Влияние типов восприятия группы на развитие творческой одаренности подростков

Разделы: Школьная психологическая служба


Содержание

Введение:::::::::::::::::::::::::.. 3
Глава I. Теоретические аспекты влияния типов восприятия группы на развитие творческой одарённости подростков .............. 6
1.1. Понятие "одарённость" в психологических исследованиях Подходы к построению систем психолого-педагогической работы по развитию творческой одарённости подростков:::::::::... 6
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста:::. 23
1.3. Влияние типов восприятия группы на развитие творческой одарённости подростков:::::::::::::::::::. 32
Выводы по главе I:::::::::::::::::::::. 38
Глава II. Эмпирическое исследование влияния типов восприятия группы на развитие творческой одарённости подростков::::::::::::::::::::::::.. 40
2.1. Организация и методы эмпирического исследования:::::.. 40
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования::::::... 46
2.3.Рекомендации по развитию творческой одарённости и оптимизации межличностных отношений подростков в творческом коллективе::::::::::::::::::::::::: 50
Выводы по главе II::::::::::::::::::::... 61
Заключение::::::::::::::::::::::::. 63
Список литературы.::::::::::::::::::::..

Приложение

65

Введение

Актуальность исследования влияния типов восприятия группы на развитие творческой одарённости подростков обусловлена психолого-педагогической практикой. На сегодняшний момент от подрастающего поколения требуется высокий уровень развития физических, социальных, интеллектуальных и творческих качеств.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утверждённая президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, в качестве одной из основных задач выдвигает задачу развития системы талантливых детей. Документ указывает на необходимость развития творческой среды для особо одарённых детей и подростков каждой общеобразовательной школы.

Требуется развивать систему конкурсов школьников, практику дополнительного образования. Для детей, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слёты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одарённость.

Выявление и развитие детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную задачу. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одарённость. Сторонники одной из них считают, что одарённым является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одарённость представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции, поэтому выявление одарённого ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.

В современной психологии уже трудно найти сторонников указанных полярных точек зрения, но тенденция к признанию более существенной роли биологических факторов или факторов воспитания сохраняется.

Вопросам одарённости как единству, совокупности способностей, обусловливающих высокие результаты в какой-либо деятельности, рассмотрению одарённости в соотношении с качеством продукта деятельности были посвящены работы отечественных учёных и исследователей, таких как Б.М. Теплов [48], Н.С. Лейтес [27, 28, 29], Л.А. Венгер [7], А.М. Матюшкин [32], Ю.З. Гильбух [10].

Вместе с тем, вопрос влияния типов восприятия группы на развитие творческой одарённости подростков является недостаточно изученным.

Практика работы с творческим коллективом подростков показывает, что существенное значение на развитие творческого потенциала группы оказывает особенность восприятия индивидом группы, её ценность, значимость для каждого подростка.

Цель исследования: разработать рекомендации по построению системы психологической работы по проблеме развития творческой одарённости детей подросткового возраста в творческом коллективе.

Объект исследования: творческая одарённость подростков.

Предмет исследования: влияние типов восприятия группы на развитие творческой одарённости подростков.

Гипотеза исследования: предполагается, что препятствием реализации творческой одарённости подростков будет являться преобладание индивидуалистических и прагматических позиций в восприятии группы.

Задачи:

  • Провести теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
  • Организовать и провести эмпирическое исследование.
  • Провести анализ и интерпретацию результатов исследования.

Методы исследования.

  • Анализ и обобщение теоретических положений.
  • Психодиагностические методы: тестирование, наблюдение, беседа.
  • Анализ и обобщение результатов эмпирического исследования.
  • Количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Методологическую основу исследования составляют: теория креативности Э. П. Торренса; исследования Л. М. Семенюк о типах восприятия группы и личностно-смысловых отношениях подростков в совместной деятельности.

Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением методик, адекватных цели и объекту исследования, методического аппарата психологической науки, качественным анализом эмпирического материала.

Практическое значение работы заключается в разработке рекомендаций по развитию творческой одарённости детей для педагогов дополнительного образования объединений художественно-эстетической направленности.

Исследование проводилось на безе Муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №3" г. Салехарда.

Структура выпускной квалификационной (дипломной) работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 55 наименований и приложений. В тексте дипломной работы представлено 4 таблицы и 1 рисунок.

Продолжение работы.

Приложение.