельности;
  • формирование коллективно-оценочного отношения к творчеству сверстников и результатам, адекватное восприятие критики.

Учебно-тематический план 1-го года

Темы Теорет.
часов
Практич.
часов
Всего часов
1. Природа и человек 6 6 12
Поэтическое воззрение славян на природу. Мир леса (цветы, животные, деревья). Природа в творчестве русских художников. Христианские праздники (сентябрь, октябрь)  
2. Дом 4 4 8
История славянских построек. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома. Внутреннее убранство крестьянского дома. Искусство в быту народа. Праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы  
3. Моя родословная 4 4 8
Какого роду, племени? Генеалогическое древо вашей семьи. Ты и твое имя. Крещение ребенка. Предметы младенческого быта и охранительная магия. Праздник Рождества.  
4. Игрушки 6 6 12
Народная игрушка – наивная и забавная. Глиняная игрушка. Основные центры производства глиняной игрушки. Матрешка. Праздник Богоявления Господня. Крещение  
5. Хороша Дуняша 4 4 8
“Куль да рогожа – вот тебе и одежда”. Сокровища бабушкиного сундука. Русский народный костюм. Одежда повседневная и праздничная. Головной убор. Праздник Масленицы  
6. Пир на весь мир 4 4 8
“Хлеб – всему голова”. История хлебной булки. Щепотка соли. Праздник “Сороки-жаворонки”. Песни и заклички весны. Вербное воскресенье. Готовимся к Пасхе  
7. Народные промыслы 6 6 12
Роспись по дереву. Золотые травы хохломской росписи. Виды росписи. Городецкая роспись  
Итого 34 часа 34 часа 68 часов

Основная часть

Сюжет года: “Птица радуется весне, а ребенок матери”

Тема 1. Природа и человек

1. Вводное занятие. Природа и человек. Знакомство с предметом изучения. Знакомство с выставкой детских работ в ЦДТ. Психологические тесты.

2. Поэтическое воззрение славян на природу. Языческие божества Солнца, Лесов (Перун, Святобор, Диво, Макошь). Славянские сказки и предания. Природа родного края. Географическое положение. Реки и озера. Что мы знаем о науке ономастике? Река Медведица. Растительный мир края.

Практическая работа: выполнение рисунка акварелью с предварительным карандашным эскизом. Работа по памяти и по впечатлениям. Тема “Осень”. Сравниваем рисунок и живопись.

3. Мир леса. Кто живет в лесу? Языческие божества: Ворон, Леший. Какими мы представляем обитателей леса? Сказки о лесных чудищах. Сказки А. Пушкина. Стихи о лесе: Ф. Тютчев, М. Волошин, М. Цветаева.

Практическая работа: рисунок карандашом. Тема “Тайны леса”. Работа на воображение, развитие фантазии.

4. Природа в творчестве русских художников. Перунов цвет и одолень-трава. Легенды и были о цветах. Цветы нашего края. Цветы из Красной книги Волгоградской области. Букеты на полотнах русских художников.

Практическая работа: модульное оригами “Букеты в вазах”.

5. 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. Образы Пресвятой Богородицы в иконописи. Соотношение образов Богоматери и Матери Земли. Символ Женщины в природе. Праздник Пресвятой Богородицы в вашей семье. Осенины – праздник Урожая. Игры и песни славян на празднике Осенины.

Практическая работа: лепка из соленого теста.

6. 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы. Праздник Покрова в народной и церковной традиции. Пресвятая Богородица – покровительница русского народа. “Мать Покров! Покров землю снежком, меня, молоду, женишком”. Храмы Руси, построенные в честь Покрова.

Практическая работа: лепка из соленого теста.

Тема 2. Дом

1. История славянских построек. Основные термины и история их происхождения (“изба”, “клеть”, “причелина”, “охлупень”, “полотенце”). Архитектура крестьянского дома. Русские пословицы и поговорки о доме: “Свой уголок – свой простор, своя хатка – родная матка”, “Избушка на курьих ножках, пирогом подперта, блином покрыта”. Избушки в русских сказках.

Практическая работа: проект макета крестьянского дома, освоение техники выполнения сруба из спичек.

2. Обряды и обычаи, связанные со строительством крестьянского дома. Обряды приглашения домового на новое место, которые дошли до наших дней. Охранительная магия росписи и резьбы деталей дома. Разница между архитектурными постройками северных и южных славян, Поволжья. Практическая работа: проект макета крестьянского дома, освоение техники выполнения сруба из спичек.

3. Внутреннее убранство крестьянского дома. Славянские названия комнат. Красный угол, бабий кут, хозяйский угол. Печь как украшение интерьера и центр всей обрядовой жизни человека. “Добрая-то речь, что в избе есть печь”. Расположение печи в северных избах, южных, поволжских. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Практическая работа: изготовление “Домовенка” - оберега.

4. 4 ноября – праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Чудесное явление иконы Богородицы Казанской в Казани. Казанская – хранительница Православной Руси.

Практическая работа: иллюстрация к русской народной сказке “По щучьему велению”.

Тема 3. Моя родословная

1. “Какого роду, племени?”, “Без корня и полынь не растет”. Генеалогическое древо вашей семьи. Термины родства. Знаете ли вы имена ваших прабабушек? Чем они занимались? Этические нормы в крестьянской семье. Народное представление о семейной иерархии. Лад – бог примирения и согласия.

Практическая работа: рисунок на тему “Любимый день в семье”.

2. Ты и твое имя. Крещение ребенка. Происхождение славянских имен. Русская ономастика. Магические свойства имени. Христианские имена при крещении. Семейно-бытовые обряды крещения.

Практическая работа: работа с тканью. Подготовка к выставке “Детская игрушка”.

3. Предметы младенческого быта и охранительная магия. Крестильное покрывало, полотенце. “Мерные иконы”. Колыбельные песни, заговоры. Разучиваем прибаутки, пестушки, потешки.

Практическая работа: работа с тканью. Подготовка к выставке “Детская игрушка”.

4. Праздник Рождества. Рождество в вашем доме. Готовимся к Рождеству. Рождество как древний обряд Египетского календаря. День зимнего солнцестояния. Встреча Солнца-Ярилы у древних славян. Как праздновался этот день на Руси? Славление на Руси, Святки. Разучиваем колядки. Образ Рождества Христова в живописи.

Практическая работа: изготовление ангелочка.

Тема 4. Игрушки

1. Народная игрушка – наивная и забавная. Культовые обряды как олицетворение животворящих сил родной земли. Гончарное производство, глина. Состав глин, особенности состава. Дымковская игрушка.

Практическая работа: лепка дымковской барыни. Роспись.

2–3. Основные центры производства глиняной игрушки. Глиняные игрушки в нашем крае. Абашевская игрушка – сказочные существа. Каргопольская игрушка – очеловечивание животных, орнаментальная роспись. Тульская игрушка – цветовое великолепие росписи. Стихи В. Василенко о народной игрушке. Игрушки бабушки Ульяны.

Практическая работа: лепка дымковской барыни. Роспись.

4-5. Матрешка. От мудреца Фукурума до Президента. Матрешка улыбается. Виды росписи. Семеновская роспись. Технология изготовления и росписи.

Практическая работа: роспись матрешки (плоскостной вариант) на картоне гуашью.

19 января – Богоявление Господне. Крещение. Водокрещи. Народные поверья и приметы. Б. Кустодиев “Крещенское водосвятие”. Детская игрушка. Древние игрушки-погремушки. Игрушки-обереги. Языческое и христианское осмысление.

Практическая работа: изготовление игрушек-оберегов.

Тема 5. Хороша Дуняша

1. “Куль да рогожа – вот тебе и одежа”. Сокровища бабушкиного сундука. Символические и эстетические функции славянской одежды. Находки археологов. Одежа, риза, порты. Женская рубаха. Типы вышивок с языческой символикой. Детская одежда.

Практическая работа: рисунок “Русская девушка за работой” - акварель.

2. Русский народный костюм. Детали женской одежды. Иллюстрации к сказкам А. Пушкина, русским народным сказкам. Изображение русской народной одежды на полотнах художников.

Практическая работа: кукла из ткани.

3. Одежда повседневная и праздничная. Головной убор. Ткани. Ткачество на Руси. Рукоделия для оформления наряда: вышивка, кружевоплетение, низание, шитье. Мастерицы Древней Руси.

Практическая работа: кукла из ткани.

4. Масленица. Масленица – один из любимых праздников русского народа. Древнеславянский праздник “Проводы зимы”.

Практическая работа: изготовление куклы из соломы.

Тема 6. Пир на весь мир

“Хлеб – всему голова”. История хлебной булки. Славянские божества, покровители питья и еды – Хоре, Услад. Еда древних славян. Ритуальная роль стола в обрядах, сопровождающих

главные события человеческой жизни. Традиции русского гостеприимства. Первое хлебное растение. Каша – “праматерь” хлеба.

Практическая работа: коллективная работа “Хлебная сказка”.

1. Щепотка соли. Словацкая сказка “Соль и золото”. “Русский человек хлеб-соль водит”. Значение соли для организма человека. Соль на вес золота. Соляные деньги.

Практическая работа: учимся солить сухие веточки для аранжировки.

2. Праздник “Сороки-жаворонки”. Обычай на Руси печь из ржаного теста “жаворонков”. Песни и заклички весны.

Практическая работа: лепка жаворонков из соленого теста.

3. Вербное воскресенье. Готовимся к Пасхе. Дохристианское происхождение обычая бить веткой вербы. Вербное воскресенье на Руси. Вербное воскресенье в вашей семье.

Практическая работа: росписи пасхальных яиц.

Тема 7. Народные промыслы

1-2. Роспись по дереву. Золотые травы хохломской росписи. История Хохломы. Староверы-иконописцы. Травщики и живописцы. Названия древнерусской посуды.

Практическая работа: освоение приемов держания кисти для росписи, изучение хохломского завитка, завитка с нажимом. Кистевое письмо гуашью.

3. Виды хохломской росписи. “Верховая”, “под фон”, “кудринская” роспись. Растительный орнамент с использованием элементов хохломской росписи.

Практическая работа: освоение приемов держания кисти для росписи, изучение хохломского завитка, завитка с нажимом. Кистевое письмо гуашью.

4. Виды росписи. Понятие композиции в росписи. Композиция в круге

Практическая работа: эскизы росписи в круге роспись на крышечках.

5-6. Городецкая роспись. Отличительные особенности городецкой росписи. Куда скачут кони Городца? Городецкие прялки. Сюжеты росписи. Цветы.

Практическая работа: зарисовки летней природы.

Знания и умения 1-го года обучения:

  • знать правила размещения рисунка на листе;
  • работать акварелью, гуашью;
  • работать ножницами, знать технику безопасности работы;
  • рисовать по памяти;
  • знать свойства материала, с которым приходится работать;
  • знать приемы комбинирования различных материалов в одном изделии;
  • освоить лепку из теста;
  • узнавать полотна известных русских живописцев;
  • разбираться в народной символике, знать народные праздники;
  • различать народные промыслы “хохлому” и “городец”;
  • вырабатывать терпение в работе;
  • уметь работать в коллективе;
  • изучать природу родного края, знать названия цветов;
  • проявлять интерес к поэзии.