Профориентация как способ реализации правовых возможностей личности

Разделы: Социальная педагогика


Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда. Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью. Это самая наиболее уязвимая категория населения страны.

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины).

Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия.

В современных условиях, когда в качестве цели воспитания выдвинута задача свободного развития личности, профессиональное самоопределение можно рассматривать, с одной стороны, как внутренний процесс развития личности, а с другой - как результат этого развития.

Критерием эффективности подготовки школьников к выбору профессионального пути является уровень готовности к профессиональному самоопределению.

Показатели самоопределившейся личности.

  1. Сформированы интересы и склонности
  2. Определены способности
  3. Учтены личностные особенности
  4. Соотнесены желания с возможностями (здоровье)
  5. Известны потребности общества и особенности рынка труда
  6. Определено учебное учреждение
  7. Сформулирован профессиональный план и запасной его вариант

Исходя из современного понимания образовательного процесса в старшей школе формируются новые принципы, результатом которой должно явиться становление комплекса ключевых компетенций. Компетентность в сфере профессионального самоопределения (трудовая компетентность), Это умение ориентироваться на рынке труда, норме и этике трудовых взаимоотношений, оценивать собственные профессиональные возможности, готовность к осуществлению самостоятельного, осознанного выбора индивидуальной профессиональной траектории.

Правовые возможности личности.

Прежде всего ответственный по профориентационной работе должен знать:

  1. Конституцию РФ.
  2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования.
  3. Декларацию прав и свобод человека.
  4. Конвенцию о правах ребенка.
  5. Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости учащихся и их социальной защиты.
  6. Основы профориентации, профессиоведения и психологии труда, психологического консультирования, дефектологии, психодиагностики.
  7. Программа “Столичное образование-5”.

Профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос “Зачем я вообще учусь?”. В ст. 14 ФЗ “Об образовании в РФ” говорится о содержании образования, которое “… является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации”.

Во-первых, профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию.

Каждая рабочая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на рабочие профессии является проблемой медицинской и психологической. А это значит, что школа обязана вооружить правовыми знаниями учащихся.

… Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности. Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.

Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым выпускником.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребенка понятна - они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них, в отличие от родителей, “выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…”.

В большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.

В нашем Центре создана система профориентационной работы и реализация правовых возможностей, реализуем Программу “Город как школа”.

Это возможность ознакомления с миром профессий, их содержанием; и подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий; и, безусловно, последние новости о рынке труда плюс пропаганда наиболее нужных обществу профессий, показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий; своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства; соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов.

В рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии. Это изучение личностных качеств учащегося, его способностей, профессиональных намерений, составление психологического портрета c помощью профдиагностики устанавливаются и изучаются признаки, характеризующие отклонение различных “параметров” конкретного человека от требований избранной профессии.

Профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов.

Профессиональная адаптация является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

При этом в данной системе работы особое внимание уделяется школьникам. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.

Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути. В Центре образования проводятся ряд профориентационных мероприятий нацеленных на реализацию правовых возможностей школьника.

Система обучения в Центре позволяет учащимся определить индивидуальную траекторию.

В профориентацилонной системе используем следующие формы работы:

Встречи представителями ВУЗов, ССУЗов. “Потребности общества и особенности рынка труда”.

Участие во всевозможных конкурсах, форумах (Городская гуманитарная научно- практическая.

Учащиеся среднего звена также знакомятся с работой колледжей и техникумов. Классными руководителями организованы экскурсии в Банковский колледж Конференции школьников “Человек и общество. XXI век”, Конкурс “Лучший предпринимательский проект” НПК “Экономическая мастерская”

Ученическое самоуправление. Комиссия по правам ребенка.

Профильные классы социально-гуманитарный профиль и информационно-технологические профили.

Курс “Профессиональное самоопределение” в 8-9 классах.

Профориентационный практикум “Работа с нормативными документами, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости учащихся и их социальной защиты.

Профориентационные игры “Биржа труда”, “Один день на фирме”.

Индивидуальное консультирование учащихся “ Правовая защищенность при трудоустройстве несовершеннолетних.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Беседы с учащимися о содержании, условиях, организации труда подростка в летний период.

Наглядно-агитационная работа “Трудовая деятельность. Декларацию прав и свобод человека. Конвенцию о правах ребенка.

Родительские собрания “Правовые возможности продолжения образовательного маршрута учащихся 9, 11 классов”.

Экскурсии в нотариальную контору, в колледж права.

Праздники “ Где можно приобрести профессию”.

Права человека - неотъемлемое свойство человека. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа.

Классные часы” Основные принципы формирования рынка труда”, “Льготы, предусмотренные трудовым законодательством”.

Диспуты” Почему люди становятся безработными”, “ Я и мои права”, “За что люди получают зарплату”.

Просмотр видеофильмов “Я имею право на труд”.

Создание презентаций “Мир профессий”.

Использование возможностей ресурсного центра.

Использование информационного киоска.

Профессиональная информация в ЦО отражена на стенде “Путь к карьере”, действует информационный киоск с информацией обо всех колледжах Москвы с выходом в Интернет.

Таким образом, школа создает условия для становления личности свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой, готовой к свободному, самостоятельному самоопределению, к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию. Сегодня школа должна занять свое ведущее место среди институтов социализации личности с учетом реалий рыночной экономики.

Универсальным помощником при решении такой проблемы можно назвать социального работника, т.к. содержание его деятельности достаточно обширно, и он обладает разносторонними знаниями, которые позволяют помогать человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, в т.ч. в ситуацию выбора профессии.