Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Единицы измерения длины. 4-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Расширить представления детей о способах измерения длины, формировать у учащихся навыки практического применения полученных знаний.
  • Формировать у детей интерес к изучению математики, познанию окружающего мира.

I. Оргмомент.

Великий русский ученый М.В. Ломоносов писал, что " математику уже зачем учить надо, что она ум в порядок приводит".

- Как вы понимаете эти слова? (:)

- Где в вашей жизни может пригодиться математика? (:)

II. Постановка темы, целей урока.

Действительно, математика окружает нас повсюду. Даже в мультфильмах. Посмотрите отрывок из мультфильма. (Дети просматривают отрывок (начало) из мультфильма "38 попугаев. Как измерить удава")

- О чем задумался удав? (как измерить рост)

- Что нам нужно вспомнить, повторить, чтобы измерить рост удава?

- Какая будет тема урока? (Единицы измерения длины)

- Какие поставим цели на урок? (:)

III. Актуализация знаний.

- Выберите среди предложенных единиц только единицы измерения длины. (На доске карточки)

кг ц м т км га дм г мг см мм

(Дети убирают лишние карточки, на доске остаются только карточки с обозначением единиц длины)

- Какая единица измерения самая маленькая? Самая большая?

- Расположите единицы измерения длины в порядке возрастания.

(мм см дм м км)

Расположите в порядке возрастания следующие числа:

6см 1мм 604мм 6дм 4см 1м 64см 1кг 604г

(Дети записывают числа в тетрадь, замечают, что число 1кг 604 г "лишнее")

- Что среди окружающих нас предметов может быть такой длины?

(Например, 6см 1мм - длина карандаша, кусочка мела :)

Какой единицей можно воспользоваться, чтобы измерить:

а) расстояние от Савино до Карагая?

б) высоту нашей школы?

в) толщину книги?

г) длину забота вокруг школы?

д) длину удава?

- Где можно узнать о длине удава? (Посмотреть в энциклопедии)

(Те дети, которые заинтересуются, какой может быть длина удава, могут посмотреть в энциклопедии)

- От чего зависит выбор единиц измерения? (Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя делают вывод)

Физкультминутка

IV. Работа над темой урока.

1. Упражнение в переводе единиц измерения из одной в другую.

-Помните, как измерили рост удава герои мультфильма? (Просмотр окончания мультфильма "38 попугаев")

- Чему оказался равен рост удава? (Рост удава = 38 попугаев = 5 мартышек = 2 слоненка)

- Почему попугаев получилось больше? (:)

- Чтобы узнать в действительности размер этих животных - героев мультфильма - я обратилась к энциклопедиям. Вот что я узнала. Рост животных может быть таким:

  • Удав: 4м 5дм (длина)
  • Попугай: 233 мм (длина туловища)
  • Мартышка: 5дм 2см (длина туловища)
  • Слоненок: 900мм (высота) (Эти данные появляются на доске)

(Организация работы в группе)

Задание для работы в группе:

1) Узнайте, во сколько раз высота слоненка меньше длины удава.

2) Сами составьте задачи, используя данные о размерах животных.

(После работы в группах учащиеся предлагают другим детям составленные ими задачи для решения)

2. О значении измерений в жизни.

- Приведите примеры, где в жизни мы имеем дело с единицами измерения длины. (:)

Конечно, нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений. Уже в глубокой древности люди измеряли. Только единицы измерения были другие.

3. Работа с текстом "Старинные меры длины".

- Прочитайте текст о том, как измеряли в старину. Возьмите в руку ручку. Если в тексте встретите знакомую вам информацию, поставьте знак +. Если узнаете что-то новое - знак -. Если что-то надо уточнить - знак !

(Самостоятельная работа детей с текстом)

Текст.

Для того чтобы произвести измерение, издавна люди использовали свои части тела: руки, пальцы, ступни ног.

На Руси для измерения длины часто использовали локоть. Локоть - это расстояние от конца среднего пальца до согнутого локтя. Пользовались и пядью.

В земельных работах использовали сажени. Их было несколько. Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук. Косая сажень - расстояние от подошвы ноги до конца большого пальца вытянутой вверх противоположной руки.

- Что из того, что прочитали, вы уже знали ранее? (:)

- Что узнали из текста новое? (:)

- Что вам надо уточнить, чтобы стало понятно? (:)

- О каких старинных мерах измерения узнали?

Физкультминутка.

- С помощью своих частей тела покажите локоть, пядь, маховую сажень, косую сажень.

- Какую меру затруднились показать? (пядь)

- Где можно узнать, что это за мера? (В словарях, от взрослых,:)

(дети работают со справочной литературой или спрашивают у взрослых)

- Так что такое пядь? (:)

4. - В ряду современных единиц измерения определите место для старинных мер.

(В ряду современных единиц измерения появляются старинные единицы измерения длины)

- Что можно сейчас измерить старинными мерами?

5. Практическая работа. (Работа в группах)

- Измерить длину нити в локтях.

- Какой длины нить? (:)

- Я тоже произвела измерения. У меня получилось...

- Почему числа получились разные? (:)

- Как вы считаете, удобно ли пользоваться локтем при измерениях? (:)

- Измерьте длину стола крышки пядью.

- Чему равна длина стола? (:)

(С помощью вопросов учителя учащиеся формулируют вывод)

- Когда можем мы воспользоваться старинными мерами?

V. Подведение итогов урока.

- О каких мерах измерения длины вспомнили? О каких узнали?

- Какие цели ставили на урок?

- Удалось ли нам достичь поставленной цели? <