Социально-психолого-педагогическое сопровождение "Комфортный мир – ребенку" детской организации "Океан детства"

Разделы: Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – социально-психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура. На современном этапе роль служб сопровождения является как никогда актуальной, когда в педагогической деятельности осуществляется переход от массового унифицированного образования и воспитания к образованию и воспитанию дифференцированному, ориентированному на способности, возможности и здоровье ученика, его потенциальные ресурсы.

Наша школа – это школа свободного творческого развития личности и индивидуальности каждого ребенка. Основой воспитательной системы школы является идея целостности. Воспитание обучение и развитие человека осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе. В школе разработана Программа детской организации, которая включает в себя следующие семь направлений: “Знание”, “Здоровье и спорт”, “Труд”, “Патриотизм”, “Зеленый мир”, “Культура и искусство”, “Досуг” (приложение 1). Педагогический коллектив школы исходит из признания принципиально-личностной равноценности и равноправия взрослого и ребенка в учебном процессе

Детское самоуправление - неотъемлемая часть школьной жизни, оно представлено детской организацией “Океан детства”. Ее цель: развитие творческой индивидуальности и формирование активной жизненной позиции обучающихся через организацию всех видов совместной деятельности взрослых и детей. Разработана структура, положение, права, обязанности.

В соответствии с возрастными группами, детская организация “Океан детства” представлена тремя объединениями: “Дружные” (1-4 кл.), “Бригантина” (5-8 кл.), “Романтики” (9-11 кл.). Для младших школьников разработана Игра – путешествие, играя в которую дети совершают необычные, увлекательные путешествия по “тропинкам”, где они знакомятся с замечательными земляками, историей и природой родного края. В ходе игры ребята играют, соревнуются, участвуют в малых и больших делах детской организации, изучают ее законы и традиции, готовясь стать активными членами д.о. “Бригантина”. Прием в д.о. “Бригантина” проводится на торжественной линейке. Из “Бригантины” ребята переходят в детскую организацию старшеклассников “Романтики”.

Положение о школьных органах самоуправления

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано на основании закона РФ “Об образовании” ст. 35 п. 2, ст. 50 п. 4.

1.2. Самоуправляющим - координирующим органом является Большой Совет (далее Совет) детской организации.

1.3. Цель: обеспечение управления детской организацией “Океан детства” на основе взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, самостоятельности в проявлении инициативы, творческого сотрудничества, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.

1.4. Задачи.

• Развить навыки сотрудничества педагог-обучающийся, педагоги-родители.

• Предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в планировании работы организации, учебно-воспитательного процесса.

• Нацелить на поиск самостоятельного дела.

• Создать условия для социализации личности воспитанника.

• Создать условия для развития внимательного отношения друг к другу, взаимоуважения детей и взрослых.

II. Структура

2.1. Высшим органом управления является Большой Совет школы. Заседания Совета проводятся 2 раза в год, на нем присутствуют все члены Совета, представитель от педагогического коллектива, представитель школьного родительского комитета.

2.2. Совет д.о. - высший исполнительный орган ученического самоуправления, который формируется из Президентского Совета клуба “Романтики” (9-11 кл.), совета д.о. “Бригантина” (5-8 кл.), совет д.о. “Дружные” (1-4 кл.) собирается 1 раз в четверть.

2.3. Президентский Совет избирается из числа активистов открытым голосованием. Выборы президента осуществляются в форме деловой игры “Выборы”. Заседания Президентского Совета проводятся 2 раза в четверь.

2.4. Совет д.о “Бригантина” (5-8 кл.) избирается из числа активистов открытым голосованием. Выборы председателя Совета осуществляются в форме деловой игры “Выборы”. Заседания Совета “Бригантина” - 2 раза в четверть.

2.5. Совет д.о. “Дружные” (1-4 кл.) назначается из числа активистов руководителем детской организации. Заседания Совета проходят 1 раз в четверть.

2.6. Каждый Совет имеет центры самоуправления: “Знание”, “Здоровье и спорт”, “Труд”, “Патриотизм”, “Зеленый мир”, “Культура и искусство”, “Досуг”.

2.7. Каждый центр самоуправления избирается в отряде открытым голосованием. Заседания центров проводятся 1 раз в неделю. Координирует работу центров вожатая и заместитель директора по воспитательной работе.

2.8. Председатель детской организации, президент клуба “Романтики”, председатель д.о. “Бригантина”, председатель детской организации “Дружные” образуют Малый Совет детской организации.

2.9. Малый Совет избирается 1 раз в месяц и по необходимости.

2.10. Информирование членов детской организации о деятельности Большого Совета и Малого Совета д.о., центров самоуправления осуществляется через газету “Школьное перо”.

III. Права и обязанности

3.1. Большой Совет осуществляет планирование работы детской организации, реализует программу деятельности, ведет системную оценку работы.

3.2. Малый Совет д.о. планирует работу детских объединений, обеспечивает условия для реализации плана, ведет системную оценку работы.

3.3. Планы работы детских объединений утверждаются на заседании Малого Совета д.о.

3.4. Большой Совет д.о. координирует учебный процесс; определяет цели и задачи самоуправления, разрабатывает общий план работы органов ученического самоуправления, координирует работу дел; периодически заслушивает отчеты о деятельности секторов.

3.5. Малый Совет д.о. имеет право: принимать решения по учебно-воспитательным вопросам внутри центров, выходить с предложениями на Большой Совет, оценивать работу объединений.

3.6. Малый Совет детского объединения имеет право: принимать решения по каким-либо направлениям жизнедеятельности, награждать за активную работу по итогам года, оценивать работу каждого центра.

IV. Участие общественных организаций в школьном самоуправлении

4.1. Представители д.о. “Бригантина” участвуют в работе д.о. “Дружные”.

4.2. Участвуют в социальных проектах, взаимодействуют с органами местной власти и СМИ.

Таким образом, социально-психолого-педагогическое сопровождение детской организации “Комфортный мир – ребенку” предполагает:

– защиту прав личности ребенка, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие в проблемных ситуациях;

– квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;

– реализацию программ преодоления трудностей в обучении;

– участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательного учреждения, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения.

Развитие и становление модели социально-психолого-педагогического сопровождения в нашей школе проходит поэтапно.

Первый этап - изучение нормативно-правовой документации, позволяющей решать вопросы нормативного и правового обеспечения сопровождения:

1. Закон РФ "Об образовании".

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

3. Методические рекомендации МО РФ от 27.06.2003 № 23-51-513/16 "Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования".

Второй этап - определение основных форм работы с педагогическим коллективом:

- разработка программы по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов, родителей, участников детской организации “Океан детства” (приложение 2);

- проведение социальным педагогом и психологом обучающих психолого-педагогических семинаров по педагогической рефлексии;

- повышение профессиональной компетентности педагогов через систему работы творческих групп учителей, предметных методических объединений путем самообразования (умения и навыки педагогов вырабатываются на практикумах, тренингах, включенных в программу работы творческих групп, а также непосредственно в ходе опытно-экспериментальной работы).

Третий этап - определение цели и задач социально-психолого-педагогического сопровождения детской организации “Комфортный мир – ребенку”.

Цель - создание комфортных социально-психолого-педагогических условий для активной и творческой деятельности детской организации “Океан детства”.

Задачи:

1. Формирование эмоционально благоприятного микроклимата в классе, в творческой группе, при общении со сверстниками и педагогами.

2. Изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

3. Оказание помощи детям, нуждающимся в специальных формах организации их деятельности.

4. Своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии.

5. Повышение психологической компетентности педагогов, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Четвертый этап – определение характерных проблем образовательного учреждения, которые необходимо решать в настоящее время. Среди таковых можно выделить:

1. Ухудшение здоровья детей: изменение их физического и психического состояния, оказывающие отрицательное влияние на процесс развития личности ребенка.

2. Неготовность детей к поступлению в школу.

В современной ситуации проблема “школьной зрелости” вновь обострилась. Это связано:

- во-первых, с уменьшением числа первоклассников, посещавших до поступления в школу дошкольные образовательные учреждения;

- во-вторых, со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей;

- в-третьих, с усложнением учебных требований, предъявляемых школой.

- в-четвертых, со сложной адаптацией детей к условиям школы.

Наблюдения за школьниками первых классов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному. Большинство детей (56%) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения, активно включаются в общественную деятельность, с удовольствием выполняют постоянные и разовые поручения.

Вторая группа детей (30%) имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается, дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми, они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами, в общественной жизни класса пассивны.

Третья группа (14%) - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, кроме того, они не осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций в отношении к одноклассникам и педагогам.

Кроме того, мы наблюдаем психолого-педагогические проблемы у родителей, среди которых:

- неспособность оказать поддержку ребенку.

- некомпетентность в вопросах психолого-педагогического развития детей;

- ослабление духовных связей между родителями и детьми и кризисное состояние семейных отношений;

- отторжение детей из семьи, ведущее к "социальному сиротству" и росту бродяжничества.

На основании социологических исследований нами определены несколько этапов реализации социально-психолого-педагогического сопровождения детской организации “Океан детства”, которая состоит из нескольких направлений:

Первое направление – “Подготовительная работа”. В него входит:

- комплексная диагностика определения уровня готовности будущих первоклассников к школе (апрель-май). Комплексная диагностика уровня готовности к школьному обучению позволяет с первого класса определить перечень как учебных, так и воспитательных программ для учащихся (программы компенсирующего обучения и воспитания, коррекционно-развивающего и общеобразовательного обучения и воспитания).

Второе направление - “Диагностика школьника”. В него входит:

- комплексная углубленная психолого-педагогическая диагностика. На каждого ученика заполняется “Карта психолого-педагогической помощи ребенку”, где собираются данные о психическом, речевом развитии ребенка, состоянии здоровья, семье. Далее определяются пути развития ребенка, даются рекомендации учителю, родителям.

- комплексная диагностика учащихся 4-х классов проводится в конце учебного года. Составляется психолого-педагогический портрет ученика, делается прогноз адаптации ребенка в пятом классе.

Третье направление – “Работа с подростками”.

В него входит:

- контроль над адаптацией учащихся пятых классов и вновь прибывших детей.

- реализация реабилитационных программ.

Приоритетным направлением реабилитационных программ является: личностное развитие и совершенствование ресурсов личности, гуманизация системы ценностей, формирование позитивной “Я – концепции”; эмоционально-регуляторное развитие, направленное на использование активных стратегий путем обучения подростков социальным навыкам, умениям преодолевать стресс и повышают стрессоустойчивость личности; коммуникативное развитие направлено на формирование навыков конструктивного общения, умений выбирать рациональные формы поведения в различных ситуациях.

В школе проводятся тренинги на снятие агрессивности, неуверенного поведения, психологический мониторинг, по результатам которого составляется психолого-педагогический портрет выпускника 9 класса.

Четвертое направление – “Работа со старшеклассниками”.

Приоритетным направлением является профориентация учащихся 9-11 классов (приложение 3).

В связи с введением предпрофильной и профильной подготовки школьников, главной целью является оказание учащимся психологической поддержки в проектировании версии продолжения обучения в профильных классах, исходя из их индивидуальных особенностей и способностей. Со старшеклассниками проводятся тренинги, направленные на формирование здорового жизненного стиля. Результатом совместной работы стала Программа развития, разработанная творческой группой педагогов и членами Большого Совета. Программа участвовала в областном конкурсе школьных проектов в 2009 году и отмечена дипломом Ш степени.

Пятое направление – “Работа с родителями”:

- консультирование родителей и работа с ними;

- совместная работа школы с родителями детей “группы риска”.

Шестое направление – “Работа с педагогическим коллективом”:

- информирование, консультирование педагогов по вопросам психологического развития детей;

- проведение для педагогов практикумов, лекций, семинаров, тренингов, соответствующих цели и задачам социально-психолого-педагогического сопровождения.

- психологическое сопровождение педагогических инноваций (переход на предпрофильное и профильное обучение, проведение единого государственного экзамена).

Ожидаемые результаты внедрения системы психолого-педагогического сопровождения детской организации “Океан детства”:

- успешная адаптация учащихся в коллективе;

- гармоничное развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, направленных на формирование личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;

- успешная адаптация и социализация выпускников школы;

- создание мониторинга психологического статуса члена детской организации.

Подводя итог сказанному, можно зафиксировать промежуточные результаты нашей работы:

- педагогические работники отмечают, что их работа в новых условиях использования социально-психолого-педагогического сопровождения стала более осмысленной, последовательной и целенаправленной. Они реально увидели и перспективу преодоления тех трудностей, с которыми сталкиваются в процессе организации сопровождения школьников, и реальные возможности нового педагогического подхода;

- разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения детской организации;

- разработана схема взаимодействия в работе педагогов и родителей;

- рассмотрены различные варианты отклонений в развитии и поведении у детей школьного возраста с выявлением причин и разработкой конкретных рекомендаций.

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании совместной работы учителя, родителей, ученика, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ОУ. При таком подходе социально-психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как “сфера обслуживания”, “сервисная служба”, но выступает как неотъемлемый элемент системы воспитания, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач формирования и развития нового поколения.