Урок литературного чтения "В гостях у Л.Н. Толстого"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с особенностями биографии и мировоззрения писателя, его духовными исканиями;
  • формировать умения учащихся работать в группе, самостоятельно подбирать необходимый материал по данной теме;
  • формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.
  • воспитывать интерес к литературному наследию.

Оборудование:  мультимедийная установка; выставка книг с произведениями Л.Н.Толстого для выставки; рисунки детей к произведениям Л.Н.Толстого.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока

2. Вступительная часть

Учитель: Высказывание А.М.Горького, которое зачитывает учитель: “Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всём прекрасного…”

– С этим человеком мы знакомы уже давно по его произведениям.  Имя его – Лев Николаевич Толстой. 

3. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Сегодня на уроке мы побываем в гостях у Л.Н. Толстого, познакомимся с его произведениями, написанными для детей.    
– Мы побываем в его родовом имении, которое находилось в Ясной Поляне, пройдёмся по тихим улочкам, заглянем в сельскую школу, зайдём в дом писателя и попытаемся ответить на два главных вопроса, которые  волновали писателя всю жизнь: «Что нужно для счастья?», «Как сохранить доброту и любовь?». Ведь вопросы не утратили своей актуальности и в наше время. А помогут нам в путешествии по страницам жизни и произведений ученики моего класса.  Ребята изучали жизнь и творчество писателя. Класс был разбит на исследовательские группы: «Историки», «Экскурсоводы», «Искусствоведы», «Мемуаристы». Сегодня они поделятся своими исследованиями.

4. Основная часть

– Начинаем наше путешествие. Приглашаются «Историки».

Ученик 1:  Детство Л.Н. Толстого было наполнено живым общением с разными людьми: родителями, учителями, слугами, крестьянами. Писатель появился на свет и провел большую часть жизни в родовом имении Ясная Поляна в Тульской губернии. Он был наследником старинных и знатных дворянских родов: предок по отцовской линии был соратником Петра I; мама происходила из славного рода князей Волконских. По материнской линии Толстой состоял в родстве с Пушкиным.

Ученик 2: Когда мальчику было всего полтора года, мама умерла, но трогательные воспоминания о нежном облике, ласке и теплоте матушки, сохранились в душе Льва Николаевича. Отец писателя также рано ушел из жизни.

Ученик 3: С 1844 года Толстой – студент Казанского университета, сначала восточного факультета, потом юридического. Он много занимался самообразованием, учил иностранные языки, увлекался историей, с 18 лет и всю жизнь вел дневник.Не закончив обучения, Толстой отправился в Москву, и вскоре, по примеру старшего брата Николая, уехал на Кавказ в действующую армию.

Учитель. После войны Лев Николаевич вернулся в своё родовое имение в Ясную Поляну. Добро пожаловать в Ясную Поляну!

– А проведут нас по ней  «Экскурсоводы».

Ученик 1: 150 лет назад в стране было мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. Осенью 1859 года Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.

Ученик 2: Сначала крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.

Ученик 3: В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.

Ученик 4: В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.

Ученик 5: На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.
Заглянем в яснополянскую школу.

Чтение отрывка  по ролям из произведения «Филиппок».

Учитель. Узнали произведение Льва Толстого?

Ученики. Рассказ «Филиппок».

Учитель. Какая основная мысль в этом произведении?

Ученики. Надо преодолевать робость. У человека должно быть огромное желание учиться.

Учитель. Познакомимся с  историей «Азбуки» Льва Толстого.

Приглашаются  «Историки».

Ученик 1: В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку». Вышла она в 1872 году. В «Азбуке» Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Всего Львом Николаевичем написано для детей 629 произведений различных жанров. Первая книга «Азбуки» содержит «изображение букв», вторая – «упражнение в соединении складов», третья – книга для чтения: в неё входят басни, былины, поговорки, пословицы.

Ученик 2: Через три года появилось второе издание под названием «Новая азбука», которая учитывала возрастные особенности детей.   «Новая азбука» обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы, толковала значение многих загадочных слов. Несколько позже были изданы четыре тома «Русских книг для чтения». Все учебные книги Толстого отличаются хорошо подобранным материалом для чтения.

Ученик 3: Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки. Сейчас мы проведём конкурс загадок.

Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок
По лавкам скок-скок
И се в уголок. (Веник)

На дворе горой,
А в избе водой. (Снег)

Один льёт,
Другой пьёт,
Третий растёт. (Дождь, земля, трава)

Учитель.  Лев Николаевич  широко использовал всем понятный и доступный жанр басни.
– Что это за жанр? (Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ или стихотворение, в котором заключена мораль – поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)
В них через иносказание, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание. Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была понятна детям, живой и конкретной.
Одни басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту. В других баснях Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старшим и беспомощным.
– Какие басни Л.Н.Толстого вы знаете?
– А какова мораль этой басни? («Отец  и Сыновья»   чтение наизусть)
– Узнали, мораль этой басни…? (Пословицы, выбрать, что подходит и доказать)

  • Один в поле не воин.
  • Один и камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь.
  • Согласие крепче каменных стен.
  • Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

– Значительное место в учебных книгах Толстого занимают сказки – русские, зарубежные, литературные. Угадайте, из какой сказки эти строки:
“В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайла Ивановича; вторая чашка поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая, была Мишуткина. …” (Из сказки “Три медведя”)
Сказки, созданные писателем, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогает усваивать географические понятия.
– И вот одна из таких сказок

Ученица зачитывает отрывок из сказки “Шат и Дон”

Учитель. Чему учит сказка?  (Надо уважать родителей, слушаться их, дорожить семьёй.)

Учитель. Лев Толстой терпеливо перерабатывал свои произведения для учебных книг. Его сын вспоминал: “Он в то время составлял “Азбуку” и на нас – своих детях – проверял её. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами”. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в быту и хозяйстве. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения.
– Таков, например, рассказ “Какая бывает роса на траве”. (Отрывок наизусть)

Учитель.Особенной поэтичностью отличаются рассказы Льва Толстого о животных. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных, знакомит с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера.
– Назовите знакомые вам рассказы о животных Л.Н. Толстого.
– Произведения Толстого – это образец того, как нужно писать для детей.
Лев Николаевич Толстой внёс значительный вклад в развитие детской литературы, рассказы Толстого выходят почти на всех языках мира. “Азбука” Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.

Учитель. Но самое главное в творчестве Толстого – это книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта – дневники писателя. Они помогают заглянуть в сокровенный мир писателя. Дневник – правдивое зеркало души.

– Слово  «Мемуаристам».

Ученик  1: Дневниковые записи как приоткрытая дверца души, мыслей и дел человека. Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимал, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее – и все пойдет как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей души и записал их в свой дневник:

1) что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что;
2) что исполняешь, исполняй хорошо; 
3) никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить;
4) заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой; 
5) читай и думай всегда громко.

Ученик 2:. Как переделать свою природу? Как приблизить себя к идеалу? Прежде всего, решил для себя молодой Толстой, необходимо стать образованным человеком.
Толстого – студента не удовлетворяют занятия в Казанском университете. Он решает далее учиться самостоятельно и разрабатывает в дневнике программу, которую намерен осуществить за два года. Замыслы по самообразованию поражают своей грандиозностью:

  • Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
  • Изучить практическую медицину и часть теоретической.
  • Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
  • Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
  • Изучить историю, географию, статистику.
  • Изучить математику, гимназический курс.
  • Написать диссертацию.
  • Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

Ученик 3. Самое удивительное, что большую часть этой обширной программы Лев Николаевич выполнил. Первое, чему он научился – это говорить себе правду без утайки. Из дневника мы видим, как молодой человек, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и матушек и не отличавшийся от природы сильной волей, побеждает лень. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей. Из дневника писателя:
18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному.

Ученик 4: Благодаря дневниковым записям личность громады – писателя становится не чем-то далеким, а близкой и понятной, более человечной. Начинаешь понимать: писатель такой, как и многие из нас, а значит, можно быть похожим на него, стать единомышленником. И как результат – желание читать его книги, работать над самосовершенствованием.

Учитель. В своих произведениях Лев Толстой делился своими размышлениями о правилах жизни. Посмотрим инсценировку  сказки и подумаем, чему учит  эта сказка.

Инсценировка сказки «Волк и белка»

Учитель. Чему учит сказка?
Ученик. Человек должен дарить окружающим добро. Только так он может быть счастливым.

Лев Николаевич создал  “10 уроков жизни” для детей. (Чтение вслух учениками)

  1. Делай всё по возможности сам, не будь “барином”.
  2. Не будь назойлив.
  3. Будь внимателен.
  4. Не надо жадничать.
  5. Не нервничай, держи себя в руках.
  6. Будь твёрд и спокоен.
  7. В игре, спорте, труде – будь разумен.
  8. Будь организованным.
  9. Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.
  10. Имей своё мнение.

Учитель. Гениальная личность  притягивала к себе интересных людей. Круг знакомств Толстого был уникальным.

– Слово  «Искусствоведам».

Ученик 1: Ясная Поляна при жизни писателя была центром культуры и образования второй половины XIX века. Здесь встречались писатели (Чехов, Горький, Тютчев, Фет…), художники (Шишкин, Левитан, Репин…), композиторы (Чайковский, Римский-Корсаков…) и ученые (Пирогов, Менделеев…).

Ученик 2: Художник  Илья Репин посвятил  свыше 70 работ  писателю – выразительных и виртуозных, изображающих его за шахматами, за работой, за чтением. Вылепил и бюст Льва Николаевича. Репинские рисунки, акварели, скульптурные и живописные портреты, созданные на протяжении 23 лет, позволяют нам увидеть и представить Толстого в разные периоды жизни. И лучше, и глубже понять его.

Ученик 3: А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведенные в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович писал Третьякову: «Очень интересно и полезно провел это время…  Какая мощь бессмертного духа сидит в нем! »

5. Подведение итога

Наше путешествие заканчивается. Попробуем ответить на вопросы, которые были озвучены в начале нашего урока «Что нужно для счастья?», «Как сохранить доброту и любовь?». Ведь вопросы не утратили своей актуальности и в наше время. (Ответы детей)

«Чтобы верить в добро, надо начать делать его…» – говорил Л.Н. Толстой.

Учитель. Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек – результат огромной внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, лень, неаккуратность, торопливость, робость). Смысл жизни Толстой видел в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать у людей и как можно больше давать.  «Что нужно для счастья? – спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.

– Последние годы Толстого были безрадостными: тяготясь бытом помещичьей жизни, изнемогая от непонимания самых близкий людей, писатель мучительно старался привести свой образ жизни в соответствие со своими убеждениями

– Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.

6. Домашнее задание: записать свои впечатления от услышанного.

– Каким вам представляется Лев Николаевич Толстой?

Приложение 1