Рейтинг@Mail.ru

Решение расчетных задач по курсу общей и неорганической химии. 9-й класс

Разделы: Химия


Учебно-методический план

№ п\п Название темы Всего часов Из них Форма проведения Образовательный продукт
лекции практики
1. Протекание химических реакций. 2 1 1 Лекция, устная беседа, самостоятельная работа. Уметь характеризовать химическую реакцию, составлять термохимическое уравнение, решать расчетные задачи на закон Гесса и следствия из него; составлять конспект.
2. Скорость химической реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. 4 2 2 Лекция, лабораторная беседа, устная беседа, самостоятельная работа, Уметь сравнивать и анализировать при выполнении экспериментальных работ скорость гомогенных и гетерогенных реакций, выполнять расчеты на нахождение скорости химической реакции, делать выводы.
3. Факторы влияющие на скорость химической реакции: влияние концентрации реагирующие веществ на скорость реакции. 3 1 2 Лекция, устная беседа, самостоятельная работа Экспериментально изучить , как влияет на скорость той или иной реакции концентрация реагированных веществ, кинетические уравнения, используя законы действующих масс.
4. Влияние температуры на скорость реакции. Правило Вант-Гоффа. 2 1 1 Лекция, беседа, самостоятельная работа. Уметь решать расчетные задачи на нахождение скорости реакции с использованием закона действующих масс и Правилом Вант-Гоффа.
5. Катализ и катализаторы. 4 3 1 Лекция, семинар, беседа, творческие сообщения учащихся, лабораторная работа, групповая работа. Экспериментально анализировать и сопоставлять влияния различных катализаторов и ингибиторов на скорость химических реакций; уметь вести диалог, дискутировать на тему: «значение катализаторов и ингибиторов в природе и жизни человека; составлять конспекты, делать выводы.
6. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. 2 1 1 Лекция, беседа, групповая беседа. Уметь объяснять принцип Ле-Шателье на конкретных примерах; делать выводы о смещение химического равновесия в обратимых реакциях при изменении температуры, давления, концентрации.
7. Закон А.Авогадро. Молярный объем и относительная плотность газов. Уравнения Менделеева-Клапейрона 2 1 1 Лекция, беседа, самостоятельная работа, работа в группах. Разработка и внедрение алгоритмов решения расчетных задач, составление конспекта.
8. Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества. 2 1 1 Лекция, беседа, самостоятельная работа, групповая работа. Отработка всех алгоритмов решения расчетных задач на вывод молекулярной формулы вещества по заданным массовым долям химических элементов в нем; вывод молекулярной формулы вещества с использованием уравнения Менделеева-Клапейрона; составление конспекта.
9. Решение задач по термохимическим уравнениям. Закон Гесса и следствия из него. 3 1 2 Лекция, беседа, самостоятельная работа, групповая работа. Составлением конспекта, решение задач, используя все алгоритмы решения по данной теме.
10.   3 1 2 Лекция, беседа, лабораторная работа. Отработка и закрепление решения задач данного типа, составление конспекта.
11. Решение задач по химическим уравнениям, если известно практический выход продукта реакции. 2 1 1 Лекция, беседа, лабораторная работа. Отработка и закрепление решения задач данного типа, составление конспекта.
12. Решение задач по химическим уравнениям, если вещество взять с примесью. 2 1 1 Лекция, беседа, лабораторная работа. Отработка и закрепление решения задач данного типа, составление конспекта. Умение работать в группе, делать выводы.
13. Решение задач по теме «Электролиз». 3 1 2 Лекция, беседа, лабораторная работа, самостоятельная работа; творческие сообщения и презентации учащихся. Умение проводить эксперимент по исследованию свойств металла. Их взаимодействие с кислотами и солями; составлять конспекты, делать выводы, анализировать. Знать сущность электролиза солей на растворимых и инертных электродах; составлять уравнения электролиза.
Всего: 34 часа.

Поурочное планирование Элективного курса: «Решение расчетных и экспериментальных задач по общей и неорганической химии». «Химическая кинетика». 

№ п\п Раздел и тема урока. Количество часов
1. Путь протекания химической реакции. Активированный комплекс. Энергия активации. 1
2. Тепловой эффект реакции. Закон Гесса и следствия из него. 1
3. Скорость химической реакции. 1
4. Гомогенные и гетерогенные системы. Определение скорости реакции – лабораторная работа. 1
5. Методы определения скорости реакции - лабораторная работа. 1
6. Решение задач на определение скорости реакций. 1
7. Факторы, влияющие на скорость химической реакции – лабораторная работа. 1
8.- 9. Закон действующих масс. Кинетические уравнения. 2
10. Катализ. Катализаторы. 1
11. Механизм влияния катализатора на скорость химической реакции. 1
12. Виды катализа. Ингибиторы – лабораторная работа. 1
13. Значение катализаторов, ингибиторов в природе и жизни человека. 1
14. Влияние температуры на скорость химической реакции. 1
15. Решение расчетных задач на скорости нахождения реакции с использованием закона действующих масс и правилом Вант-Гоффа. 1
16. Обратимые реакции. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. 1
17. Условия смещения химического равновесия. Влияние температуры, давления, концентрации на химическое равновесие. 1
18. Закон Авогадро и следствия из него. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Уравнения Менделеева-Клапейрона. 1
19. Решение задач – самостоятельная работа. 1
20. Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества по известным массовым долям химических уравнений в нем. 1
21. Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества с использованием уравнения Менделеева-Клапейрона. 1
22. Тепловой эффект реакции. Термохимическое уравнение. 1
23. Закон Гесса. I и II следствия из него. 1
24. Решение задач по термохимическим уравнениям на нахождение теплового эффекта реакции. Самостоятельная работа. 1
25. Решение задач по химическим уравнениям, если одно из веществ взято в избытке. 1
26. Ионные уравнения. Реакции ионного обмена, идущие до конца. 1
27. Лабораторная работа. Химические свойства неорганических соединений с точки зрения ТЭД. 1
28. Решение задач по химическим уравнениям с использованием понятия «практический выход вещества». 1
29. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций по теме «Специфические свойства серной и азотной кислот» - лабораторная работа. 1
30. Решение задач по химическим уравнениям, если вещество содержало определенное количество примесей. 1
31. Массовая доля вещества. Объемная доля. Молярная концентрация. 1
32. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов. 1
33. Лабораторная работа. Исследование взаимодействия металлов с кислотами и солями. 1
34. Электролиз расплавов и растворов солей – одно из способов получения металлов. 1

Программа элективного курса «Решение расчетных экспериментальных задач по общей и неорганической химии».

Закон Авогадро, следствия из него. Относительная плотность газов. Уравнения Менделеева-Клапейрона. Закон Гесса и следствия из него. Экзотермические и эндотермические реакции. Стандартные условия. Химические уравнения.. Составление окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Эмпирическая формула. Молярный объем газов. Массовая доля вещества. Объемная доля вещества. Молярная концентрация реакции ионного обмена. Выход продукта реакции. Электролиз. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов. Особенности азотной и серной кислот.

Самостоятельные работы:

  1. решение задач на вывод молекулярной формулы вещества;
  2. решение задач на тепловой эффект реакции; составление термохимических уравнений;
  3. Составление окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса;
  4. Составление ионных уравнений реакций;
  5. Решение задач по химическим уравнениям, если известен практический выход вещества ( если одно вещество взято в избытке), (если вещество взято с примесями);
  6. Решение задач по теме «Электролиз»; каких, оставление уравнений электролиза, солей на инертных и растворимых электродах;

Лабораторные работы:

  1. исследования химической активности металлов при взаимодействии их с кислотами и солями;
  2. исследование химических свойств различных классов неорганических веществ; оксидов, оснований, кислот, солей с точки зрения теории диссоциации и электронной теории;
  3. исследование электролиза растворов различных солей и оснований;

Программа элективного курса «Химическая кинетика».

Химия – наука о веществах и законах, которым подчиняются превращения веществ. Энергия активации. Путь протекания химической реакции. Промежуточный активированный комплекс. Скорость химической реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Методы определения скорости реакции. Катализ, катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ингибиторы. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: температура, давление, концентрация. Концентрация реагирующих веществ. Константа скорости. Закон действующих масс. Кинетические уравнения реакции. Температурный коэффициент. Правило Вант-Гоффа. Обратимые реакции. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. Условия смещения химического равновесия. Константа равновесия.

Лабораторные условия:

    1. исследование химической реакции. Определение скорости реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции;
    2. исследование зависимости скорости химической реакции от различных факторов: концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора, природы реагирующих веществ, площади поверхности их соприкосновения.

Самостоятельные работы:

  1. решение задач на нахождение скорости химической реакции;
  2. решение задач на нахождение теплового эффекта реакции, составление термохимических уравнений.
  3. решение задач на применение закона действующих масс и правило Вант-Гоффа.

Литература для учителя:

  1. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреев Л.Л. химия для старшеклассников и поступающих в вузы : Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты: Учебное пособие . – М.: Дрофа, 2004.
  2. Лидин Р.А., Якимов Е.Е., Вотинова Н.А. Химия 8-9 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Задачи, вопросы и упражнения по химии 8-11 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
  4. Фишер Х. Практикум по общей химии. Ч.1: Общая и неорганическая химия \ перевод с немецкого. – Новосибирск: Наука, 1996.
  5. Практикум по общей и неорганической химии \ под редакцией Н.Н. Павлова, В.И. Фролова. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Коровин Н.В., Мингулина Э.И., Рыжов Н.Г. Лабораторные работы по химии. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1998.
  7. Слета Л.А. Химия: справочник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  8. Зайцев О.С. Исследовательский практикум по общей химии. – М.: Издательство МГУ, 1994.
  9. Демонстрационные опыты по общей и неорганической химии: учебное пособие для студентов вузов \ Д.Б.Степин, Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк, Е.В.Савинкина. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  10. Леенсон И.А. Химические реакции: Тепловой эффект. Равновесие, скорость. – М.: Астрель, 2002.

Литература для учащихся:

  1. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреев Л.Л. химия для старшеклассников и поступающих в вузы: Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Лидин Р.А., Якимов Е.Е., Вотинова Н.А. Химия 8-9 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Задачи, вопросы и упражнения по химии 8-11 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
  4. Фишер Х. Практикум по общей химии. Ч. 1: Общая и неорганическая химия \ перевод с немецкого. – Новосибирск: Наука, 1996.
  5. Практикум по общей и неорганической химии \под редакцией Н.Н. Павлова, В.И. Фролова. – М.: Дрофа, 2002.