Профессиональная мотивация студентов как способ активации обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


В теории и практике среднего и высшего образования формированию и развитию мотиваций уделяется достаточно большое внимание. Именно в профессиональной мотивации специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов технологических вузов, знание мотивов, побуждающих к работе в той или иной сфере, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.

Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20–30% зависят от его интеллекта, а на 70–80% – от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.

В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия.

В связи с этим, “мотивация” имеет разную трактовку. В одном случае её рассматривают как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение (Ж. Годфруа, К. Мадсен). В другом случае – как совокупность мотивов (К.К. Платонов). В третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, т.е. как комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека (П.М. Якобсон). Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности человека (М.Ш. Магомед-Эминов).

Таким образом, термином мотивация обозначаются две группы явлений:

1) совокупность мотивов или факторов, которые составляют индивидуальную систему мотивов;

2) динамическое образование, процесс, механизм, т.е. система действий по активизации мотивов определённого человека.

Исследователями установлена (на достоверном уровне значимости) положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью студентов. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно – ориентация на “оценку преподавателем”. Связь ориентации на “избегание неприятностей” с успеваемостью слабая.

Также исследованиями было установлено, что удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворенности потребности в достижении, т.е. “стремление человека к улучшению результатов своей деятельности”. Эта потребность заставляет студентов больше концентрироваться на учебе и в то же время повышает их социальную активность. Также данная потребность оказывает наибольшее влияние на эффективность мотивации.

Существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении и доминировании. Однако для самой деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана.

Применительно к учебной деятельности студентов под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности.

Объектом исследования является уровень профессиональной мотивации студентов первого курса, обучающихся в ГОУ СПО “Каневской аграрно-технологический колледж” по специальности “Технология продукции общественного питания”

Предметом исследования является процесс мотивации учебной деятельности студентов 1 курса группы 116, специальность “Технология продукции общественного питания”.

Анализ педагогической литературы и потребности практики позволили нам следующим образом сформулировать проблему исследования: каким образом реально осуществляется мотивация учебной деятельности студентов-технологов и как способствовать её формированию?

Цель исследования-исследование профессиональной мотивации у студентов технологического суза специальности “Технология продукции общественного питания”.

Исследование мотивации профессионального обучения студентов было проведено на основе специальных методик.

Методика изучения мотивации обучения студентов в сузе

В методике приведены мотивы поступления в суз, реально действующие мотивы учебной деятельности и профессиональные мотивы. Для каждого студента проводился качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности. По всей выборке (группе) определялось количество баллов, составляющих ту или иную мотивационную структуру.

Мотивационная структура, обеспечивающая творчески адаптивный уровень обучения в сузе, представляет собой релевантную профессиональную мотивацию с внутренней мотивацией поступления в суз, широкими познавательными мотивами и составляет максимально возможный показатель равный 65 баллам (по методике изучения мотивации обучения студентов в сузе).

Мотивационная структура, обеспечивающая адаптивный уровень обучения в сузе представляет собой иррелевантную профессиональную мотивацию с внешней мотивацией поступления в суз, узкими познавательными мотивами и составляет максимально возможный показатель равный 105 баллам.

а)

б)

Рисунок 1 – Диаграмма мотивационной структуры студентов группы 116

На рисунке отображены усредненные показатели релевантной (51 балл) и иррелевантной (62,7 баллов) профессиональной мотивации данной группы.

На рисунке отображены максимальные усредненные показатели релевантной (32,5 баллов) и иррелевантной (52,5 баллов) профессиональной мотивации по данной методике.

Итак, в результате проведенного нами исследования было выявлено очевидное преобладание мотивационной структуры, обеспечивающей творчески адаптивный уровень обучения в сузе, релевантной профессиональной мотивации с внутренней мотивацией поступления в суз, с широкими познавательными мотивами.

Методика К. Замфир в модификации А. Реана

В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации.

На рисунке 2 показана мотивация профессиональной деятельности студентов группы 116 специальности “Технология продукции общественного питания”.

Рисунок 2 – Мотивация профессиональной деятельности студентов группы 116

Анализ полученных результатов показал, что студенты группы 116 в большей мере удовлетворены избранной профессией. Выбирая между наилучшим, оптимальным и наихудшим типами соотношений, большинство студентов выбрали оптимальный комплекс, представленный сочетаниями: ВМ > ВПМ > ВОМ (30,8% опрошенных) и ВМ = ВПМ > ВОМ, ВПМ > ВМ > ВОМ (50%опрошенных). Это свидетельствует о том, что студенты, с данными мотивационными комплексами, вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. Т.е. это те студенты, которых привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу учения, они склонны выбирать более сложные задания, что позитивно отражается на развитии их познавательных процессов.

Студенты, у которых мотивационный комплекс характеризуется преобладанием внешней мотивации, составили 50% опрошенных из них (46,2% с внешней положительной мотивацией и 3,8% с внешней отрицательной мотивацией).

Наихудшие мотивационные комплексы представлены следующим соотношением: ВОМ>ВПМ>ВМ; ВОМ>ВПМ=ВМ; ВОМ>ВМ>ВПМ и ВОМ=ВПМ=ВМ. Данные комплексы имеют 19,2% студентов. Это может свидетельствовать о безразличном, а вероятно, и негативном отношении к процессу обучения в целом. Для таких студентов ценностью является не получение профессиональных знаний и умений, а конечный итог их обучения в сузе, т.е. получение диплома. Либо, можно предположить, что как раз это количество студентов поступили в вуз не по своему желанию, а к примеру, потому что, на этом настояли родители. Здесь допустимо наличие и других, нам неизвестных причин.

На основе анализа полученных результатов мы выделили следующие две группы студентов: с высоким и низким уровнем учебной мотивации.

Студенты с высоким уровнем профессиональной мотивации направлены на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание.

Студенты с низким уровнем мотивации учения относятся индифферентно к процессу обучения. В лучшем случае проявляют познавательную активность на уровне предупреждения претензий со стороны преподавателя. В худшем – занимаются поиском пути замены собственного проявления знаний материальным эквивалентом.

Именно эта часть студентов в большей степени озабочена проведением своего досуга, который доминирует в распределении времени.

На этой основе можно предложить:

– процесс профессионального обучения студентов колледжа должен подкрепляться интенсивной, околопрофессиональной деятельностью на всех этапах обучения (исследовательские группы, профессиональные общества и т.д.);

– студентам с низким уровнем мотивации учения должно уделяться повышенное внимание со стороны преподавателя и руководства сузом с целью создания условий повышения мотивации;

– вся воспитательная деятельность в колледже в том числе и досуговая, не должна строиться на коммерческой основе.

По “Методике изучения мотивов учебной деятельности студентов модифицированная А. А. Реаном, В. А. Якуниным” были проанализированы мотивы учебной деятельности студентов первого курса. По данной методике, на основании полученных результатов определяется ранговые места мотивов учебной деятельности в определенной выборочной совокупности.

Наше исследование профессиональной мотивации студентов позволяет выделить уровень мотивации как отдельного студента, так и группы в целом.

На рисунке 3 приведены результаты исследования мотивов учебной деятельности группы 116 первого курса, специальности “Технология продукции общественного питания”

Из приведенных данных можно сделать вывод, что доминирующим мотивом учебной деятельности студентов первого курса является стремление стать высококвалифицированным специалистом (88%) и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (73%). На ступень ниже можно поставить мотивы приобретения глубоких знаний (50%), успешность обучения (46,2%) и получение диплома (42,3%).

Рисунок 3 – Наиболее значимые мотивы учебной деятельности группы 116

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень профессиональной мотивации студентов-технологов по специальности “Технология продукции общественного питания” оптимальный, что говорит об удовлетворенности студентов выбранной профессией, включенности студентов в учение.

Проанализированные литературные источники и собственные исследования дают возможность утверждать, что изучение профессиональной мотивации необходимо проводить на разных этапах развития личности студента, так как результат будет разным по следующим причинам:

  • в зависимости от познавательных социальных мотивов;
  • по иерархичности учебной мотивационной сфере, т.е. подчинению непосредственным побуждений произвольным, осознанным их формам;
  • по гармоничности и согласованности отдельных мотивов между собой; по стабильности и устойчивости положительно окрашенных мотивов;
  • по наличию мотивов ориентированных на длительную временную перспективу;
  • по действенности мотивов и их влияния на поведение и т.д.

Все это позволяет оценить зрелость профессиональной мотивационной сферы.

Сочетание выделенных выше параметров мотивов целесообразно изучать и диагностировать в разнообразных ситуациях реального выбора. Ситуация выбора имеет то преимущество, что она выявляет не только осознанные, но и реально действующие мотивы. Важно только, чтобы студент понимал, что его выбор может привести к реальным последствиям для его жизни, а не останется только на словах. Именно тогда результатам такого выбора можно доверять.