Микрокалькулятор. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели и задачи урока:

  • Учить использовать микрокалькулятор при выполнении арифметических действий; составлять программу вычислений.
  • Способствовать развитию интереса к предмету.
  • Воспитывать навыки самостоятельной работы; вызывать у учащихся потребность в обосновании своих суждений.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к учебной деятельности.

Здравствуй, друг! Как ты тут?
Я скучал. Ты пришёл! Хорошо!

II. Актуализация прежних знаний.

Решив примеры и заменив полученные ответы соответствующими буквами, вы узнаете, как назывались первые вычислительные машины.

1)

  • 7,2 : 9
  • 0,8 * 3
  • 2,4 + 0,6
  • 3,6 : 6
  • 1 : 2 (палец)
0,8 0,5 2,4 8 3 24 0,6 0,05
П Ц А О Л В Е Н
  • 0,8 : 0,2
  • 0,09 * 100
  • 0,8 : 2
  • 0,25 : 0,01 (абак)
25 40 4 9 0,4 0,9
К М А Б А Р
  •  2 : 5
  • 4,2 + 4,8
  • 1,8 : 3
  • 40 * 0,4
  • 30 * 0,01
  • 8 * 0,2
  • 2,7 : 9
  • 800 * 0,2
  • 1,6 : 0,8
  • 11,8 - 2,8 (арифмометр)
0,3 1,6 22 0,4 60 160 90 2 9 25 0,6 16
М О К А Л Е Б Т Р Н И Ф

Итог: итак, ребята, вы узнали, что к первым вычислительным машинам относились - пальцы, абак, арифмометр.

III. Изучение нового материала.

Историческая справка.

История вычислительной техники началась едва ли не раньше, чем окончательно сформировалось понятие числа. Поэтому в некоторых языках слово "цифра" происходит от слова "палец" - поначалу счёт был неотделим от загибания пальцев. Пальцы и стали называть первой "вычислительной машиной". На пальцах можно складывать, вычитать и даже умножать. (Например, умножение на 9. Вам нужно узнать, сколько будет 9 * 5. Вы кладёте перед собой две руки, отсчитываете слева пятый палец и загибаете его. Готово: первая цифра произведения 9 * 5 - слева от загнутого пальца, вторая справа. Получился правильный ответ: 45).

Великий переворот в вычислительной технике произошёл с изобретением абака (рис. 1). Даже если вы не слышали этого слова, вы встречали, и не раз, русскую разновидность этого прибора - счёты (рис.2). В разных странах абак выглядел по-разному (доска с линиями, вдоль которых выкладывали камешки; доска с желобками; доска с прутиками, на которые нанизывали костяшки). И ещё надо заметить, что счётные машины были пятиричными, кроме, наших счёт.

Но вычисления с развитием торговли, банковского дела, техники становились всё более трудоёмкими, и мысль о том, чтобы поручить счёт машине оставалась привлекательной. Около 1632 года немецкий учёный Вильгельм Шиккард сконструировал первый в истории счётный механизм. В 1642 году французский математик Блез Паскаль создал свою счётную машину (рис.3). Она умела складывать и вычитать. Этот механизм был прародителем арифмометров (рис. 4), ещё недавно стоявших на столе в учреждениях, где приходилось много считать. В них при счёте вращающиеся колеса зацеплялись друг за друга так, что десяток в каком-либо разряде автоматически превращался в единицу следующего разряда. В 1673 году был создан настоящий арифмометр Вильгельмом Лейбницем. Он умел вычитать, делить и умножать. Затем появилась логарифмическая линейка (рис.5). Линейка очень удобна, считать на ней можно очень быстро, всюду носить с собой, места почти не занимает. Не зря столько веков этот прибор просуществовал, лишь недавно калькуляторы вытеснили логарифмическую линейку.

Рис.1

 

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Работа по учебнику.

- Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы (стр. 232-233).

- Объясните, как вводят в микрокалькулятор натуральное число?

- Объясните, как вводят десятичную дробь. Найдите и покажите клавишу с точкой.

- Как выполнить сложение с помощью микрокалькулятора?

- Как выполнить вычитание, умножение, деление?

- Найдите и покажите клавишу умножения, деления, вычитания.

V. Физминутка.

VI. Тренировочные упражнения.

1. Упражнение по вводу натурального числа:

  • 65310
  • 132222
  • 89036
  • 7456123

2. Упражнение по вводу десятичной дроби:

  • 0,23
  • 0,321
  • 5,65
  • 789,23
  • 654,369

3. Составление программ:

1) 156,7 + 218,83

а) Ввести в МК число 156,7;

б) Нажать клавишу ;

в) Ввести число 218,83;

г) Нажать клавишу .

2) (953,54 - 396,41) : 75,8 · 4,12.

4. Выполняем программу:

953,54 396,41 75,8 4,12 30,282.

VII. Закрепление изученного материала.

1. Выполнить №1507 (устно).

2. Самостоятельная работа:

  • 1 вариант - № 1509(а-г), № 1511 (а, д)
  • 2 вариант - № 1509 (д-з), № 1511 (б, г)
  • 3 вариант - № 1509 (и-м), № 1511 (в, ж).

Учитель оказывает индивидуальную помощь. Взаимопроверка.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  1. Какая клавиша обозначает умножение, деление?
  2. На какую клавишу нужно нажать, чтобы очистить табло?
  3. Какой знак вводится в десятичной дроби вместо запятой?

IX. Домашнее задание: №1527, 1528.