Интегрированный урок по методу проектов. Тема: "Тайны звездного неба"

Разделы: Астрономия, Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели интегрированного урока:

Образовательная:

Астрономия:

  • повторить, обобщить и углубить знания по теме «Звездное небо»,
  • рассмотреть особенности звезд, входящих в состав созвездий, видимых на территории Ярковского района Тюменской области.

Производственное обучение: применить профессиональные знания и умения, полученные знания в области коммуникационных и информационных технологий для решения исследовательских задач по астрономии и организовать практикум по теме «Информационный поиск в интернете».

Воспитательная:

  • воспитывать стремление к самостоятельному решению проблемы,
  • умение получать  ощутимый результат совместными усилиями всех членов группы,
  • способность применять для решения проблем знания и умения из разных областей науки, техники и культуры.

Развивающая: Развивать ключевые компетенции,  в том числе:

  • учебно-познавательную как способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение знаниями и умениями организации, целеполагания, планирования, рефлексии и самооценки учебно-познавательной деятельности;
  • коммуникативную компетенцию как знание способов взаимодействия с окружающими людьми, способности выбирать адекватную модель поведения, умение в тактичной форме отстаивать свои убеждения, владение навыками работы в группе;
  • компетенцию личностного самосовершенствования как стремление к интеллектуальному саморазвитию и владение навыками эмоциональной саморегуляции;
  • информационную компетенцию как умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
  • профессиональную компетенцию как способность использовать знания и профессиональные умения на практике.

Общая цель двух дисциплин: предоставить учащимся практикум по разработке группового информационного проекта.

Задачи интегрированного урока: Развивать интеллектуальные умения учащихся, критическое и творческое мышление, специфические навыки работы с информацией.

Оборудование: персональные ЭВМ, укомплектованные операционной системой Microsoft Windows Home Edition SP3, Microsoft Office 2007 SP2, Stellarium 0.10.5, Selestia 1.6.0, оснащенные выходом в Интернет с каждой машины (со скоростью передачи данных не менее 128 Kb/s), 2 экрана в комплекте с  2 мультимедиа-проекторами (1-й для демонстрации презентации, 2-ой для демонстрации картины звездного неба в программе Stellarium), стереофоническая акустическая система, флэш-карты.

Ожидаемый результат интегрированного урока: Элементарный проект в виде презентации, включающей:

  • демонстрацию выбранного созвездия на небесном своде в программе Stellarium,
  • фотографии, видеоролики или демонстрацию трех заинтересовавших ребят звезд в программе Celestia,
  • демонстрацию таблицы характеристик выбранных звезд,
  • интересные сведения о звездах.

Этапы интегрированного урока:

Подготовку проводят оба педагога: преподаватель астрономии координирует исследовательскую работу, мастер производственного обучения консультирует по вопросам применения информационных и коммуникационных технологий.

I. Подготовительный этап

Цель: организовать самостоятельную работу учащихся поискового и исследовательского характера.

Задачи: выработать элементарные навыки целееполагания, планирования, осуществления и самооценки самостоятельной исследовательской деятельности, подготовить координаторов групп.

Средства и методы:

Консультация:

  • Темы сообщений:
  • Самые яркие звезды.
  • Самые массивные звезды.
  • Самые горячие звезды.
  • Ближайшие к нам звезды.
  • Звезды с планетами.

Примерный план подготовки сообщения:

  1. Общие сведения о выбранной группе звезд.
  2. Примерный план характеристики звезд:
    • общие свойства выбранной группы звезд, характеристика, по которой отобраны звезды,
    • наблюдательные данные: положение в созвездии (фотографии созвездия или карты звездного неба),
    • внешний вид звезды (фотографии, видеоролики или компьютерные модели),
    • характеристики звезды, известные науке,
    • отличительные особенности звезды.
  3. Список использованных интернет-ресурсов.

Ожидаемый результат: подготовка и презентация с помощью мультимедийной техники сообщений  по заданной теме.

1 часть урока — 90 минут

Работает учитель астрономии.

II. Организационный этап

Цель: организовать самостоятельную работу учащихся по созданию презентации и защите выполненного проекта.

Учебно-воспитательные задачи:

  • актуализировать полученные ранее знания по темам «Звездное небо» и «Солнце и звезды»,
  • совместными усилиями выработать критерии для оценки презентованных сообщений и оценить последние,
  • разделить учащихся на группы,
  • задать структуру выполняемых проектов,
  • указать возможные средства и временные рамки выполнения,
  • задать критерии качества выполнения проектов.

Средства и методы:

Актуализация знаний с помощью дополнительных вопросов по теме в ходе презентации сообщений учащихся на выбранные темы, каждому докладчику выделяется 15 минут.

Презентация «Самые яркие звезды» (Приложение 1):

Вопросы:

  • Как измениться тройка самых ярких звезд, если их блеск оценивать  по абсолютной звездной величине?
  • Видны ли самые яркие звезды (по видимой звездной величине) на территории нашего района?
  • Существуют ли более яркие звезды, чем те, которые Вы назвали?
  • Скажите, какую тайну открыло Вам звездное небо?

Презентация «Самые массивные звезды» (Приложение 2):

Вопросы:

  • А можно ли достоверно определить массу звезды?
  • Если светимость R136a1 превышает солнечную почти в 10 миллионов раз, то является ли эта звезда  самой горячей из известных науке Звезд?
  • А почему так «похудела» рекордсменка R136a1?
  • На все ли вопросы Вы нашли ответы? А на какие вопросы не нашли ответа?

Презентация «Самые горячие звезды» (Приложение 3):

Вопросы:

  • Существуют ли звезды с температурой поверхности выше тех значений, которые вы назвали?
  • Каким методом измеряют температуру звезды?
  • Проанализируйте диаграмму Герцшпрунга-Рассела и скажите нам, какие характеристики звезды тесно связаны с её температурой?
  • Какие новые не раскрытые тайны преподнес Вам проект?

Презентация «Ближайшие к нам звезды» (см. основную презентацию):

Вопросы:

  • Что общего кроме расстояния между тремя звездами, находящимися в непосредственной близости от солнечной системы?
  • Среди трех ближайших звезд есть ли звезды с планетами?
  • С точки зрения пригодности для жизни эти планеты представляют интерес для человечества?
  • Какую тайну открыло Вам сегодня звездное небо.

Презентация «Звезды с планетами» (Приложение 4):

Вопросы:

  • Сколько экзопланет открыто в 2010 году?
  • Какими инструментами изучают экзопланеты?
  • Когда, кем и у какой звезды впервые была обнаружена Экзопланета?
  • На какие вопросы Вы не нашли ответа?

Совместная выработка обучающимися и педагогом критериев для оценки сообщений.

  • Актуальность отобранной информации.
  • Соответствие информации, приведенной в презентации, заявленной теме.
  • Полнота раскрытия темы, четкая структура, наличие логических связей между частями презентации, правильный порядок изложения.
  • Доступность изложения материала.
  • Наглядность и эстетичность оформления презентации, стилевое единство.
  • Владение основными приемами работы в браузерах, поисковых системах.
  • Выступление докладчика.

Выбор экспертной комиссии.

Самооценка презентованных сообщений и оценка сообщений учащимися, заполнение комиссией таблицы оценок за сообщение (Приложение 5).

Распределение на группы и по рабочим местам в кабинете информатики.

Распределение ролей в микрогруппе (координатор; оператор, проводящий поиск; оператор, оформляющий презентацию; докладчик проекта).

Ознакомление с требованиями к обязательным элементам проекта.

Определение списка необходимых программных и аппаратных средств и временных рамок выполнения проектов.

Задание критериев качества проекта.

Итоги первой части урока.

2 часть урока — 180 минут

III. Создание проекта

Работает мастер производственного обучения.

Цель: накопить опыт самостоятельной проектной деятельности, выполнение и оценка проектов.

Учебно-воспитательные задачи: в течение второго урока обучающимся необходимо:

  • найти, загрузить и установить на компьютер бесплатные планетарии Stellarium и Celestia,
  • с помощью виртуального планетария сконструировать картину звездного неба на широте и долготе, выбранного группой населенного пункта Ярковского района Тюменской области, предварительно найти координаты населенного пункта в интернете,
  • выбрать одно из видимых на территории Ярковского района Тюменской области созвездий,
  • найти информацию о созвездиях, звездах и других объектах, входящих в их состав в Интернете,
  • проанализировать найденную информацию, отобрать три звезды, обладающие уникальными свойствами,
  • сохранить информацию на компьютере,
  • оформить и презентовать проект в виде слайд-шоу PowerPoint,
  • объективно оценить выполненные проекты.

Примерный план презентации:

  1. Название выбранного созвездия.
  2. Местоположение созвездия на карте звездного неба.
  3. Краткая характеристика выбранных звезд: название, положение в созвездии, история открытия, отличительные особенности звезды, характеристики, известные науке.
  4. Интересные сведения о выбранных звездах.

Ожидаемый результат: групповые информационные проекты, оформленные в виде презентации PowerPoint.

IV. Презентация проекта (Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9):

Цель: обучить защите, экспертизе и оцениванию групповых информационно-исследовательских проектов.

Порядок защиты: Демонстрация презентации, сопровождающаяся докладом. Синхронно с докладчиком в программе Stellarium работает оператор ЭВМ из команды, создававшей проект, который по мере необходимости находит и отображает в виртуальном планетарии созвездие, звезды, туманности и другие объекты выбранного созвездия.

Вопросы к докладчикам:

  • Почему выбрано именно это созвездие?
  • Какая информация (текстовая, графика, видео и аудио) была использована при подготовке презентации, каковы источники информации.
  • Какие поисковые системы/машины были использованы для поиска информации в Интернете? По каким критериям отбирались результаты поиска?
  • Что не удалось/не удалось выполнить при подготовке презентации?
  • Что удивило Вас при просмотре или выполнении проектов? 
  • О каком факте из увиденных или созданных проектов вы обязательно расскажите друзьям?

Оцениваются:

  • Актуальность отобранной информации.
  • Соответствие информации, приведенной в презентации, заявленной теме.
  • Полнота раскрытия темы, четкая структура, наличие логических связей между частями презентации, правильный порядок изложения.
  • Доступность изложения материала.
  • Наглядность и эстетичность оформления презентации, стилевое единство.
  • Владение основными приемами работы в браузерах, поисковых системах.
  • Скорость и точность показа звезд и созвездий в виртуальных планетариях.
  • Выступление докладчика.

Обязательные элементы:

  • Использование информации, опубликованной в течение 2010 года.
  • Использование текстовой, графической, видео и аудиоинформации.
  • Демонстрация созвездий и звезд в планетариях.

Средства и методы:

Выступление докладчика, сопровождающееся презентацией проекта в Power Point.

На завершающем этапе работают оба педагога.

V. Оценка проекта:

Цель: оценить проделанную работу.

Ожидаемый результат: объективность оценки.

Средства и методы:

Оценка проектов: в таблицу результатов заносятся оценки, выставленные всеми присутствующими, голосование производится индивидуально в открытой форме с помощью цветных табличек 5 баллов — красная табличка, 4 балла — желтая, 3 балла — зелёная. Результаты оценки заносятся членом экспертной комиссии в таблицу № 2 (Приложение 10) .

Оценка преподавателями целого проекта: презентации производится путем суммирования всех полученных баллов по одному проекту.  Победитель определяется по максимальному количеству набранных баллов. Дополнительно объявляется 11 номинаций:

  1. За информационную компетентность — лучшему информатору.
  2. За организаторский талант — лучшему координатору проекта.
  3. За умение привнести весомый вклад в работу коллектива — виртуозному исполнителю.
  4. За умение учиться самому и обучать других — лучшему ученику-«учителю».
  5. За умение пошутить и подбодрить окружающих — юмористу-приколисту.
  6. За тонкий вкус и эстетичное оформление — лучшему художнику проекта.
  7. За увлекательный рассказ — лучшему докладчику.
  8. За операторское искусство — самому быстрому оператору, работавшему в планетариях.
  9. За самый удачный подбор музыкальной композиции на тему «Космос» — лучшему  звукооператору.
  10. За стойкое решение возникших проблем — самому находчивому и целеустремленному участнику проекта.
  11. За удачный подбор видеороликов — лучшему режиссеру.