Педагогическое управление здоровьесберегающим образованием в общеобразовательном учреждении

Разделы: Общепедагогические технологии


Анализ актуальности и противоречий позволил определить проблему исследования: как обеспечить деятельность педагогического управления в общеобразовательном учреждении на осуществление здоровьесбережения учащихся?

Цель: совершенствование организации и управления здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи исследования:

  • Выявить сущность, структуру и содержание здоровьесберегающего образования и управления им.
  • Разработать модель педагогического управления здоровьесберегающим образованием в школе.
  • Создать комплекс педагогических условий управления здоровьесберегающим образованием  в школе и проверить их на практике опытно-поисковым путём.
  • Разработать методические рекомендации по педагогическому управлению здоровьесберегающим образованием в средней школе.

Педагогическое управление процессом сохранения и укрепления здоровья школьников в современном ОУ (условия получения результатов)

На первом этапе (подготовительном) деятельность осуществлялась по следующим направлениям:

1. Информированность педколлектива о целях и задачах здоровьесберегающей деятельности
2. Изучение педколлективом философской, психолого-педагогической литературы, а также диссертационных исследований по проблеме.
3. Повышение результативности методической работы в школе.
4. Мотивация готовности учителей к здоровьетворению.

В результате подготовительного этапа повысилась профессиональная компетентность педагогов – процесс непрерывного образования педагогических работников через:
– самообразование
– участие в ШМО, ГМО
– повышении квалификации (за 3 года прошли курсы повышения квалификации по нескольким образовательным программам 89,5% (17 из 19 чел)

В ходе теоретического осмысления проблемы возникла необходимость разработки структурно-функциональной модели педагогического управления здоровьесберегающим образованием.

Теоретическая модель представляет собой в обобщённом виде как программно-целевую установку на достижение полезного результата, где обозначены цель, задачи, содержание основных идей, организационных форм и методов.

Второй этап (внедренческий) – это формирующий этап работы, в ходе которого апробировалась модель управления здоровьесберегающим образованием в средней школе. Он направлен на:

1. Расширение  диапазона педагогических средств обучения и воспитания

Педагогический процесс, имея в целом позитивную направленность, будучи предназначенным для блага, для созидания, негативно влияет на здоровье тех, во имя кого осуществляется. Следовательно, в педагогическом процессе есть факторы, которые условно можно назвать «болезнетворными». Среди них можно выделить объективные и субъективные.

На преодоление субъективных и объективных факторов была спланирована деятельность в изменении организации целостного педагогического процесса на основе принципов здоровьесбережения, выступающих в роли ядра в организации здоровьетворящего образования в школе и наряду с традиционными принципами обучения и воспитания регулируют и направляют процесс становления целостной личности с позиции её здоровья. Происходит взаимосвязь целостного педагогического процесса и процесса здоровьетворящего образования.

2. «Оздоровление» учебного процесса, устранение «болезнетворных факторов»

– Оптимальное использование различных динамических пауз, физкультминуток, двигательных дидактических игр, которые предусматривают активные движения детей, перемещение их в пространстве класса, что способствует определённому повышению их двигательной активности во взаимодействии с учителем, который сам активно участвует в полную меру своих сил и способностей;
– Постоянная положительная направленность всего урока на здоровье, что достигается взаимосвязью между процессом или явлением, протекающем в организме человека или в окружающем мире, и здоровьем человека, а также благодаря проведению всех бесед и воспитательных моментов с позиции здоровья, а не болезни;
– Организация эффективного общения учителя и учащихся и учащихся между собой; начало каждого урока с создания у учащихся положительного эмоционального настроя, что позволит снять напряжение предшествующего времени;
– Активное использование на уроках поисковой или эвристической беседы, вопросы которой требуют от учащихся активного размышления и задаются в форме, свидетельствующей об уважении учителя к учащимся и о признании за ними права на собственное мнение;
– Включение учащихся в рефлексивную деятельность, способствующую развитию у детей наблюдательности.
– Использование различных вспомогательных средств (наглядного материала, иллюстраций картин, стихов, загадок, музыки, которая сама по себе может быть сильнейшим оздоровительным средством и др.)
– Использование традиционных и нестандартных организационных форм.
– Строить отношения на обнаружении и выращивании их достоинств.
– Оценку ставить только за приобретённые знания, а не за его отсутствие.
– Выделить систему здоровьесберегающего содержания в средней школе в рамках курсов «Биология» и «Обществознание»

3. Повышение оздоровительной направленности физического воспитания школьников:

– Осуществление  физкультурного образования в форме теоретико-методических занятий, а ОФП – в форме учебно-тренировочных занятий, проводимых за рамками учебного расписания.
– Использование игровых форм в организации соревнований с ориентацией на совершенствование, красоту действий и поступков, творчество, гармоничное развитие;
– Дифференцированный и индивидуальный подход.
– Диагностика (состояние здоровья учащихся по группам здоровья, физкультурным группам и уровням физического развития представлено в приложении)

4.Создание воспитательной системы педагогической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни:

– Развитие самоуправление.
– Разработка системы ежемесячных классных часов с 1 по 11 классы в форме бесед, теоретических занятий и тренингов.
– Разработка системы лекций, организационных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.

В ходе  внедренческого этапа были созданы здоровьесберегающие условия  в организации учебно-воспитательного процесса:

– «оздоровление» учебного процесса, устранение «болезнетворных факторов»;
– повышение оздоровительной направленности физического воспитания школьников;
– создание воспитательной системы педагогической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

В связи с этим организация здоровьесберегающего образования приобретает свои особенности. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения, в результате был выработан основной подход к выбору педагогической технологии для использования в педагогической деятельности каждого учителя: выбираемая технология должна иметь качественную характеристику «сертификат безопасности для здоровья» – это совокупность тех принципов, приёмов и методов, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачам здоровьесбережения.

Анализ организации и управления здоровьесберегающей деятельности

1. Главным критерием эффективности деятельности ОУ мы считаем стабилизацию состояния здоровья учащихся школы  и их спортивные достижения. При анализе данных ситуаций мы наблюдаем отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья обучающихся.

2. Вторым важным критерием эффективности  реализации комплекса условий здоровьесбережения мы считаем овладение каждым учащимся ЗУН на уровне государственного стандарта. Сравнивая показатели успеваемости учащихся, можно отметить, что успеваемость на уровне ГОС не была ниже 95,5%, а качество обученности преимущественно растёт.

3. Третьим критерием эффективной работы образовательного учреждения является поведение учащихся, их духовно-нравственное здоровье, развитие творческого потенциала, формирование социальной компетентности. За прошедшие два года все претенденты на награждение медалями подтвердили свои достижения в ходе ЕГЭ, набрав баллы повышенного уровня. Показателем уровня образованности, достигаемого выпускниками школ, являются и успехи в различных конкурсных состязаниях. Прослеживается высокий процент поступления в ВУЗы выпускников. У выпускников сформирована потребность в продолжении образования.

Вывод: реализация педагогического управления продуктивна.