Урок по истории и культуре Башкортостана "Композитор Рим Хасанов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомление  с творчеством заслуженного деятеля искусств Башкортостана композитора Р.Хасанова;
  • воспитание патриотических чувств, интереса к музыкальному искусству родного края;
  • развитие музыкального слуха, эстетического вкуса.

Оборудование: презентация (Приложение 1), компьютер, проектор, тексты песни «Уфа – жемчужина Урала» на партах у каждого учащегося, заранее подготовленные цветные листы с изображением гор, картинки «солнышко», облачко с солнышком», «тучка», клей-карандаш.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Вход под музыку «Кони в тумане», слова и музыка Рима Хасанова. (Приложение 1. Слайд 1)

– Добрый день, уважаемые мои ученики! Добрый день, уважаемые гости!
Сегодня я хочу посвятить наш урок одному из самых красивых и любимых всеми жанру искусства – музыке. На уроке мы познакомимся с творчеством заслуженного деятеля искусств Башкортостана, композитором Римом Хасановым. Цель этого  урока – пробудить у вас интерес к музыке родного края, чтобы музыка Рима Хасанова была узнаваема вами.  А в конце вы мне скажете, добились ли мы этой цели.

2. Проверка домашнего задания.

– Как вы понимаете значение слова искусство?
Искусство  – образное осмысление действительности; процесс или итог выражения    внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
– Кроме музыки, какие ещё виды искусства вы знаете?

  • Музыка
  • Изобразительное искусство
  • Кино
  • Театр
  • Балет

– О каком виде искусства мы говорили на прошлом уроке?
– С именами каких башкирских художников познакомились?
– Кто сможет назвать их произведения?

3. Работа над темой урока.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о композиторах. Ребята, кто знает кто такой – композитор? Что он делает? (Ответы детей).
Компози?тор (лат. compositor «составитель») – автор музыкальных произведений; человек, сочиняющий (пишущий) музыку.

Рассказы обучающихся о композиторах (Приложение 1)

  • Загире Исмагилове (Слайд 2)
  • Салавате Низамутдинове (Слайд 3)
  • Альбине Имаевой (Слайд 4)
  • Риме Хасанове (Слайд 5)

Рассказ учителя с использованием презентации.

Рим Махмутович Хасанов родился 9 марта 1947 года в России, в Благоварском районе БАССР, в селе Языково. Уже в 6 лет Рим освоил игру на отцовской скрипке, затем научился играть на гитаре, баяне, трубе, балалайке. С детства писал и исполнял свои песни.
Окончив в 1973 году класс композиции уфимского Института искусств, полтора года отслужил в Советской Армии, где написал несколько песен, впоследствии ставшими популярными. Это "Юкка тугел" и "Кышкы романс". Пять лет  заведовал музыкальной частью Башкирского академического театра драмы им. М.Гафури, что и предопределило дальнейшее его творчество.
Он написал произведения для симфонического оркестра, камерно-инструментальные мелодии, песни для хора, множество вокальных произведений, музыку для театра, радио и кино («Всадник на золотом коне», Мосфильм).
В 1979 году на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета состоялась премьера его балета «Легенда о курае», созданного по мотивам башкирской народной сказки.
Последнее время Р.Хасанов  живёт и творит в Москве. За это время им написано много музыки: песни, инструментальные пьесы.
Композитор сотрудничает с  известной певицей Алсу с самого начала ее певческой карьеры. В настоящее время это широко одаренный человек работает над инструментальной музыкой для детей, начал писать цикл песен на стихи поэта Ивана Переверзина.

4. Работа по учебнику

Чтение текста на стр.166-167.

Дополнение к прочитанному тексту:

Красавица Ай и богатырь Алтындуга, дети вождей двух дружественных народов Южного Урала, полюбили друг друга. Однако на пути их любви встают правитель царства зла Катил-Бадша и колдунья Мясекай, которые обманом ссорят народы Ай и Алтындуги, таким образом облегчив для себя их завоевание.

Беседа по содержанию:

– Кто такой Рим Хасанов?
– Где и когда он родился?
– Где получил музыкальное образование?
– Что легло в основу его балета «Легенда о курае?»
– Музыку к какому фильму написал Рим Хасанов?

5. Слушание музыки Рима Хасанова.

– В тексте учебника автор почти не указал названия песен, написанных Римом Хасановым. Но, тем не менее, многие его песни являются хитами башкирской и татарской эстрады.

– Сейчас мы прослушаем песню на слова Ш.Галиева «Кынгыраулы мактап йылдары»(«Школьные годы»),  в исполнении Фидана Гафарова. И вам такое задание: рассказать, что представляется, слушая эту музыку?

– Поняли ли вы содержание этой песни?
– Каков характер этой музыки? (Музыка весёлая, летящая, стремительная, задорная, звенящая)
– Как вы догадались, что это песня про детство, про школьные годы? (По характеру музыки)

– А сейчас мы услышим две замечательные песни Рима Хасанова о городе Уфа, о том какие чувства связывают его с этим городом. Первая песня прозвучит в исполнении популярной эстрадной певицы Алсу. Сначала она звучит на башкирском языке, затем на русском. Песня называется «Уфа юкаларе». Кто знает, что означает в переводе с башкирского это название? («Уфимские липы»)
– На эту песню был снят видеоклип. Представляю его вашему вниманию. Обратите внимание, какие достопримечательности города Уфы показаны в этом ролике.

Просмотр видеоклипа.

– Понравилась вам песня? О чём она? Какие чувства вы испытывали при прослушивании? Каков характер музыки? (Эта песня о любви. Характер музыки лёгкий, светлый. И чувства возникают такие же нежные, как эта песня.)
– Какой башкирский народный инструмент прозвучал в конце этой песни?
– Какие достопримечательности города увидели? (Театр драмы имени М.Гафури, Театр оперы и балета, Памятники Салавату Юлаеву, Ленину, А.Матросову, Вечный огонь, Монумент Дружбы, мост через реку Белую, мечеть, церковь).
– А теперь послушайте ещё одну песню, тоже связанную со столицей нашей Республики. Песня «Моя Уфа – жемчужина Урала», на слова Расиха Ханнанова, прозвучит в исполнении пока ещё малоизвестной, начинающей, оперной певицы Светланы Атангуловой (Приложение 1. Слайд 6).

Прослушивание песни.

– Понравилась ли вам песня?
– Похожа ли она на предыдущую? О чём она?
– Какие чувства вы испытали при слушании?
– Каков характер музыки?
– Каким предстаёт перед нами город Уфа?

(Ответы обучающихся).

– Эта песня о любви к родному городу. Его называют жемчужиной Урала, цветком в венке российских городов. Характер музыки напевный, мелодичный, гордый, воспевающий, патриотичный.  Возникает чувство любви и гордости за столицу нашей Республики Башкортостан.

– Эту песню называют гимном города Уфы.
– Прочитайте слова этой песни выразительно по четверостишиям.

Далеко вокруг виден город мой,
Рядом плещут волны Агидели.
От Уральских гор стаи облаков
Музыкою нежной долетели.

Припев.

Моя Уфа – жемчужина Урала,
Цветок в венке российских городов!
С тобою вместе юность расцветала,
И чтоб воспеть тебя не хватит слов.

Мимо нас года чередой бегут.
Только ты, мой город, всё моложе.
Вечен город мой, я горжусь, что тут
И мои следы остались тоже.          

Припев.

– А теперь исполним эту песню вместе со Светланой Атангуловой.

Исполнение песни учащимися (можно стоя).

6. Итог урока

– Наш урок подходит к концу. Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? 
– Достигли ли мы этой цели?
– Что вы узнали о композиторе Риме Хасанове?
– С какими его песнями познакомились?

7. Домашнее задание

Выучить слова песни «Уфа – жемчужина Урала».
Нарисовать рисунок по представлению по мотивам прослушанных на уроке песен (по желанию).

8. Рефлексия

– Сегодня мне было интересно с вами на уроке. А насколько интересно было вам, я сейчас узнаю. У вас на партах лежат цветные листы. Если вам урок понравился, вы, действительно почерпнули для себя много нового, заинтересовались музыкой родного края – приклейте на фоне гор «солнышко». Если не очень интересно было на уроке и вы в какой-то момент заскучали или что-то осталось для вас непонятным – вы можете приклеить «солнышко, выглядывающее из-за тучки». Ну а если совсем ничего не понравилось и вас не заинтересовала музыка Рима Хасанова – приклейте «тучку».
А теперь на этих же листах напишите отзыв о музыке Рима Хасанова. 

В конце урока учитель зачитывает отзывы детей, вывешивает листы на доску.