План-конспект занятия "В соавторстве с природой"

Разделы: Общепедагогические технологии


Занятие интегрированное объединение “Цветочная мозаика” совместно с объединением “Цветоводы”.

Образовательные программы.

1. “Калейдоскоп ремесел”, педагог д/о Хрулева Ирина Владимировна.

2. “Цветоводы”, педагог д/о Раздорских Наталья Викторовна.

Тема программы:

1. Садовые цветы.

2. Комнатные растения.

Тема занятия: В соавторстве с природой.

Тип занятия:

  1. Обобщение и систематизация занятий и умений.
  2. Выявление компетентности учащихся.

Цель: Создать условия для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности путем защиты творческих проектов, представление докладов.

Задачи:

- научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новы познавательных и практических работ.

- формировать умения, пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

- научить находить и решать проблемы, использовать знания из разных областей, способность прогнозировать результаты.

- оказать помощь обучающимся в самовыражении, профессиональном самоопределении.

- воспитание ценностного отношения к природе, развитие эстетических чувств.

- формировать ответственность, самоконтроль, терпимость, самостоятельность

- осуществлять межпредметную связь с биологией. Развивать понятие о строении цветка.

Материалы и оборудования

Наглядность

1. Мини выставка комнатных растений: кала, спатифиллум, фуксия, колокольчики “Жених и невеста”, бильбергия, сансивирия, марант, герань, фиалки.

2. Мини выставка цветов из ткани: кала, спатифиллум, фуксия, колокольчики “Жених и невеста”, маки, колокольчик, василек, фиалки, хризантема, лилейник, монтреция, антириум.

3. Схема строения цветка.

4. Оценочная таблица качества изделий.

5. Оценочная таблица творческих работ.

6. Алгоритм изготовления цветов.

7. Образцы цветов: жасмин, незабудка, яблоневый цвет, фиалки, шиповник, мак.

Дидактический материал для учащихся:

Таблица № 1. В поле, в доме и в саду <Приложение № 1>.

Таблица № 2. Калейдоскоп цветов <Приложение № 2>.

Актуальность занятия

Идея проведения такого интегрированного занятия “В соавторстве с природой” возникла у педагогов дополнительного образования и обучающихся в связи с тем, что в данных объединениях изучают окружающие нас растения. Всех нас объединяет любовь к природе, с ее богатством красок и цветов, стремление беречь, ценить и воссоздавать эту красоту. Уровень мастерства обучающихся объединения “Цветочная мозаика” высокий, и последние два года они сами разрабатывают технологию изготовления тех цветов, которые находят в природе, на своих подоконниках, в цветочных магазинах.

Обучающиеся объединения “Цветоводы” могут помочь сориентировать воспитанников объединения “Цветочная мозаика” на изготовление неизвестных нам ранее цветов, так как они более подробно изучают широкий мир садовых и комнатных растений.

В начале 2009-2010 учебного года обучающиеся объединения “Цветоводы” предложили обучающимся объединения “Цветочная мозаика” разработать и изготовить творческие проекты по таким цветам, как спатифиллум, календула, калла, крокус.

Сами же ребята объединения “Цветоводы” подготовили доклады об этих цветах, где более подробно расскажут о них, а именно родине происхождения, периоде цветения, способах разведения и ухаживания, а так же найдут легенды, сказания, мифы и другой интересный материал.

Такая работа обогатит всех ребят более прочными и разносторонними знаниями в этой области. Что в дальнейшем позволит создавать новые авторские изделия из ткани.

Для проведения занятия оформляется выставка комнатных растений и цветов, изготовленных в объединении “Цветочная мозаика”.

Ход занятия

1. Организационный момент - 4 минуты.

Приветствие. Проверка обучающихся к занятию. Проверка посещаемости.

2. Целеполагание и мотивация

Мотивация к занятиям. Сообщение темы. Формулирование педагогом цели и задачи.

3. Актуализация

Вступительное слово.

- Педагог объединения “Цветоводы” демонстрирует комнатные растения, представленные на мини-выставке. Особое внимание уделяет разнообразию комнатных растений.

- Педагог объединения “Цветочная мозаика” Хрулева И.В. представляет виды цветов, изготовленных учащимися объединения, уделяя внимание сложности изготовления этих цветов, и напоминает алгоритм изготовления любого цветка. <Рисунок № 1>.

- Учащаяся Захарова Л. вспоминает строение любого цветка по рисунку “Строение цветка” <Рисунок №2>.

- Все учащиеся внимательно слушают и заполняют таблицу № 1 “В поле, в доме и в саду”, где систематизируют растение по группам: полевые, садовые, комнатные.

4. Систематизация и обобщение

Учащиеся объединения “Цветоводы” представляют доклады о комнатных и садовых растениях: крокус, спатифиллум, калла, календула.

Учащиеся объединения “Цветочная мозаика” защищают творческие

проекты по этим цветам и демонстрируют свои изделия. Особое внимание уделяют вопросам: - обоснование выбора темы;

- сложность темы;

- звездочка обдумывания;

- вывод.

1. Крокус - Горбунова Ольга <Приложение № 3>.

2. Спатифиллум – Кинсфатер Оксана <Приложение № 4>.

3.Фуксия – Захарова Любовь <Приложение № 5>.

Во время представления докладов и защиты творческих проектов остальные учащиеся работают над таблицей № 2 “Калейдоскоп цветов” <Рисунок № 3>.

5 . Проверка уровня обученности

Педагоги совместно с учащимися проверяют правильность заполняя таблицы № 1, № 2.

6. Рефлексия (Подведение итогов)

Беседа.

Выступление обучающейся объединения Захаровой Любови, студентки авиамеханического колледжа, отделения “Дизайн” с выбранной профессии и применении знаний полученных в объединении “Цветочная мозаика” по программе “Калейдоскоп ремесел”.

Выступление выпускника объединения “Цветоводы” Лебединского Александра, учащегося Ивановской аграрной академии о своей выбранной профессии (профессия агроном).

Заключительное слово педагогов о сотрудничестве двух объединений “Цветочная мозаика” и “Цветоводы”. Что удалось при проведении такого занятия, какие проблемы вскрыты, что нового узнали обучающиеся.

Проведение такого занятия подготавливает детей к творческой конференции “Добрых рук ремесло”, нацеливает их на правильное оформление творческих проектов, учит грамотному представлению и защите проектов, ориентирует на профессиональное определение. Показывает детям широкий выбор школьных предметов, где можно применить знания, полученные на данном занятии.

В дальнейшем сотрудничество двух объединений будет продолжено, и в новом учебном году (2010-2011) обучающимся предлагается подготовить новые виды растений для более глубокого изучения и проектирования.

Список литературы

  1. Аржанухина Н.В. “Искусственные и сухие цветы”, М.: изд. “Вече”, 2000 г.
  2. Евстратова Л.М. “Цветы из ткани”, “Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев”. - М.: Культура и традиции. 1997 г. – 248 с.
  3. Д-р Д.Г.Хессайон, “Все о комнатньх растениях”.
  4. Д-р Д.Г.Хессайон “Все о цветах в нашем саду”.
  5. Сухорукова Е.П., Чечулинская Л.Г. “Искусство делать цветы”. - М.: Культура и традиции. 1994 г.
  6. Суханова Н.П. “1000 способов как украсить дом цветами”. - М.: Олма-Пресс, 2001 г.
  7. Журнал “Цветоводство” № 3/1978 г., № 4/1987 г., № 1/1992 г.