Урок литературы по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Тип урока: объяснения нового материала.

Технологии: элементы технологии  развивающего  обучения, ИКТ.

Цели:

  • Образовательная: рассмотреть, как художник раскрывает тему любви в своих произведениях.
  • Развивающая: развивать умение анализировать,  сравнивать,  обобщать, развивать  монологическую устную речь.
  • Воспитательная: воспитывать оптимистическое отношение к жизни.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся со стихотворениями М.Ю. Лермонтова на тему любви.
  • Дать представление об избранницах поэта, которым он адресовал свои произведения.
  • Сравнить стихи о любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
  • Развивать эмоционально-образное мышление учащихся.
  • Воспитывать эстетический вкус к классической литературе.

Учащиеся должны:

  • знать: факты из жизни М.Ю.Лермонтова, стихотворения о любви, написанные поэтом.
  • уметь: определять основную мысль произведения.

Оборудование: проектор, презентация или портреты М.Ю. Лермонтова, Н.Ф. Ивановой, Е.И. Сушковой, М.А. Щербатовой, В.А. Лопухиной, эпиграф.

Музыкальное оформление: «Лунная соната» Бетховена. Романс «Отчего», сл. М.Ю. Лермонтова, муз. А. Даргомыжского

Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.

Учебник: Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.  В 2-х ч. под ред. В.Я. Коровиной. – М.: П., 2009.

Эпиграф:

Я не могу любовь определить, 
Но это страсть сильнейшая! – любить 
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил

Лермонтов М.Ю. Стих «1831-го июня 11 дня»

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Сообщение темы учителем

– Ребята, что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? (Ответы учеников.)       

(Учитель открывает доску, где написаны задачи урока, или слайд презентации.)

  • Познакомиться с любовной лирикой М.Ю. Лермонтова.
  • Получить представление об избранницах поэта.
  • Сравнить стихи о любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

3. Вступительное слово учителя

– Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что любовь – чувство, о котором мечтает каждый человек, и каждого волнуют вопросы: «Что такое любовь? Какая она бывает?» И мы не исключение. Не правда ли?!
В словаре Ожегова дана такая трактовка любви. «Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренной привязанности».
Это всего лишь определения любви, но они приобретают смысл, когда мы влюбляемся. У всех это происходит по-разному. Одни ждут любви с замиранием сердца, другие ищут предмет обожания сами, вглядываясь в лица окружающих.
Когда-то давно, будучи в вашем возрасте, я написала стихи:

Я жду, а дождь любви не падает,
Забрал себе всё скряга-водяной.
Дождинкой старец землю не обрадует:
Мечту любви сожжёт жестокий зной.

Это не образец поэзии, но это мои ощущения и желания в 14 лет.
У Михаила Юрьевича Лермонтова совсем по-другому.
Летом 1825г. М.Ю. Лермонтов пережил первую детскую влюбленность. Он сам рассказывал об этом в записи, датированной 8 июля 1830 года: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9… Я не помню, хороша собой была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю, почему…
Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность – нет; с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз… И так рано! В 10 лет… о, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!.. иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! – но чаще плакать».
О своём первом детском увлечении Лермонтов говорит в стихотворении 1830г. «Кавказ».

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

4.

1 У.С. Впервые М.Ю. Лермонтов испытал чувства любви в 10 лет. После Михаил Юрьевич Лермонтов влюблялся не однажды и любил сильно и страстно. А какой именно была его любовь? Это задача, которую нам придется решать. Но прежде определим виды любви и запишем на доске.

Используйте личный опыт, жизненные наблюдения, прочитанные произведения, просмотренные кинофильмы.

(Ученик идёт к доске и записывает виды любви.)

Романтическая, счастливая, взаимная, чистая, неразделённая, искренняя, несчастная, восторженная, трагическая, взаимная, страстная, бескорыстная, безответная, святая, латоническая и др.

2 У.С. – Какую же именно любовь М.Ю. Лермонтов испытывал к своим избранницам?

– Кто они, женщины, сыгравшие большую роль в судьбе поэта и его творчестве?
Возможно, кто-то из вас читал о них? Расскажите, пожалуйста. (Ответы.)
А я предлагаю вам посмотреть на портреты Натальи Федоровны Ивановой, Марии Алексеевны Щербатовой, Екатерины Александровны Сушковой, Варвары Александровны Лопухиной.
Каждая женщина полна очарования и притягательной силы. Портрет Варвары Александровны Лопухиной – это акварель Михаила Юрьевича Лермонтова, изобразившего Лопухину испанской монахиней.

– Ребята, перед вами лежат материалы с краткими сведениями из жизни избранниц поэта. (Приложение 1)

Задание:

1. Ознакомьтесь с краткими сведениями из жизни избранниц поэта.
2. Прочитайте стихотворение, предложенное вашей группе.
3. Определите, какой из женщин оно посвящено. Аргументируйте свой ответ строками из этого произведения.

– Работаем в группе. Поэтому решите, кто прочитает выразительно стихотворение, а кто будет отвечать от группы на поставленный вопрос.

Ответы учеников по группам

3 У.С.

Задание: Проанализируйте стихотворения «Отчего», «Сонет», «Но я вас помню…», «Нищий» по предложенной вам схеме.

1. Какие строки, по вашему мнению, выражают основную мысль стихотворения?
2. Сформулируйте тему стихотворения как широкую, так и узкую.
3. Каким представляется вам в этом стихотворении лирический герой, автор? Аргументируйте свои утверждения.

– Определите, о какой любви говорит Лермонтов в вашем стихотворении. (Ответы учеников. Учитель подчеркивает на доске вид любви,  указанный учениками.)
– Из ответов одноклассников сделайте вывод, какие мысли и чувства лирического героя повторяются во всех стихах?
– Тема какой именно любви просматривается в них?

Учитель: Да, вы правы, мысли об одиночестве, измене, предательстве в любви, трагичности происходящего.
Мы видим, что лирическому герою М.Ю.Лермонтова суждено остаться одиноким и непонятым, потому что, по мнению поэта, счастье в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света невозможно!»

(Учитель зачитывает эпиграф.)

– Эти строки я взяла эпиграфом к нашему уроку.
– Как вы думаете, почему любить – необходимость для поэта?

Ответ: Одиночество усиливает в Лермонтове поиски «души родной», трагические попытки поэта найти спасение в любви.
Согласитесь ли вы с моей мыслью, что лирика Лермонтова – это лирика сильнейших страстей и глубоких страданий? (Ответы учеников.)

Учитель: Любовь Лермонтова – это страдание сердца и душевные муки, которые нашли воплощение в его произведениях, ставших шедеврами классической литературы.
Стихи М.Ю. Лермонтова, по словам В.Г. Белинского, – это «вздох музыки, это мелодия грусти, это кроткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца! И какая удивительная простота в стихе! Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений, оно говорит само за себя, оно вполне высказалось бы и прозою».

4 У.С. Мы знаем, что М.Ю.Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником А.С.Пушкина.
Давайте посмотрим, одинаково ли в их творчестве звучит тема любви.
Я предполагаю вам задуматься над утверждением «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило нашей поэзии».
Справедливо ли оно? Какое художественное средство используется в этом утверждении? (Прием антитезы).

Перед вами задание 3.

1. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина, предложенное вашей группе («Красавица», «В альбом», «К ***», «Когда, бывало, в старину»), определите, о какой любви автор говорит в нем.
2. Сформулируйте тему стихотворения как широкую, так и узкую.
3. Каким представляется вам в этом стихотворении лирический герой, автор?
4. Сопоставьте стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтоава. Чем близки эти стихотворения и в чем их различие?
Аргументируйте свои утверждения.

Ответ: Любовь Лермонтова неразлучна с печалью, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Для Пушкина любовь – источник счастья.

5. Заключение

– Дорогие ребята, вы сейчас находитесь в прекрасном возрасте – начала юности.
Это возраст предчувствия любви – сильного и вдохновенного чувства.
И, наверное, каждый из вас надеется, что любовь будет светлой, чистой, романтической, счастливой. Но не пугайтесь, не отчаивайтесь, если ваша любовь окажется неразделённой. Вспомните о великом русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове, о его поисках «родной души». Пусть у него не было взаимной любви, но он был счастлив тем, что любовь его посетила и вдохновила на создание бессмертных лирических произведений.

6. Домашнее задание

– Я надеюсь, что дома вы возьмёте томик стихов М.Ю.Лермонтова, прочитаете стихи о любви и выучите понравившееся наизусть.

7. Рефлексия

– Мне хотелось бы, чтобы в вашей памяти остались самые лучшие минуты нашего урока, давайте вспомним их под прекрасные звуки романса Александра Даргомыжского на стихи М.Ю. Лермонтова.

Литература:

  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В.Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2008.
  2. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах.Т.1,2,4/Художник С.В.Богачев – М.:»Воскресенье», 19999
  3. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.  В 2-х ч. под ред. В.Я. Коровиной. – М.: П., 2009.
  4. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество / Вступ. статья Г.М.Фридлендера. Коммент. А.А.Карпова. – М.: «Современник», 1987.
  5. Творчество М.Ю.Лермонтова./ Ред. У.Р.Фохт. – М.: «Наука», 1964