Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа общего курса по дирижированию

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

Дирижирование является одним из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства. Дирижирование (дирижерское исполнительство) – искусство сравнительно молодое. Как всякое другое музыкально-исполнительское искусство, оно развивается и совершенствуется в процессе постоянного общения со своим «инструментом», т.е. в процессе систематической работы дирижера с каким-либо творческим исполнительским коллективом (хором, оркестром и т. д.). Оркестр является сложнейшим «музыкальным инструментом», с помощью которого дирижер раскрывает содержание музыкальных произведений различных стилей и эпох, жанров и направлений, различной степени технической сложности и художественной содержательности. Являясь единым организмом, состоящим из числа ярко выраженных индивидуальностей (музыкантов), оркестр представляет собой достаточно «капризный» и «непослушный» музыкальный инструмент. Для мастерского владения данным «музыкальным инструментом» дирижеру необходимы такие качества, как профессионализм, воля и авторитет. Глубокое знание природных особенностей и технических возможностей инструментов, входящих в состав оркестра, фундаментальные музыкально-теоретические знания, тонкий слух, знания педагогики и психологии дают право музыканту становиться за пульт дирижера.

Курс рассчитан на 2 года. Количество часов: 1 час в неделю. Объём курса – 32 часа в год.

Программа предназначена для учащихся музыкальных училищ, колледжей и школ с углублённым изучением музыки.

Цель курса

  • развитие музыкальных способностей;

Задачи курса

  • изучение основ дирижерской техники;
  • формирование личности музыканта;
  • воспитание эмоционально-волевых качеств;

Основные формы и методы обучения

  • изучение партитуры музыкального произведения с помощью фортепиано;
  • исполнение мелодии и основных голосов методом сольфеджирования;
  • анализ музыкального произведения и работа по освоению дирижёрских технических движений при исполнении произведения;
  • дирижирование произведения без инструмента, на основе музыкально-слуховых представлений;
  • дирижирование под аккомпанемент концертмейстера;

Критерий оценки знаний учащихся

  • дирижирование произведения наизусть;
  • пение мелодии и основных голосов произведения наизусть;
  • письменная аннотация на произведение;

Творческие задания

  • Разучивание и дирижирование произведения с оркестром.

Приложение 1

Тематический план

1 год обучения (10 класс)

№№
п/п

Название темы

Количество
часов

Практическое задание

1

История и предмет дирижирования

1 час

 

2

Подготовка дирижёрского аппарата

3 часа

Гимнастические упражнения с элементами дирижирования

3

Элементы дирижёрского жеста

3 часа

Показ ауфтакта и видов дирижёрского жеста

4

Формирование дирижерской техники в простых размерах

1 час

Тактовые схемы на 2/4, 3/4, 4/4

5

Прекращение звучания

1 час

Снятие круговым движением, на отражении, в точку

6

Затакты в дирижировании

1 час

Затакты с полной и неполной счетной доли

7

Паузы в дирижировании

1 час

Показать паузы обозначающим и атакирующим жестом

8

Штрихи в дирижировании

1 час

Продирижировать деташе, стаккато и легато

9

Синкопы в дирижировании

1 час

Показать синкопы долевые, междольные и внутридолевые

10

Темп в дирижировании

1 час

Ускорение, замедление и внезапное изменение темпа

11

Динамика в дирижировании

1 час

Устойчивое, постепенное и внезапное изменение динамика

12

Координация движения и функции рук

1 час

Самостоятельная работа рук при дирижировании

13

Дирижирование произведения под аккомпанемент концертмейстера

16 часов

Выразить эмоционально-смысловое содержание произведения

Итого:

32 часа

 

2 год обучения (11 класс)

№№
п/п

Название темы

Количество
часов

Практическое задание

1

Формирование дирижерской техники в сложных размерах

2 часа

Тактовые схемы на 5/4, 6/4, 7/4, 8/4, 9/4

2

Ферматы в дирижировании

2 часа

Показать ферматы на различные доли такта

3

Дирижерская палочка

2 часа

Способы держания дирижерской палочки

4

Координация движения и функции рук

2 часа

Развитие пластики и самостоятельности рук в дирижировании

5

Дирижирование произведения под аккомпанемент концертмейстера

24 часа

Выразить эмоционально-смысловое содержание произведения

Итого:

32 часа

 

Содержание курса

1 год обучения (10 класс)

Дирижирование – 32 часа:

  1. Введение (1 час):
    • История и предмет дирижирования - 1 час;
  2. Подготовка дирижёрского аппарата (3 часа):
    • Упражнение на расслабление мышц рук, кистей, предплечья – 1 час;
    • Положение ног, корпуса, головы, рук, взгляд и мимика – 1 час;
    • Позиции рук, диапазон дирижерских движений – 1 час;
  3. Элементы дирижёрского жеста (3 часа):
    • Ауфтакт (замах, стремление, точка, отражение) – 1 час;
    • Жесты исполнительской организации (атакирующие, поддерживающие и обозначающие) – 1 час;
    • Жесты образной выразительности – 1 час;
  4. Формирование дирижерской техники в простых размерах (1 час):
    • Тактовые схемы на 2/4, 3/4 – 0,5 часа;
    • Тактовая схема на 4/4 – 0,5 часа;
  5. Прекращение звучания (1 час):
    • Снятие звучания круговым движением – 0,5 часа;
    • Снятие звучания на отражении и приходом руки в точку – 0,5 часа;
  6. Затакты в дирижировании (1 час):
    • Затакт с полной счетной доли такта – 0,5 часа;
    • Затакт с неполной счетной доли такта – 0,5 часа;
  7. Паузы в дирижировании (1 час):
    • Обозначающий жест – 0,5 часа;
    • Атакирующий жест последующего звучания – 0,5 часа;
  8. Штрихи в дирижировании (1 час):
    • Штрих стаккато – 0,5 часа;
    • Штрих деташе и легато – 0,5 часа;
  9. Синкопы в дирижировании (1 час):
    • Долевые и междольные – 0,5 часа;
    • Внутридолевые – 0,5 часа;
  10. Темп в дирижировании (1 час):
    • Ускорение и замедление темпа – 0,5 часа;
    • Внезапное изменение темпа – 0,5 часа;
  11. Координация движения и функции рук (1 час):
    • Координация движения – 0,5 часа;
    • Функции рук – 0,5 часа;
  12. Динамика в дирижировании (1 час):
    • Устойчивая и постепенно изменяющаяся динамика – 0,5 часа;
    • Внезапное изменение динамики – 0,5 часа;
  13. Дирижирование произведения под аккомпанемент концертмейстера (16 часов)

Зачетные требования к контрольному уроку

  • Дирижирование небольшого произведения для фортепиано под аккомпанемент концертмейстера;

Критерий оценки

  • Умение выразить эмоционально-смысловое содержание произведения с помощью приобретённых дирижёрских навыков;
  • Дирижирование произведения наизусть;
  • Пение мелодии и основных голосов произведения наизусть;
  • Письменная аннотация на произведение.

2 год обучения (11 класс)

Дирижирование – 32 часа:

  1. Формирование дирижерской техники в сложных размерах (2 часа):
    • Тактовые схемы на 5/4, 6/4 – 1 час;
    • Тактовые схемы на 7/4, 8/4, 9/4 – 1 час;
  2. Ферматы в дирижировании (2 часа):
    • Снятие звучания под ферматой круговым движением – 0,5 часа;;
    • Снятие звучания под ферматой замахом – 0,5 часа;
    • Ферматы с неизменной и с развивающейся динамикой – 0,5 часа;
    • Фермата над паузой и тактовой чертой – 0,5 часа;
  3. Дирижерская палочка (2 часа)
    • Способы держания дирижёрской палочки – 1 час;
    • Практическое применение дирижёрской палочки – 1 час;
  4. Координация движения и функции рук (2 часа):
    • Координация движения – 1 час;
    • Функции рук – 1 час;
  5. Дирижирование произведения под аккомпанемент концертмейстера (24 часа) 

Контрольная оценка

  • Дирижирование развёрнутого произведения для фортепиано под аккомпанемент концертмейстера;

Критерий оценки

  • Умение выразить эмоционально-смысловое содержание произведения с помощью приобретённых дирижёрских навыков;
  • Дирижирование произведения наизусть;
  • Пение мелодии и основных голосов произведения наизусть;
  • Письменная аннотация на произведение.

Литература

  1. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. — Л.: 1980. — 213 с.
  2. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. –СПб: 1993
  3. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. — М.: Музыка. 1967
  4. Казачков С. .А От урока к концерту — Казань: Издательство Казанского государственного ун-та, 1990
  5. Мусин И.А. Техника дирижирования. — Л.: Музыка, 1967
  6. Мусин И.А. О воспитании дирижёра — Л.: Музыка, 1987
  7. Мусин И.А. Язык дирижёрского жеста. — М. Музыка, 2006
  8. Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники — Л.: Музыка, 1984
  9. Багриновский Техника рук. — М.: Высшее училище военных дирижеров Советской армии. 1947
  10. Малько Н. Основы техники дирижирования. Л.: Музыка 1965
  11. Безбородова Л.А. Дирижирование. М.: Просвещение 1990
  12. Сидельников Л. Симфоническое исполнительство: Эстетика и теория. Исторический очерк. М.: Сов. композитор, 1991
  13. Гинзбург Л.М. Дирижёрское исполнительство. М.: Музыка 1975
  14. Еремиаш О. Практические советы по дирижированию. — М.: Музыка, 1964
  15. Иванов-Радкевич А. О воспитании дирижера. — М.: Музыка,1973
  16. Канерштейн М. Вопросы дирижирования. — М.: Музыка, 1972
  17. Фомин В. Оркестр и дирижер. — Л.: Музыка, 1969
  18. Орлов В.И., Комиссаров Е.В. Учебник по дирижированию. — МВМУ, 2000