Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Ручной труд как эффективная форма коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

Разделы: Работа с дошкольниками


Из опыта работы МДОУ детского сада компенсирующего вида №32 «Дружные ребята» г. Старый Оскол, Белгородской области.

Условия возникновения опыта. Наше дошкольное образовательное учреждение посещают дети с различными зрительными нарушениями. Всего в детском саду функционирует 10 возрастных групп, которые посещают 120 детей в возрасте от 2-х до 7-ми лет.

В детском саду работает стабильный коллектив педагогов, которые стремятся создать для детей пространство радости, творчества, тепла и заботы.

Приоритетным направлением в нашем детском саду является квалифицированная коррекция зрительных дефектов и вторичных нарушений в развитии речевой и двигательной деятельности. Педагоги ДОУ находятся в постоянном поиске более эффективных способов коррекционной деятельности.

У 100% детей посещающих наш детский сад, наблюдаются:

– нарушения зрительного восприятия;
– трудности пространственной ориентировки;
– недостаточность развития мелкой моторики.

Поэтому возникает необходимость в углубленной работе с такими детьми по развитию сенсомоторных процессов и зрительного восприятия.

Актуальность опыта. Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих явлениях. Дети с нарушениями зрения имеют недостаточное представление о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет и пространственное расположение.

Большинство детей с нарушениями зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточной зрительной информации. Из-за недостатков зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладевать различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Специалистами доказано, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии детей. Наиболее доступными и эффективными для детей со зрительными нарушениями тифлопедагоги считают практически-действенные методы обучения и воспитания: игра, экспериментирование, изобразительная и художественная деятельность, ручной труд. Ручной труд предоставляет педагогам возможность решать многочисленные коррекционные задачи: формировать у дошкольников представления о свойствах различных материалов (бумаги, ткани, природных материалов), учит приемам работы с различными материалами (складывание, разрезание, склеивание и др.)и навыкам работы с ножницами, клеем, нитками и пр. Известный специалист в области коррекционной педагогики Кащенко В.П. отмечал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка» [5].

В практике же коррекционно-образовательной работы с детьми со зрительной патологией использование ручного труда носит фрагментарный характер, отсутствует система работы педагогов по данному направлению. Одна из причин такого положения заключается в недостаточной освещенности вопроса использования разных видов ручного труда в системе коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.

Таким образом, обнаруживается ряд противоречий:

– между усилением инновационного характера деятельности образовательных учреждений в соответствии с политикой в области образования и традиционным подходом к организации коррекционно-педагогической работы;
– между имеющимися задачами трудового воспитания дошкольников и невозможностью их эффективного решения в связи с эпизодическим участием детей в данном виде труда;
– между требованиями программы коррекционных образовательных учреждений IV вида к созданию специальных условий и отбору методов организации ручного труда с детьми со зрительной патологией и отсутствием рекомендаций по организации данного вида труда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.

Педагоги нашего дошкольного учреждения попытались разрешить данные противоречия посредством включения ручного труда в систему коррекционно-педагогической работы с дошкольниками в условиях детского сада компенсирующего вида.

Ведущая педагогическая идея состоит в более эффективном решении коррекционно-развивающих задач посредством максимального использования ручного труда в процессе коррекционно-педагогического воздействия в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Длительность работы охватывает период с февраля 2007 года по ноябрь 2010 года. Работа осуществлялась в 3 этапа:

1 этап – февраль-август 2007 года.

Аналитико-диагностический: изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2 этап – сентябрь 2007 года-май 2010 года.

Практический: апробация воспитателями различных педтехнологий и методик организации ручного труда с дошкольниками, составление перспективных планов работы, разработка конспектов занятий, проведение мастер-классов, конкурсов, выставок детских работ, обобщение опыта работы отдельных педагогов на уровне ДОУ.

3 этап – июнь– ноябрь 2010 года.

Обобщающий: анализ результатов, обобщение опыта работы дошкольного учреждения по использованию ручного труда в коррекции зрительных нарушений.

Диапазон опыта составляет единая система занятий, коррекционной и кружковой работы с детьми со зрительной патологией.

Теоретическая база опыта. Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии аномального ребенка были разработаны Л.С. Выготским, Т.А. Власовой и др.
Необходимость и возможности компенсации нарушений зрительного восприятия у детей с поврежденным зрением обоснованы в трудах офтальмологов, психофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов (М.И. Земцова, Л.А. Новикова, А.Г. Литвак, А.И. Каплан, Л.П. Григорьева,
Л.И. Плаксина, Н.Н. Зислина и др.). Во многих из этих исследований было установлено отрицательное влияние зрительных нарушений на развитие познавательных процессов и сенсомоторики, что существенно ограничивает естественную социализацию таких детей.
В отечественной психологии зрительное восприятие рассматривается как сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко).

Как отмечает ряд специалистов, в настоящее время в России недостаточно реализуются возможности предупреждения зрительной депривации в раннем онтогенезе и в дошкольном возрасте. В результате, в школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями в развитии. В связи с этим имеется необходимость проведения специальной коррекционной работы в различных видах детской деятельности.

Построение коррекционно-педагогического процесса в рамках комплексного подхода с применением «коррекции искусством» находит все более широкое применение в практике работы образовательных учреждений. Такой комплексный подход подтверждается исследованиями ученого А.Адлера, который доказал высокие компенсаторные возможности психики детей с различными дефектами. Он считал, что болезнь одного органа побуждает другие развиваться более интенсивно, следовательно, интеграция различных видов деятельности обеспечит детям с проблемами в развитии наиболее благоприятные условия для гармонизации их состояния и псхофизического развития.

Одним из видов детской деятельности, в котором наиболее успешно реализуются задачи коррекции и компенсации зрительных нарушений является ручной труд.
Ручной труд, как утверждает Э.К.Гульянц [1], способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Н.Н.Гусарова [2] отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется система специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук и глазомера, воспитание усидчивости, самостоятельности, умение доводить начатую работу до конца. Ручной труд, по мнению Л.И.

Плаксиной [8] позволяет успешно решать такие коррекционные задачи, как: развитие зрительного восприятия, формирование перцептивных действий и зрительно-моторной координации.

Новизна опыта заключается в комбинировании и систематизации педагогических технологий в коррекционно-образовательном процессе и разработке рекомендаций по организации ручного труда с дошкольниками со зрительными нарушениями.

Технология опыта.

Целью исследовательской деятельности явилось совершенствование процесса коррекции и компенсации зрительных нарушений у дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс разных видов ручного труда.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи :

  • Отбор и апробация педагогических технологий, обеспечивающих эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими дефекты зрения.
  • Повышение квалификации педагогов в области использования современных образовательных технологий через информационное и методическое сопровождение коррекционно-педагогического процесса.
  • Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук и формирование системы сенсорных представлений(величина, форма, цвет, пространственное расположение) у дошкольников со зрительной патологией.
  • Разработка рекомендаций по организации ручного труда с детьми, имеющими зрительные нарушения.

Методологической основой исследования являлось:

изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы;
психолого-педагогический эксперимент: наблюдение, анализ детских работ, диагностика уровня развития зрительного восприятия и сенсомоторного развития;
изучение и обобщение опыта работы педагогов ДОУ по использованию разных видов ручного труда в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющими нарушения зрения;
разработка учебного плана коррекционной работы в ДОУ с использованием различных форм организации ручного труда со старшими дошкольниками.

Исследовательскую работу по использованию ручного труда в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками педагоги дошкольного учреждения начали с изучения психолого-педагогической и специальной методической литературы, отбора педагогических технологий. Из их множества воспитатели остановили свой выбор на следующих: Гусарова И.И. «Техника изонити», Соколова С.В. «Оригами для дошкольников», И.Н. Хананова «Соленое тесто», Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги», Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала».

Также на данном этапе работы был подобран диагностический материал:
– методика оценки уровня развития зрительного восприятия (М. Безруких, Л. Морозова);
– методика «Домик» (Н.Н. Гуткина);

В начале исследовательской деятельности педагогами была проведена диагностика с детьми 5-7 лет, которая показала, что: 50% детей имеют низкий уровень развития зрительно-моторной координации; 35% детей испытывают трудности в фигурно-фоновом различении; 40% детей слабо ориентируются на плоскости, затрудняются в определении положения предмета в пространстве.

Исходя из полученных данных диагностики и поставленных задач, воспитателями старших и подготовительных к школе групп были разработаны перспективные планы работы кружков «Чудеса из бумаги», «Юные рукодельницы», «Хлебная сказка» и перспективные планы коррекцион