Веселый праздник Масленица

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цели: Знакомство и раскрытие для детей эмоционально-смыслового содержания обряда встречи и проводов Масленицы.

Задачи:

  • показать, что в музыке И.Ф.Стравинского, также как в картинах Б.М.Кустодиева, множество самых разнообразных контрастных деталей соединяются в единую, цельную музыкальную картину праздника;
  • учить детей анализировать и размышлять о музыке и живописи;
  • развивать эмоционально-образное восприятие музыки;
  • воспитывать любовь к народным традициям;
  • развивать вокально-хоровые навыки и навыки ритмических импровизаций;
  • закреплять навыки музыцирования.

Музыкальный материал:

  • "Полька" нар. мелодия (фрагмент)
  • "Плясовая" рус. нар. мелодия (фрагмент)
  • "Русская" из балета "Петрушка" И .Ф.Стравинский
  • "Гори-гори, ясно" упражнение (для дикции и артикуляции)
  • Попевка "Ди-ли - динь".
  • "Блины" русская народная песня

Методическая литература:

  1. Программа "Музыка" под руководством В.В. Алеева, Т.Н. Кичак1-4 кл.,
  2. Нотная хрестоматия к программе по музыке и методические рекомендации для учителя 1кл, под руководством В.В. Алеева, Т.Н. Кичак1-4 кл.,
  3. Учебники "Музыка" 1 кл, под руководством В.В. Алеева, Т.Н. Кичак.

Оборудование: текстовые плакаты, Компьютер, экран. Стол с русскими народными инструментами.

Словарь: Борис Михайлович Кустодиев, Игорь Фёдорович Стравинский, балаган, ритмический рисунок, "шуршунчики" (по методике Карла Орфа)

Наглядный материал: масленица, чучело, балаган, песни, пляски, Борис Михайлович Кустодиев, Игорь Фёдорович Стравинский. Эмоции лица (физиогномика) в рисунках: бурная радость, грусть, плохое настроение, безразличие, веселье, плохое самочувствие. Игрушка бибабо Петрушка.

Раздаточный материал в лотках на каждого ученика: деревянные палочки , "шуршунчики" , таблица эмоциональных состояний , цветные полоски по 5-6 цветов, солнышко.

Ход урока

1. Организационный момент - вход.

Звучит народная музыка "Полька". Дети входят в класс, с окончанием музыки останавливаются возле своих мест-стульев.

Музыкальное приветствие (Пальчиковая речевая игра)

Учитель:-

Здравствуй, небо голубое! (показывает "небо")
Здравствуй, солнце золотое! (показывает "солнце")
Здравствуй, Утро! (жест вправо)
Здравствуй, День! (жест влево)
Мне здороваться (кладёт руки на грудь)
не лень. (разводит руки в стороны)

Приветствие: Здравствуй ребята. Здравствуйте учитель.

2. Основная часть.

Звучит русская народная музыка "Плясовая" (на фоне музыки)

Учитель:

Масленица! Масленица!
Едет Масленица дорогая,
Наша гостья годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных.

Учитель на доске помещает большой круг с надписью Масленица Учитель:- Сегодня на уроке мы познакомимся с праздником Масленицей. А может кто-то из вас знает и расскажет нам, что же это за праздник Масленица? Чему посвящен этот праздник?

Ответы детей.(3 ученика)

Учитель:- Масленица или проводы Зимы- один из ярких праздников на Руси.

Масленица - разгульный народный праздник. Давным-давно это был праздник, посвященный богу Солнца - Яриле.

Здравствуй, солнце Красное! (показывает "солнце")
Здравствуй, небо ясное! (показывает "небо")
Видно, Зимушка-Зима
Скоро кончится сама! (разводит руки в стороны)

Праздник Масленица посвящен Проводам зимы и Встрече весны.

Учитель на доске помещает круг с надписью Блины

Самое главное блюдо- это блины. Считалось плохой приметой на столы в Масленицу не подать блины - это значит, год будет неурожайный, солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным. Не все люди верили в приметы, но блины пекли всегда.

Блин - круглый, горячий, масленый - олицетворял весеннее Солнышко: Была традиция делиться блинами с родными, близкими людьми и соседями.

Учитель: Масленица длилась целую неделю, каждый день в народе имел свое название.

Понедельник - встреча Масленицы.

Учитель: Главный атрибут Масленицы чучело Зимы.

В понедельник, первый день всем селом делали куклу из соломы -чучело Зимы, надевали на неё старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили с почестями по всей округе в санях.. Затем ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

Песни, которые поют в день "встречи", отличает жизнерадостный.

С чучелом Зимы веселятся всю неделю.

Учитель на доске помещает круг с надписью Песни

Учитель: четверг - широкая Масленица

Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

В этот день устраивались балаганы

Учитель на доске помещает круг с надписью Балаган

Балаган - временное здание или сцена для театральных, цирковых или эстрадных представлений. Ставили балаганы возле торговых помещения в дни ярмарок и праздников. На "Широкую масленицу" разыгрывали целые представления, в которых участвовали силачи, танцовщицы, музыканты- шарманщики, фокусники, кукольники, скоморохи, Петрушки:

Петрушка на Масленице был самым главным весельчаком.

Учитель на доске помещает круг с надписью Петрушка

Все веселились, плясали.

Учитель на доске помещает круг с надписью Пляски

Учитель на доске помещает круг с надписью Игры

На празднике проводились игрища, соревнования, где призом победителю так же были блины.

Широко праздновали этот день.

Учитель: воскресенье - "прощённый день", проводы Масленицы.

В прощёный день прощались и с Масленицей, устраивали для нее проводы. И это было целое представление.

Учитель: Об этом празднике написаны рассказы, картины музыкальные произведения.

Учитель: русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет о народном масленичном гулянии. Главным героем балета он сделал ожившую куклу - любимца балаганных спектаклей Петрушку. Балет свой Игорь Федорович Стравинский назвал "Петрушка".

Учитель: Послушайте "Русскую" композитора Игоря Федоровича Стравинского. И определите:

  • Какое, настроение вызывает у вас звучащая музыка?
  • Что бы вы нарисовали, слушая это произведение?

Звучит "Русская" из балета "Петрушка И.Ф.Стравинского

Учитель: Ни чего не говорите, покажите своё настроение в цвете.

У вас на столах лежат цветные полоски. (поднять руку)

Дети показывают цвет.

Учитель: Почему разноцветье? (музыка звучала по-разному)

Ответы детей

Учитель: У вас на столах лежат таблички, подберите слова, которые помогут вам рассказать о характере музыке. (работа с таблицами) (Приложение 1)

  • Как звучала музыка?

Ответы детей

  • Какую картину вы бы нарисовали?

Ответы детей

Учитель: Если объеденить все все ваши ответы, то мы увидим картины Бориса Михайловича Кустодиева. Это русский художник он любил этот праздник и написал целую серию картин, посвященную празднику Масленица. Вот одна из них.

Внимательно посмотрите картину, что изображено на картине.

Учитель: Откройте учебник на 64 странице, рассмотрите картины, иллюстрации и расскажите как веселились на Масленицу.

Дети рассматривают картины.

Учитель:

  • Что вы видите на картинах?
  • В чём сходство этих карти? Что их объеденяет?

Ответы детей: на картинах есть Балаган

Учитель: Картина написаная Борисом Михайловичем Кустодиевым так и называется "Балаган".

Можно сказать, что картины и музыка созвучны по характеру?

Ответы детей - Да

Почему?

Ответы детей - праздник Масленица

Учитель: И Музыка и картины передают настроение праздника Масленица. Заканчивался праздник сжиганием чучела. Сжигая чучело, приговаривали:

Гори-гори ясно, чтобы не погасло!
Гори-гори ярче - лето будет жарче.

Вокально-хоровая работа

Работа над дикцией и артикуляцией: "Гори-гори ясно:"

(учитель использует для чёткости ритмические удары палочками)

Учитель: Горит чучело, а народ веселиться, да потешается, блинами угощается. Уффф - горячие блины:

Дыхательное упражнение "Горячие блины".

Учитель показывает ритмический рисунок на припев из песни "Блины"

(I I I I I I I I I I I I I)

Учитель: Возьмите деревянные палочки и отметим вместе ритмический рисунок.

Вместе отмечают ритм

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои! (проговорить, потом перейти к пению)

Работа над припевом русской народной песни "Блины"

Учитель: Песня русская народная называется "Блины"

С каким настроением надо петь?

Ответы детей: Радостно-весело-ритмично.

Учитель исполняет куплеты, дети припев, на припев отмечают ритмический рисунок.

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица
Ой, блины...
(рефрен)
Напекла она поесть
Сотен пять, наверно, есть,
(рефрен)

Учитель: Я знаю, что вы все любите рисовать. Нарисуйте дома свои впечатления о празднике Масленица, а музыка Игоря Федоровича Стравинского и картины Борис Михайлович Кустодиев ещё раз напомнят об этом празднике.

Учитель: Слушайте и внимательно смотрите на экран.

Видеозарисовка

Звучит "Русская" из балета "Петрушка" И.Ф.Стравинского

Учитель: А хотите, чтобы в гости к нам пришел Петрушка?

Тогда нужно пропеть такую песенку. Ди-ли-ди-ли-динь. Начало каждой фразы будите петь вы, а я буду петь окончание. Давайте попробуем пропеть.

Дети: Ди-ли-ди-ли-динь

Учитель: Пришёл Петрушка.

Дети: Ди-ли-ди-ли-динь

Учитель: Как весел он.

Учитель: У вас на столах стоят самодельные музыкальные инструменты, называются они "шуршунчики". Внутри "шуршунчиков" крупа, горох и другие сыпучие продукты. На этих инструментах можно играть по-разному.

Учитель показывает способы игры.

Учитель: А сейчас закройте глазки крепко-крепко и представте Петрушку, какой он?

(Учитель обевает на руку Петрушку)

Петрушка-бибабо: А вот и я! Здравствуйте, Здравствуйте :

А что это за песенка вы сейчас пели? Спойте для меня.

Учитель: Ребята, споём Петрушке?

Ответ детей

Учитель: Тогда встали все ровно и взяли "шуршунчики"

Исполняют попевку "Ди-ли - динь".

Дети: Ди-ли-ди-ли-динь

Учитель: Пришёл Петрушка.

Дети: Ди-ли-ди-ли-динь

Учитель: Как весел он.

Дети: Ди-ли-ди-ли-динь

Учитель: Гремит погремушкой

Дети: Ди-ли-ди-ли-динь

Учитель: Бубенчиков трезвон.

Петрушка: А можете, показать мне своё настроение в цвете?

Учитель: Ребята, выберите полоску того цвета какое у вас сейчас настроение.

Петрушка: Замечательно! А выражением лица, сможете показать?

Учитель: Вам нравиться весельчак Петрушка? Покажите своё отношение к нему. Передайте свои эмоции, настроение на лице, выражением лица.

Петрушка: Довольные то, какие все. А что интересного вы мне расскажите?

3. Итог урока.

Учитель: Ребята давайте, Петрушке расскажем, что мы сегодня узнали на уроке?

  • О каком празднике вы сегодня узнали на уроке?
  • Что является символом этого праздника?
  • Как праздновали этот праздник - Масленицу? (обратимся к доске подсказка "Солнце из кругов")
  • Какой композитор и художник помогли нам "услышать" и "увидеть" Масленицу?

(Учитель задает вопросы, отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность.)

Совместно с учителем дети делают вывод.

Д/з: Нарисовать картины праздника "Масленица", которые больше всего понравились и запомнились.

Учитель: А ещё Петрушка мы тебе споём русскую народную песню "Блины".

Я буду петь куплены песни, вы припев песни.

В припеве мальчики будут играть на деревянных палочках.

На проигрыш, когда мы не поём, девочки будут играть на "шуршунчиках"

Петрушка выбирает детей, которые будут играть на народных инструментах. (подходит к каждому и выводит за руку)

Во время исполнения следите за мелодией, пропевайте все слова и выдерживайте ритмический рисунок.

Исполнение песни "Блины" русская народная мелодия

Петрушка: Молодцы, мне очень понравилась ваша песня. Покажите свои ладошки. Я всем вам хочу на память подарить символ Масленицы - Солнышко.

Оценка - солнышки.

Петрушка: До свидания, дети!

Дети: До свиданья!

Дети встают и под звуки русской народной мелодии "Плясовая"

(выходят из класса.)

Таблица

Презентация.