Решение задач на разностное сравнение. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (37 МБ)


Цели урока:

  1. Образовательные: повторение состава чисел до 9, закрепление вычислительных приёмов в устном счёте, подвести детей к новому открытию на уроке, сравнение множеств в жизни и в задачах, вывести новый тип схем, первичное закрепление, решение задач на новый тип.
  2. Развивающие: развивать интерес к науке математике, мыслительные операции, логику, внимание, память, математическую речь.Учить анализировать и делать выводы.
  3. Воспитательные: умение работать с товарищем в паре, в группе, воспитывать уважение к чужому мнению, доказывать свою точку зрения, дружелюбию, терпению, любовь к природе и бережное отношение к птицам.

Оборудование: учебник Л.Г. Петерсон 1 класс(2 часть, стр. 54-55), экран, проектор, карточки с выражениями на столах у детей, лист с множеством снежинок с одной стороны и множеством капелек с другой (один на двоих), полоски бумаги.

Ход урока: Виды работы:
1. Повторение, устный счёт. 1. Фронтальный опрос, работа в группах.
2. Нацеливание детей на проблему. 2. Работа в парах.
3. Физминутка.  
4. Этап затруднения. 4. Работа в парах, в группе.
5. Выход из затруднения. 5. Фронтальный опрос.
6. Физминутка.  
7. Тренировка в новом типе задач. 7. Самопроверка и в парах.
8. Подведение итогов, самоанализ. 8. Индивидуальный опрос.

Ход урока

I. Повторение, устный счет

Ребята, у нас сегодня урок – открытия нового. Мы должны вывести новое математическое правило и научиться решать новые задачи. А чтобы научиться новому, что нужно сначало? (Дети – повторить пройденное).

Сегодня я вас приглашаю в зимний лес, так как в семье снеговиков (учитель показывает на доску, на картинки) случилась беда, у них пропал снеговик – папа, поможем выручить его и найти, ребята? (Дети-да!) Вот мы оказались на поляне повторения, тут математические следы, нам надо пройти по этим следам и продолжить их, тогда мы приблизимся к дереву. (На доске картинка дерева со следами, а около последовательность – 9,1 9,2…) Напишите эти следы в тетради и продолжите их.Кто ответит, как продолжить последовательность?

Подошли мы к дереву поближе(учитель меняет картинку, дерево уже крупное), а тут что-то написано:

Как-то вечером к медведю на пирог пришли соседи: ёж,барсук, енот, косой, волк с плутовкою лисой. А медведь никак не мог, разделить на всех пирог. От труда медведь вспотел, он считать ведь не умел! Помоги ему скорей, посчитай-ка всех зверей. (Дети дают ответ). Пока не видно в лесу никого, надо ещё нам посчитать. К доске пойдут поработать три человека, выполнят задания(дети выходят и пишут на доске:

Сравнить: Поставить знак: Вставить число:
3… 6-4 8 4 2=2 5 +….=9
8 – 5… 4 4 2 3=3 …. – 4= 4
3 + 4…9 – 2 5 5 4=4 8 -…..=3

А мы пока будем в тетрадях записывать только ответы:

  • найти сумму чисел двух и пяти;
  • уменьшаемое 9, вычитаемое 3, найти разность;
  • уменьшить число 8 на 6;
  • увеличить число 4 на 5;
  • первое слагаемое 3, второе такое же, найти сумму, я задумала число, если к нему прибавить 4, получится 7, какое число я задумала…(

Дети дают ответы, кто согласен, хлопают) Проверим товарищей у доски.

(Зажигается экран, на слайдах зимний лес) Мы учили с вами стихотворение, давайте вспомним…Хором вместе со мною:

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею, крепко, непробудно…Бывайте в лесах, любите лес, наблюдайте за природой!

А под нашим деревом сделал норку вот какой зверёк. (На экране слайд с барсуком) Кто же это? (Дети – барсук) Барсуки зимой спят, но могут проснуться и поесть своих запасов. Они обжоры. В день один барсук может съесть 50 лягушек. Он всеяден: ест ящериц, крыс, змей, насекомых, лакомится мёдом и ягодами. В США известны случаи, когда барсуки строят гнёзда прямо на ветках, так учёные считают, что барсук борется с вырубкой леса. Ну а нам они прислали игру «лото», в которую мы сейчас поиграем в командах. (Дети в классе перестраиваются в команды, каждой выдаётся карточка с примерами, которую надо закрыть правильным ответом). Дети под музыку работают в командах.

Молодцы! Учитель, ходит, проверяет. Давайте отдохнём, посмотрите какой пошёл снег! (На экране снежинки кружаться и падают, дети танцуют вместе с учителем под песню «Если снежинка не растает…)

А мы подошли в лесу к высокой ели, на которой целый январь строили гнездо птицы, не бояться морозов и у них в феврале выведутся птенцы. Кто это? (Дети говорят варианты) Давайте проверим – это клесты! (На экране клесты) Они не бояться холодов, так как еда всегда на ёлке, и они могут спокойно своим удивительным клювом её достать. Что же они едят? (Дети отвечают) Ну а мы с вами сделали кормушки, повесили их около школы, может зря? (Дети отвечают, что кормить надо птиц зимой) Клесты принесли вам письма с выражениями, надо сейчас посчитать и на ушко сказать ответ своему товарищу, проверить друг у друга. Игра «Не ошибись». (Дети выходят с карточкой к доске по команде учителя и показывают своё выражение, остальные если согласны – хлопают)

Учитель: У кого значение выражения 1? 2? …9 (участвует весь класс, каждый ребёнок выходит к доске в нужный момент).

II. Нацеливание детей на проблему

Мы всё идём по лесу и никак не найдём папу-снеговика, давайте ляжем на парту и послушаем, может мы услышим шаги? (В это время учитель включает отрывок из мультфильма «Снеговик-почтовик» - файл у автора.) Посмотрите, вот же он. Кто за ним гонится? (Дети - волк и лиса). Наверное хотят письмо отнять, давайте спасём снеговика! Может письмо у нас где-то в классе? (Дети смотрят по сторонам, действительно письмо на стене повисло, около доски, находят, показывают) Что же в письме? (Учитель читает, достаёт письмо из красивого конверта: помогите решить задачу) Поможем? (Дети - да!)

На экране снеговик даёт указание новых задач: новый вопрос будет в задачах: – На сколько больше? С предлогом НА! Снеговик не может решить задачу: ему подарили 8 штук мороженого, а его другу 6 конфет. На сколько больше подарили ему, чем другу? Давайте вспомним, из чего состоит задача? (на экране – условие, вопрос, рисунок или схема, решение, ответ, выскакивают слова, которые дети называют) Давайте сделаем рисунок. (На экране) Как сравнить два множества? (Дети – можно посчитать оба или соединить парами, смотрим на экран) А если множество очень большое? Вот у вас на столе лист, где с одной стороны много снежинок, а с другой стороны много капелек. Попробуйте сравнить два множества, соединив их парами. (Дети под музыку соединяют в парах) Давайте сделаем зрительную гимнастику, так как очень много предметов. Слепим снеговика. (Дети поют песню с движениями «Снежная баба».) Ну что? Этот способ удобный? (Нет) Как же быть?

III. Этап затруднения

Давайте попробуем найти новый способ, сначало сделаем чертёж к задаче в тетрадях, кто пойдёт к доске? (Ученик выкладывает две полоски, показывает разницу). Как же найти разницу? У вас на парте две полоски тоже, подумайте вдвоём что нужно сделать с полосками, чтобы найти эту разницу?Если не додумаетесь, то посовещайтесь в командах. (Звучит музыка «Кабы не было зимы», дети совещаются) Если дети не догадываются соединить полоски, то учитель вызывает к доске самого высокого ученика и самого низкого и спрашивает: как их сравнить? (Дети говорят – поставить спинами, соединить) Правильно! Вот и полоски надо на чертеже соединить. Смотрим на экран. Как же найти теперь разницу? Этот маленький отрезок? (Дети отвечают, что это часть, а как мы находим часть уже знаем.) Как найти часть?

IV. Выход из затруднения найден

Так как найти на сколько больше одно число, чем другое? У меня на доске перепутаны слова – надо, чтобы найти, от, меньшее, большего, на сколько, больше, одно число, другое, чем.Кто пойдёт и переставит правильно.(Дети двое выходят и переставляют) Молодцы! Давайте проверим с научным источником – учебником, правильно ли мы вывели правило.(Дети открывают учебник и читают хором правило) Мы правы! А теперь всё, можно и ничего не делать? (Дети – надо потренироваться!)

V. Тренировка в новом типе задач

Давайте дорешаем задачу снеговика, запишем решение. Кто прокомментирует, как найти на сколько больше больше мороженого получил снеговик, чем конфет его друг? (Ученик комментирует, все записывают). Теперь в ответе у нас тоже будет предлог НА, это очень важно, мы будем обводить его кружочком. Попробуйте сами в паре решить следующую задачу на экране. Какое правило вы будете применять? (Дети хором повторяют правило, подглядывая или на доску или в учебник, потом решают, совещаются, проверяют друг у друга) А теперь проверьте с образца. (Дети сверяют с экраном). Кто решил правильно, встаньте. И последюю задачу побробуйте решить сами самостоятельно. (В это время учитель к себе подзывает к столу слабых учеников и спрашивая их как они поняли новое правило, помогает им решить задачу, это как правило 4 человека в классе, когда другие закончат, учитель называет, кто к кому подходит и проверяет задачу).

VI. Подведение итогов

Мы освобили снеговика от волка и лисы, он благополучно вернулся к семью и помогли ему справится с новой задачей, вывели новое правило, какое? (Дети говорят опять хором).

Что понравилось сегодня на уроке? Где было трудно? (Учитель открывает заднюю часть доски, а там снеговик, только без морковки.) У вас сбоку на парте прикреплены две снежинки: белая и голубая, давайте из них выложим снеговика на доске, только вы берёте белую снежинку, если поняли как решать задачу, голубую, если не очень поняли. (Дети открепляют снежинки и выкладывают на доске снеговика). Молодцы, ребята, я очень рада, что вы все поняли (почти все) как решать новые задачи. А снеговик говорит вам спасибо, делайте добро дальше! Он прислал нам своего брата, только нос у него отдельно, сделан и пластилина. Мы на перемене попробуем прикреплять его с закрытыми глазами. Спасибо за урок!