Проблемы оценивания результатов проектной деятельности учащихся (из выступления на круглом столе учителей химии г. Москвы)

Разделы: Химия, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Проектная деятельность учащихся все чаще встречается в процессе изучения естественных наук в школе. Современный учитель осознает, что через проект можно раскрыть творческий потенциал ребенка, повысить уровень интереса к предмету, показать ученику межпредметную связь, создать условия для личностно-ориентируемого обучения. Выходя на такую форму работы, учитель, конечно,  знакомится со структурой проекта, особенностями реализации каждого этапа, старается рекомендовать ребенку темы и виды проектов согласно его возрастным особенностям. Но, даже проработав массу теоретического материала, на практике обязательно вскрываются «подводные камни» проектного обучения, и один из них это место и роль оценивания результатов проектной деятельности участника проекта.

Нужна ли вообще оценка проекта? По опросу достаточного числа респондентов, мы приходим к ответу – да. Тогда возникает цепочка вопросов: ЧТО ОЦЕНИВАТЬ, КОГО ОЦЕНИВАТЬ, КОМУ ОЦЕНИВАТЬ, КАК ОЦЕНИВАТЬ?

Итак, оцениваем мы результат проектной деятельности. Это может быть реферативная работа, спектакль, разработка игры, мультимедийная презентация и многое другое. Мы хотим выразить отношение к продукту и коллективу авторов, создавших этот продукт. И вот здесь наступает противоречивый момент: одна группа экспертов утверждает, что надо всех оценить одинаково и максимально поощрить, ведь авторы делали проект, а каков результат это уже не важно. Другая группа предлагает оценивать по качеству результата и практической значимости проекта. Вроде бы, аргументированная точка зрения – зачем уравнивать всех, если вклад в работу был разный, да и презентация результатов тоже бывает различного уровня – одни авторы творчески подходят к вопросу представления продукта проекта, а другие формально. Помощь в решении этой проблемы могут оказать критерии оценки проекта, которые должны быть разработаны и доведены до сведения авторов до начала работы над проектом.

Кто может войти в экспертную группу и принять участие в оценивании? Мне видится, что в идеале экспертная группа должна быть смешанной, в нее должны входить и педагоги, и сверстники, и могут родители. Тогда в итоге мы получаем наиболее объективный результат оценивания. Это очень важно для ребенка – не занизить, но и не завысить оценку. Выполняя проект, ученик овладевает умениями и навыками, необходимыми для дальнейшей его социализации. Если оценку его труда занизить, то мы можем зародить в нем неуверенность в собственных силах, а если завысим?.. Сколько разочарований испытывает потом ученик, которому за старание, а не за знания и умения ставили высокий балл, сколько проблем у него возникает при дальнейшей учебе, из-за этой, казалось бы, незначительной поблажки. Как мы знаем, к сожалению, во взрослой жизни за просто так ничего не бывает. И чтобы  не слышать в свой адрес упреки: «Что ж Вы мне раньше не говорили?», задача руководителя проекта научить ребенка грамотно решать поставленную задачу, честно и предельно самостоятельно добиваться результатов, выбирать наиболее выигрышную форму презентации.

Оценивание всегда трудный этап. Но это неотъемлемая часть проектной деятельности. Ребенка надо отметить, оценить, помочь правильно и адекватно провести самооценку, провести систематизацию и коррекцию приобретенных навыков. Ребенок развивается, а «Развитие и познание может идти через рассуждение – это благородно, подражание – это легко, опыт – это горько…» (Конфуций). Проект – это опыт; и учитель должен сделать так, чтобы «горечь» опыта была минимальна, а положительный эффект максимальным.

Приложение

Примерный перечень вопросов при создании критериальной базы

  • Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
  • Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • Практическое использование предметных и  общешкольных ЗУН;
  • Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
  • Степень осмысления использованной информации;
  • Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
  • Владение рефлексией;
  • Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Примерный вариант анкеты для участников дискуссии

Уважаемый участник круглого стола!

Заполните, пожалуйста, данную анкету для создания более полной картины состояния оценочной системы результатов проектной деятельности учащихся. Для этого необходимо выбрать один из предложенных ответов или вписать свой вариант. Ваше мнение для нас, организаторов круглого стола, очень ценно.

1. Нужна ли оценка результатов проекта?

– да
– нет

2. Если Вы оцениваете результаты проектной деятельности разных авторов, то придерживаетесь следующего убеждения:

– оцениваю всех по номинациям так, чтобы каждый проект получил положительную оценку;
– оцениваю все проекты на «5», так как все работали;
– оцениваю только лучшие проекты;
– оцениваю согласно качеству выполненного проекта, поэтому оценки могут быть разные
– другое_______________________________________

3. Если учебный проект является межпредметным, то отметка выставляется:

– только на один предмет;
– на все предметы, задействованные в проектной работе;
– выбирается предмет для выставления отметки по договоренности, с учетом вклада участника  в результат проекта;
– я против выставления отметок за проект
– другое_______________________________________

4. Есть ли в Вашем учебном учреждении критерии оценки результатов проектной деятельности учащихся?

– да
– частично
– нет

БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ!

Литература в помощь учителю:

Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. Дендебер С.В., Ключникова О.В. – М.: 5 за знания, 2007 – с.с.  65-90