Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Микрокалькулятор. 5-й класс

Разделы: Преподавание математики


Цели и задачи урока:

  • Учить использовать микрокалькулятор при выполнении арифметических действий; составлять программу вычислений.
  • Способствовать развитию интереса к предмету.
  • Воспитывать навыки самостоятельной работы; вызывать у учащихся потребность в обосновании своих суждений.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к учебной деятельности.

Здравствуй, друг! Как ты тут?
Я скучал. Ты пришёл! Хорошо!

II. Актуализация прежних знаний.

Решив примеры и заменив полученные ответы соответствующими буквами, вы узнаете, как назывались первые вычислительные машины.

1)

  • 7,2 : 9
  • 0,8 * 3
  • 2,4 + 0,6
  • 3,6 : 6
  • 1 : 2 (палец)
0,8 0,5 2,4 8 3 24 0,6 0,05
П Ц А О Л В Е Н
  • 0,8 : 0,2
  • 0,09 * 100
  • 0,8 : 2
  • 0,25 : 0,01 (абак)
25 40 4 9 0,4 0,9
К М А Б А Р
  •  2 : 5
  • 4,2 + 4,8
  • 1,8 : 3
  • 40 * 0,4
  • 30 * 0,01
  • 8 * 0,2
  • 2,7 : 9
  • 800 * 0,2
  • 1,6 : 0,8
  • 11,8 - 2,8 (арифмометр)
0,3 1,6 22 0,4 60 160 90 2 9 25 0,6 16
М О К А Л Е Б Т Р Н И Ф

Итог: итак, ребята, вы узнали, что к первым вычислительным машинам относились - пальцы, абак, арифмометр.

III. Изучение нового материала.

Историческая справка.

История вычислительной техники началась едва ли не раньше, чем окончательно сформировалось понятие числа. Поэтому в некоторых языках слово "цифра" происходит от слова "палец" - поначалу счёт был неотделим от загибания пальцев. Пальцы и стали называть первой "вычислительной машиной". На пальцах можно складывать, вычитать и даже умножать. (Например, умножение на 9. Вам нужно узнать, сколько будет 9 * 5. Вы кладёте перед собой две руки, отсчитываете слева пятый палец и загибаете его. Готово: первая цифра произведения 9 * 5 - слева от загнутого пальца, вторая справа. Получился правильный ответ: 45).

Великий переворот в вычислительной технике произошёл с изобретением абака (рис. 1). Даже если вы не слышали этого слова, вы встречали, и не раз, русскую разновидность этого прибора - счёты (рис.2). В разных странах абак выглядел по-разному (доска с линиями, вдоль которых выкладывали камешки; доска с желобками; доска с прутиками, на которые нанизывали костяшки). И ещё надо заметить, что счётные машины были пятиричными, кроме, наших счёт.

Но вычисления с развитием торговли, банковского дела, техники становились всё более трудоёмкими, и мысль о том, чтобы поручить счёт машине оставалась привлекательной. Около 1632 года немецкий учёный Вильгельм Шиккард сконструировал первый в истории счётный механизм. В 1642 году французский математик Блез Паскаль создал свою счётную машину (рис.3). Она умела складывать и вычитать. Этот механизм был прародителем арифмометров (рис. 4), ещё недавно стоявших на столе в учреждениях, где приходилось много считать. В них при счёте вращающиеся колеса зацеплялись друг за друга так, что десяток в каком-либо разряде автоматически превращался в единицу следующего разряда. В 1673 году был создан настоящий арифмометр Вильгельмом Лейбницем. Он умел вычитать, делить и умножать. Затем появилась логарифмическая линейка (рис.5). Линейка очень удобна, считать на ней можно очень быстро, всюду носить с собой, места почти не занимает. Не зря столько веков этот прибор просуществовал, лишь недавно калькуляторы вытеснили логарифмическую линейку.