Урок-концерт "Танцевальный троллейбус"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цели.

Образовательная

  • обеспечить закрепление ранее усвоенных понятий (вальс, полька, русская пляска и т.д.);
  • углубить и повторить ранее полученные знания (традиции, история танцев и костюмы разных народов);
  • осуществить контроль полученных знаний.

Воспитательная

  • воспитывать интерес к культуре разных народов;
  • воспитывать культуру поведения учащихся в общественных местах;
  • в процессе работы на уроке воспитывать чувство коллективизма.

Развивающая

  • развивать творческое воображение и творческую активность учащихся;
  • развивать чувство ответственности и навыки самостоятельного труда и самоконтроля.

Форма: урок-концерт.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: аудио- СD-проигрыватель, СD-диски, аудиокассеты, названия остановок, плакат с изображением троллейбуса, костюмы для танцев.

Методы обучения: словесный и репродуктивный.

Контроль знаний: индивидуальный (устный опрос), групповой (работа в парах и микрогруппах, т.е. показ танцев), тематический (опрос по пройденным темам).

Примечание: слова, выделенные жирным курсивом – предполагаемые ответы детей.

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие. Поклон.

Учитель.

Добрый день!

Сегодня мы, ребята, вспомним и поговорим о тех танцах, которые мы выучили с вами. И занятие наше пройдет не совсем как обычный урок. Я предлагаю вам немного пофантазировать и представить, что в нашем городе открылось троллейбусное движение и необычный маршрут “Остров детства” - проспект “Детский мир”. И по необычному этому маршруту следует необыкновенный танцевальный троллейбус. В нем, как и в обычных троллейбусах, есть пассажиры, то есть вы и наши уважаемые гости. А роль водителя и контролера я возьму на себя.

Итак, дорогие друзья, я вижу, что вы уже уютно устроились в салоне троллейбуса и готовы отправиться по данному маршруту. Надеемся, что во время пути следования, вы станете приятными собеседниками и хорошими друзьями, а также будете соблюдать правила поведения в общественном транспорте.

Мы часто пользуемся с вами общественным транспортом, выезжая куда-либо с выступлениями, поэтому давайте кратко вспомним как нужно вести себя в общественном транспорте?

Ответы детей.

Учитель.

Молодцы! А наш троллейбус готов отправиться в путь.

Уважаемые пассажиры! Мы напоминаем, что наш троллейбус следует по маршруту “Остров детства” - проспект “Детский мир”. Осторожно! Двери закрываются! (Звучит музыка для разминки) И вот наш троллейбус приближается к первой остановке на пути нашего следования, а называется она “Спортивная”.

“Ну-ка, дружно стройся в ряд! -
Вызываем всех ребят -
Из салона выходите
Гибкость, ловкость покажите”.
Дети, выпрямите спинки,
Приступайте-ка к разминке!

Разминка

А наш троллейбус продолжает следовать по своему маршруту до следующей остановки “Королевская площадь”. Ребята, как вы думаете, почему эта площадь называется “королевской”? На ней, наверное, живут короли? Конечно же, нет. А давайте посмотрим, что здесь происходит.

Дети исполняют танец вальс “Первое свидание”.

Скажите, пожалуйста, какая музыка сейчас звучала, и какой танец нам исполнили Катюша с Димой? Ответы детей. Правильно, это “вальс”. При слове “вальс” положено снимать шляпу, поскольку вальс – король танцев. Вот поэтому и площадь эта называется “Королевской”. А давайте-ка вспомним, что мы знаем о вальсе?

  • Им часто открывают балы и им же заканчивают…
  • Кружась в прощальном танце, покидают паркет под звуки венского вальса пары на конкурсах спортивных бальных танцев…
  • Выпускники покидают школу под звуки школьного вальса…

Несомненно, вальс – один из самых распространенных и любимых бальных танцев во все времена. Он стал популярен благодаря простоте и доступности движений. Вальс привлекает плавностью вращений и непосредственностью общения партнеров в танце.

Какова же история этого танца? Давайте вспомним.

Первоосновой танца послужил народный танец, но до сих пор происхождение его не определено. Есть предположение, что это австрийский ландлер, другие считают первоисточником вальса вольту, есть мнение, что существует связь с чешским танцем “Фуриант” и польским “Куявяк”. Скорей всего, вальс – собирательный танец, обобщивший и впитавший лучшие черты и традиции танцевальной культуры разных народов.

Метроритмическая структура вальса оказалась близкой различным народным мелодиям, однако в каждой стране вальс приобретает свою национальную окраску. За свою долгую жизнь вальс изменялся, совершенствовался, приобретал различные формы. И вальс, который исполнили Дима с Катюшей, приобрел именно такую форму в соответствии с нашим творческим замыслом.

А наш троллейбус уже приближается к следующей остановке

“Восточный базар”.

Что вы себе представляете, ребята, когда вы слышите слово “Восток”?

Ответы детей

  • Восток – край, таящий в себе много опасностей и приключений.
  • Восток – родина великих мудрецов, ученых и поэтов (Авиценна, Омар Хайям, Низами)
  • Восток - это восточный базар – это аромат пряностей, море людей в разноцветных одеждах и море товаров.
  • Восточный базар – это еще и море развлечений

А еще вспомните, пожалуйста, мы с вами говорили об этом на занятиях, что это страны с другой религией. А какой, кто вспомнит? Ответы детей. Правильно, ислам. Религия, предполагающая другой уклад жизни и другие семейные традиции. В восточных семьях очень уважительно относятся к старшему поколению, будь то мужчина, или женщина.

А когда мы слышим выражение “прекрасный Восток”, какие картинки рисуются перед вашими глазами? Ответы детей. Конечно же, перед нами предстают пленяющие взор восточные красавицы и их танцы. Скажите мне, пожалуйста, какие характерные особенности движений восточных танцев?

  • Естественность движений, свобода и возможность импровизации
  • обилие поворотов.
  • Грациозность мягких движений пальцев и рук.

Вот мы подъезжаем к остановке “Восточный базар”. На этой остановке у нас выходят пассажиры, и прошу вас предъявить свой проездной билет. Исполняется “Восточный танец”

Наш троллейбус, следуя своим маршрутом, движется к остановке “Мост дружбы”. Звучит музыка – песня о друге из м/ф, затем звучит несколько аккордов “польки”.

Под такую музыку ноги сами идут в пляс. Исполняется танец “Полька”

Учитель.

Скажите, пожалуйста, а какой танец сейчас исполнили наши пассажиры, которые следовали до остановки “Мост дружбы”. Ответы детей. Правильно, это была “Полька”. А как вы думаете, ребята, почему именно на этой остановке был исполнен этот танец.

Впервые танец появился в Чехии, и считается чешским национальным танцем, но, как и вальс, он любим в разных странах. Польку танцуют и немцы, и скандинавы, и жители стран Балтии, и поляки, и все народы считают этот танец своим народным танцем.

А в наш троллейбус вошли новые пассажиры и следуют они до остановки “Матрёшкинская улица”

В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово и танец. Связь танца и песни во все времена придавала русской народной пляске особое очарование, мелодичность, певучесть и содержательность. Давайте, ребята, немного вспомним, какие мы с вами знаем русские танцы?

Самым древним русским народным танцем был хоровод, он сопровождался песней. Хоровод – массовый танец, его рисунок – простой круг.

Русские народные пляски были сольными и массовыми. Массовые пляски – это прежде всего пляски-игры, хороводы, а позднее – кадрили, ланцы, шестеры и т.д.

В сольной пляске от танцующего требовалось выразительное исполнение – высокое техническое мастерство и актерское дарование, умение передавать содержание танца зрителю. Пляска имела четкую драматическую основу и первыми профессиональными исполнителями русского народного танца были скоморохи.

Матрешка 1.

Проходит время, за веком век…
Рожден веселым был человек.
Менялись люди и ритмы тоже,
Но мы без танца прожить не можем.

Исполняется “Русский танец”

Матрешка 2.

Проходит время, за веком век…
Всегда в заботах жил человек.
Но в каждый праздник и в час досуга
Веселый танец был лучшим другом.

Учитель.

Перекресток, бульвар, переезд –
Остановки одна за одной.
У ребят есть множество мест
Повстречаться веселой гурьбой.

А тем временем наш танцевальный троллейбус приближается к остановке “Разноцветный переулок”. Какие яркие и шумные пассажиры вошли в салон нашего троллейбуса. Что это за народ такой, кто мне подскажет, ребята? Ответы детей. Правильно, цыгане. Скажите, каково же происхождение цыган? Ответы детей. Верно, Индия является родиной цыганского народа. А подробнее, пожалуйста, расскажите об их происхождении.

В Древней Индии существовала каста, называемая “дом”. Эти предки современных цыган занимали самое низкое положение в кастовой системе и имели статус неприкасаемых. В нее входили бродячие певцы и музыканты, которые кочевали в северной части Индии. Цыганские традиции, привычки, язык, фольклор переплетались и вбирали в себя слои культуры других народов. Средневековая Греция научила цыган приемам гадания и колдовства, которыми они пользуются и по сей день. В цыганский язык вошли персидские, армянские и греческие слова.

Музыкальная одаренность этой нации удивительна. Цыгане живут большими семьями, которые вместе проводят вечера. А уж на праздники собираются десятки людей. Здесь поют и пляшут все, и самые юные, и седоголовые старики.

Назовите мне, пожалуйста, характерную черту цыганского танца. Ответы детей.

  • Характерной чертой цыганского танца является сольность; цыгане никогда не танцуют ни парами, ни коллективно.
  • Мужской танец – быстрый, стремительный. Танцор отбивает ритм каблуками, сопровождая ударами ладоней о бедра, голени и подошвы.
  • Танец женщины плавный. Она дробит ногами почти на месте, а подвижны лишь плечи, руки, ладони.

Совершенно верно. Каковы же принципы цыганского танца?

  • Цыганская пляска никогда не начинается бурно и весело, но к концу танца исполнитель выплескивает все буйство своего темперамента.

На сколько частей делится цыганский танец?

Делится на три части.

1 – это медленный или умеренный темп, используются широкие проходочки.

2 – это развитие танца. Здесь применяются дробные хода с подбивками и хлопушками у мужчин и легкие пружинящие прыжки у женщин.

3 – финальная часть – это бешеный ритм. Мужчины самозабвенно исполняют виртуозные дроби с хлопушками, женщины кружатся, машут юбкой, падают на пол или прогибаются с тряской плеч.

Я попрошу пассажиров, вошедших на остановке “Разноцветный переулок” предъявить проездной билет. Цыганский танец.

Итак, конечная остановка нашего маршрута - проспект “Детский мир”, где главной достопримечательностью является магазин игрушек, в котором существует своя игрушечная жизнь. Давайте заглянем в эту интересную жизнь игрушек и посмотрим, как танцуют куклы.

И снова звучит вальс…

Исполняется “Кукольный вальс”

Учитель.

Проходит время, за веком век…
Пусть между нами растает снег…
И пусть на нашей большой планете
Танцуют дети, и солнце светит!

Подведение итогов

Наша необыкновенная поездка на танцевальном троллейбусе завершилась.

Итак, сегодня на занятии мы с вами вспомнили еще раз об истории и характерных движениях изученных нами танцев, о традициях и культуре разных народов. Увидели танцы в вашем исполнении. В целом, я довольна вашей работой, с поставленной задачей мы справились.

А сейчас, я приглашаю вас на поклон.

Поклон.

Поаплодировали себе. Аплодисменты. Спасибо за работу!