Портфолио ученика как система оценивания достижения требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения

Разделы: Классное руководство


“Оценка – это правильное кровообращение,
без нее неизбежны застой и болезненные явления”.

Н.Островский

Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.

Задачи:

  1. Познакомить с системой оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС второго поколения.
  2. Показать взаимосвязь структуры портфолио ученика и достижения требований стандарта к результатам обучающихся (личностным, метапредметным, предметным).
  3. Выявить и проанализировать проблемы использования портфолио с точки зрения оценивания процесса образования и его результатов.
  4. Дать рекомендации родителям по организации ведения портфолио.

Форма проведения собрания: обучающий семинар.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Анкетирование учащихся и родителей по теме собрания.
  2. Выставка портфолио и работ учащихся (резюме, автобиографий, самоанализов по итогам предыдущего учебного года).
  3. Подготовка видеоролика “Портфолио класса” (по итогам работы в 2009-2010 учебном году).
  4. Подготовка памятки для родителей по организации ведения портфолио.
  5. Сочинение учащихся “Ода портфолио”.

Ход собрания

Родительское собрание проходит в кабинете, который закреплен за классом. Собрание начинается с экскурсии родителей по выставке портфолио и работ учащихся (представленных с разрешения самих учащихся), классный руководитель знакомит с целями, временем проведения того или иного вида представленных работ, дает комментарии, отвечает на вопросы родителей.

Выступление классного руководителя по теме собрания.

Процесс оценивания может осуществляться в виде количественного показателя (отметка, баллы) и качественного показателя (словесное высказывание о процессе и результате работы, эмоциональная реакция). Оценка достижения требований стандарта сводится к оценке достижения требований планируемых результатов. Нормативной основой при определении объекта, содержания и методов оценки достижения требований стандарта к результатам основного общего образования служат совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и направленных на

  • оценку состояния и тенденций развития системы образования;
  • оценку эффективности деятельности образовательных учреждений;
  • индивидуальную оценку образовательных достижений школьника;
  • планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования.

При итоговой оценке освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность навыков выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составляющие:

  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Результаты итоговой оценки выпускников, освоивших основную образовательную программу основного общего образования, включающие результаты промежуточной аттестации, обучающихся и государственной (итоговой) аттестации используются для принятия решения о выдаче обучающемуся документа об основном общем образовании.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся:

  • ценностные ориентации обучающегося;
  • индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают учащимся возможность эффективно управлять своей учебной деятельностью, способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, ответственности за их результаты.

Таким образом, традиционная система оценки, ориентированная в основном на контроль и проверку полученных знаний и умений, в стандартах второго поколения трансформируется в систему, направленную на управление учебным процессом и обеспечение его качества.

Такой системой оценки образовательных достижений обучающихся является портфолио. Основное назначение портфолио в период предпрофильной подготовки – это накопление документальных подтверждений того, что ученик может обоснованно претендовать на занятие места в классе с определенным профилем обучения. Портфолио в системе профильного обучения служит для накопления документальных свидетельств успешности школьника по выбранному профилю обучения, обеспечивая ему рейтинговое место в группе одноклассников либо соискателей конкурсного места в ВУЗе. Портфолио ученика представлено двумя составляющими: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть отражает уровень достижений академических знаний обучающегося, определенных ФГОС и уровнем образования в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией обучающегося. Вариативная часть портфолио ученика представляет собой портфолио внешних достижений и портфолио личностного развития.

Портфолио внешних достижений состоит из трех блоков – портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов. Основное назначение каждого из этих блоков заключается в накоплении документальных данных, свидетельствующих об успешности во внеучебной деятельности школьника и динамике ее развития.

Портфолио личностного развития – это изучение школьником особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств личности обучающегося.

Таким образом, представленная выше структура портфолио ученика является системной оценкой достижения требований к результатам обучающихся (личностным, метапредметным, предметным), освоивших основную образовательную программу основного общего образования.

Показ видеоролика “Портфолио класса” (по итогам работы за 2009-2010 учебный год) как свидетельство успешности работы по проекту “Портфолио” в классе.

Знакомство родителей с сочинениями учащихся “Ода портфолио”. Анализ классным руководителем сочинений учащихся.

Результаты анкетирования. Классный руководитель знакомит родителей со статистикой по теме собрания.

Подведение итогов собрания. Рефлексия. Классный руководитель дает рекомендации родителям по ведению портфолио; предлагает заполнить анкеты (обратная связь).

Список использованной литературы

  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Средняя и старшая школа. 5-11 классы. + Новые собрания. М.: “ВАКО”, 2005, 256 с.
  2. Инновации в обучении и воспитании как основа повышения качества образования./ Материалы первой городской отчетной конференции городских сетевых инновационных площадок. – Екатеринбург: МУ ИМЦ “Екатеринбургский Дом Учителя”, 2010. – 168с..
  3. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Гайтукаева И.Ю. Юдина И.Г. Живая оценка: Прграмма “Портфолио в школе” / Е.В.Меттус. – 3-е изд., стереотипное – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2009. – 272 с.
  4. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. Пособие / З.М. Молчанова, А.А.Тимченко, Т.В. Черникова; Под рнд. Т.В. Черниковой, – 2-е изд. Стереотипное – М.: Глобус, 2007. – 128 с.
  5. http://www.imc-eduekb.ru

Приложение